Иллокутивная сила высказывания.




Иллокутивный акт- это производство конкретного предложения в определенных условиях.

Высказывание – это единица речевого общения. Для него характерны мотивированность, целеполагание, включение во внеязыковую действительность субъекта. Предложение может стать высказыванием лишь когда оно помещается в реальную языковую ситуацию.

Иллокутивная сила высказывания заключается в том, какое намерение автора речи оно призвано осуществить: сообщение, побуждение, обещание, оценку и пр.

Иллокутивное самоубийство

По Вендлеру:

Понятие иллокутивногосамоубийства связано с тем, что не всякое речевое действие может бытьвыражено глагольным предикатом: Благодарю вас, Прошу вас, Приказываю

вам и т. п. Есть целый ряд речевых актов, в которых употребление глагола в

подобной форме как бы убивает иллокутивную силу высказывания. Так,

например, можно лгать (любым способом), но нельзя осуществлять речевой

акт лжи высказыванием: Я вам лгу. З. Вендлер указывает глаголы,

приводящие к иллокутивному самоубийству: подбивать, подстрекать,

угрожать, хвастаться, лгать, высмеивать, насмехаться, язвить, льстить и

многие другие. Речевые акты сперечисленными предикатами содержат «подрывной фактор», где тайноестановится явным. Поэтому, например, в политической рекламе обязательнывысказывания следующего типа: Давайте наводить порядок, Депутат –

слуга народа, борец с мафией, патриот, но невозможны высказывания: Я

хочу власти, Я друг мафии, Я хочу получить выгоды, так как последние

раскрывают истинные неэтичные намерения говорящего.

 

 

9. Метатекст — текстовые элементы второго порядка (метаданные), выполняющие служебные функции по отношению к некоему первичному тексту.

Элементы текста, соотносимые с ситуацией общения, при помощи которых говорящий контролирует свои операции с языком и осуществляет самоконтроль в процессе осуществления коммуникативного замысла (например, так сказать, в смысле, как говорят, точнее, не то чтобы).

 

 

10. Что такое фрейм/сценарий:

метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации; смысловая рамка, используемая человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Фрейм описывает скорее ситуацию, а сценарий — скорее событие. Фрейм устойчив, как правило фреймы не осознаются, и попытка их экспликации ведет к дезорганизации восприятия.

Фрейм — то, что есть общего в сознании человека по поводу того или иного события. Например, что возникает в голове, когда мы говорим «что такое день рождения»? Это торт, свечи, подарки, песни, развлечения и так далее.

Из МДА: фрейм — разделяемое языковым сообществом представление о некоторой статической структуре (модель стандартного жилища и т. д.). сценарий — то же для динамических структур (путешествие, посещение ресторана и т. д.). Знание фреймов помогает проще активировать впервые возникающий в речи референт. «То есть можно было уже по лестнице побежать, лифты уже не могли работать». Появление впервые упоминаемого референта «лифты» не ведет к нарушению ограничения легкого подлежащего: понятие лифта входит в уже активированный фрейм «многоквартирный дом». Знание фреймов и сценариев помогает лучше запомнить и понять текст.

 

Максимы Грайса.

1. Максима полноты информации (максима количества): Высказывание не должно содержать больше/меньше информации, чем требуется.
2. Максима качества информации: Не говори то, что считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Твой вклад в разговор должен быть истинным.
3. Максима релевантности (максима отношения): Будь уместным и не отклоняйся от темы.
4. Максима манеры (максима способа): Выражайся ясно. Избегай непонятных выражений. Избегай неоднозначности. Будь организован. Будь краток (избегай ненужного многословия).

 

Принцип кооперации.

Постулаты Пола Грайса базируются на общем принципе кооперативности общения. Принцип кооперации определяет способ максимально эффективного совместного оперирования информацией. Это своего рода договор, аналогичный нормам не только речевого, но и внеречевого поведения. Принцип кооперации представляет собой единство максим (см.предыдущий вопрос), обеспечивающих совместный вклад партнёров коммуникации в общую коммуникативную ситуацию. Принцип кооперации Пола Грайса предполагает готовность партнёра к сотрудничеству. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога". Исходные условия принципа кооперации:
1. Наличие у участников взаимодействия общей цели.
2. Ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить.

 

13 Максимы Лича


Принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта.

Дж. Лич рассматривает вежливость как область риторической прагматики. Он отмечает, что принцип вежливости в большей степени регулирует общение, чем принцип кооперации: он поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседниками и дает понять, что прежде всего они заинтересованы в сотрудничестве друг с другом

Дж. Лич отмечает, что в процессе общения принцип кооперации П. Грайса взаимодействует с его принципом вежливости и является его дополнением. Он допускает возможность кросскультурной вариативности, делая предположение о том, что в разных культурах предпочтение может отдаваться разным максимам.

Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

1. максима такта (предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника); Уменьшайте затраты слушающего, увеличивайте выгоду слушающего.
(Метамаксима: Не ставьте других в ситуацию, когда они вынуждены нарушить максиму такта).

2. максима великодушия (есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта);
Уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду слушающего.

3. максима одобрения (это максима позитивности в оценке других.Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии);
Уменьшайте осуждение (порицание) слушающего, больше хвалите.

4. максима скромности (есть максима неприятия похвал в собственный адрес.Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развёртывания речевого акта);
Меньше хвалите себя, больше порицайте себя.

5. максима согласия (максима неоппозиционности.Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение);
Уменьшайте разногласия между вами и собеседниками, увеличивайте согласие.

6. максима симпатии (рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта).
Уменьшайте антипатию между вами и собеседниками, увеличивайте симпатию

Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

 

 

14 Иллокутивное вынуждение к действию, в каких возникает ситуациях

Иллокутивное вынуждение – это когда одна реплика (или соответствующий ей РА), иллокутивно вынуждает другую (или другой РА). Т.е. связь между репликами в диалоге, при которой одна неизбежно влечет за собой определенную другую, при этом коммуникант обязан произнести эту ответную реплику

Например:
Вопрос – ответ
Приветствие – ответное приветствие
Предложение – согласие/отказ

 

 

Что такое эмпатия?

Эмпатия – способность сопереживать, взглянуть на мир чужими глазами. Принцип эмпатии – соблюдение хороших коммуникативных, контактных отношений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: