Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 5 глава




Третий корень силы воли — вера в то, что мы можем добиться своих целей. Путем внутренней переработки наши желания трансформируются в цели. Как желудок не может функционировать без пищи, так и подсознание не способно работать, не имея целей. Но нам необходимы не чьи-то цели, а только наши собственные. Человек обычно верит в то, что соответствует его насущным желаниям. Эта вера способна свернуть горы, она пробуждает силы, необходимые для всех свершений.

Четвертый корень силы воли — жизненная сила, необходимая для здоровья и крепкой нервной системы. Даже у самого физически слабого человека достаточно сил для того, чтобы достичь самых больших целей. Наверное, каждому случалось наблюдать, как слабые люди в гневе или агрессивном состоянии становились настоящими силачами. Решающим является вопрос, по каким каналам направляется эта сила. И все же мы должны следить за тем, чтобы организм был натренирован, дабы производить бьющую через край жизненную силу, иначе даже самые сокровенные наши цели останутся только пустыми мечтами.

Пятый корень силы воли — терпение. Часто знакомство с биографиями великих людей дает гораздо больше, чем чтение книг по психологии. Люди, добившиеся больших успехов, сначала имели только желание. При наличии смелости, чтобы отстоять свои желания, и веры в возможность их осуществления не последнюю роль в успехе дела играет терпение. Оно помогает сохранять верность своим целям даже при неудачах. Начать задуманное может каждый, но победителем становится только тот, кто не отступает при неудачах. Часто проигравшие значительно способнее и талантливее, но они не выдержали трудностей.

Чтобы стать выше, лучше, нам нужна выдержка, а точнее сказать, повторение: и в спорте, и в искусстве, и в науке, и в деловой жизни. Благодаря повторению знания превращаются в умения. Было бы очень хорошо, чтобы жизненным девизом каждого человека стала мысль: «Благодаря повторению самое тяжелое становится легким, развивается чутье. Подсознание работает со все большей точностью. Автоматически я добиваюсь больших успехов». Еще более кратко и точно эта мысль звучит так: «Постоянное повторение одной идеи превращается сначала в веру, а затемв убеждение».

Лучшими упражнениями для развития силы воли служат упражнения на совершенствование и концентрацию внимания. Самая трудная работа будет выполнена с легкостью и с лучшим качеством, если мы сможем целиком сконцентрироваться на ней. Интерес и ум, которые человек вкладывает в свою работу, — результат добровольного сосредоточения. И каждый, кто разовьет в себе искусство сосредоточения, достигнет желаемых результатов.

Сосредоточившийся человек концентрирует свое внимание и силу мысли на одном предмете. Результат выражается в том, что каждое его действие, вольное или невольное, направлено к достижению цели.

Концентрация мыслей усиливает их напряженность. Важнейший принцип сосредоточения — концентрирование внимания на одной определенной мысли или на одном действии. Каждое упражнение, которое содействует способности устранять несущественные мысли, обладает большой ценностью. Первое условие концентрации заключается в умении устранять посторонние мысли, звуковые и зрительные впечатления, уничтожать невнимательность и получать полный контроль над телом и духом.

Упражнение 1. «Я сижу спокойно».

Это упражнение нужно научиться делать в совершенстве. Оно учит контролировать мышечные движения и на первый взгляд может показаться очень простым. Но в действительности это далеко не так. Здесь прежде всего проверяется ваша способность сосредоточиваться, задерживая невольные движения. После небольшой практики вы будете способны сидеть совершенно спокойно пятнадцать минут и больше. Только освоив это упражнение, можно переходить к следующему.

Итак, сядьте на стул и примите удобное положение. Расслабьте мышцы и постарайтесь сохранить полнейшее спокойствие в течение пяти минут. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не станете способными, делать его совершенно легко. Постепенно увеличьте время тренировки до пятнадцати минут. Вы не должны сидеть в полном оцепенении: мускулы должны быть совершенно расслабленными. Кроме всего прочего, это упражнение очень полезно для полного отдыха организма.

Упражнение 2. «Ямогу держать руку».

Сядьте прямо. Поднимите голову, выдвиньте вперед подбородок и расправьте плечи. Вытяните правую руку в правую сторону на уровне плеча. Поверните голову вправо и направьте на руку пристальный взгляд. В таком положении сидите одну минуту. Такое же упражнение проделайте с левой рукой. Когда упражнение будет проделываться вами очень легко, увеличьте время его выполнения до трех минут. Ладонь руки должна быть обращена вниз. Направляя взгляд на кончики пальцев, вы всегда можете проконтролировать, сохраняет ли рука спокойное положение.

Упражнение 3. «Я могу держать стакан».

Это упражнение является продолжением предыдущего. В руке вы должны держать стакан, до краев наполненный водой. Смотрите на стакан и добейтесь, чтобы при этом не было никаких колебаний воды.

Упражнение 4. «Я могу сосредоточиться».

Оно поможет вам научиться сосредоточивать внимание на отдельном предмете. Возьмите карандаш и в течение пяти минут концентрируйте на нем все ваше внимание. Пристально смотрите на него. Поворачивайте и исследуйте его, думайте о его качествах, материале, о процессе изготовления. Не думайте ни о чем другом, кроме карандаша. Считайте, что его изучение составляет цель вашей жизни. Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваше внимание ускользало от этого предмета. Когда вы научитесь полностью овладевать своим вниманием, то одержите громадную победу.

Продолжая упражняться в концентрации, в развитии силы воли, вы станете настоящим гигантом по сравнению с теми людьми, которые не обладают этой силой. Ваша сила воли должна проявляться в том, что вы заставляете других принимать вашу точку зрения, выполнять ваши желания.

Вот несколько таких упражнений.

Упражнение 1.

На улице сосредоточьте все свое внимание на человеке, идущем впереди вас не более чем в трех метрах. Зафиксируйте на его затылке свой пристальный взгляд и твердо пожелайте, чтобы этот человек повернулся и посмотрел на вас. После небольшой практики вы добьетесь совершенства в этом умении. Вашему желанию будет подчиняться множество людей. Женщины более восприимчивы к этому духовному влиянию, нежели мужчины.

Упражнение 2.

Направьте свой взгляд на кого-нибудь, когда сидите на концерте или в театре, зафиксировав его на затылке, и настойчиво пожелайте, чтобы этот человек повернулся к вам.

Вскоре ваш объект начнет ерзать, волноваться, испытывать беспокойство. Наконец, обернувшись, он посмотрит на вас. Этот опыт лучше воздействует на тех, кто с вами знаком. Чем лучше вы знакомы с испытуемым, тем скорее сможете оказать на него влияние.

Эти два упражнения можно видоизменить. Принцип же воздействия один и тот же — сосредоточенный взгляд и сильная, настойчиво ожидающая воля или требование результата. Если у вас возникнут затруднения при этих опытах, значит ваша сила воли еще недостаточно развита.

Упражнение 3.

Выберите одного человека из толпы на противоположной стороне улицы. Пусть он идет чуть правее или чуть левее точки, расположенной точно против вас. Вы должны упорно смотреть перед собой, не показывая вида, что глядите на данного человека. Постоянно держите его в поле зрения. Направьте на него непреклонное умственное требование, твердо ожидая, что он непременно повернется и посмотрит в вашем направлении. Если вы точно выполните все эти указания, то через некоторое время человек действительно повернется и посмотрит в вашу сторону. Иногда взгляд бросают рассеянно, в других случаях на вас будут смотреть внезапно и резко. Человек, который неосознанно повинуется вашему призыву, зачастую имеет смущенный и даже глупый вид, встретившись с вашим твердым, решительным взглядом.

Упражнение 4.

Станьте около окна и направьте свой взгляд на проходящего по улице человека, упорно желая, чтобы он повернул голову и посмотрел в вашу сторону. В семи случаях из десяти вам будут повиноваться, если ваша способность сосредоточиваться развита в достаточной мере. Результаты окажутся еще более впечатляющими, если вы будете стоять у окна нижнего этажа: стремление к повиновению, которое выражается в обыкновенном повороте головы, гораздо легче внушаемо и исполнимо, чем повиновение с поднятием глаз наверх.

Эти упражнения помогут вам уверовать в собственные силы. Хотя они мало ценны для развития духовных сил, но все же являются неплохой подготовкой для развития силы воли. Такие опыты никогда не должны служить вам забавой или средством развлечения друзей.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХАРАКТЕРА

Характер человека — это слепок его души, на который жизнь наложила свой отпечаток. Характер формируется и развивается только изнутри, хотя и присваивает себе извне то, что ему нужно. Он выковывается обстоятельствами жизни, причем каждое новое событие, новый опыт увеличивает его силу. Всякие чувства и мысли, как бы не были они мимолетны, оставляют свой след в формирующемся характере.

Развитие характера следует считать одной из главнейших составляющих человеческого прогресса. Жизнь не даст нам истинного удовлетворения, пока мы не признаем того факта, что только через развитие характера мы способны достичь того наивысшего предела, который предопределен нам судьбой. Духовный голод не даст нам покоя и будет постоянно гнать к достижению этой цели. Успех будет следовать за успехом по мере того, как человек совершенствует свой характер, и все новые области будут раскрывать перед ним свои дали. Материальные завоевания человека со временем могут превратиться в прах, но все приобретения характера будут принадлежать ему всегда.

Стоит только человеку немного проанализировать свое представление о самом себе, чтобы убедиться, до какой степени оно поверхностно. Мнение окружающих является, пожалуй, главным источником, доставляющим «глину и краски» самооценки. Мы слышим, как наши друзья и близкие говорят о нас, красивы мы иль некрасивы, глупы или умны, невежественны или образованны, влиятельны, значительны, — и постепенно из этого множества отражений «кривых зеркал», по мере того, как уходят годы детства и юности, мы объединяем массу разнообразного и подчас не соответствующего истине материала вокруг того центра сознания, который является нашим духовным «Я».

Всякое настоящее усилие в созидании характера имеет целью выявить истинное духовное «Я», лежащее в основе личности, и развить силы характера так, чтобы они проявились через личность и изменили ее.

Наша жизнь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — это жизнь, в которой человек чувствует, мыслит и действует, сохраняя свое собственное равновесие; внешняя жизнь включает в себя наше тело со всеми его запросами и потребностями.

Только того человека, у которого внутренняя жизнь управляет его телом, окружением и поведением, приспосабливая все обстоятельства к своим собственным целям, по праву можно назвать человеком с характером, то есть таким, кто велик своим внутренним содержанием, у кого сила душивыше, чем сила привычек, тела и окружения.

Такой характер обнаружит себя во всех мелких случайностях жизни, живет ли человек изо дня в день без определенного плана, но в соответствии с известными принципами, как это бывает со многими людьми с характером, или же он работает во имя достижения определенной цели. Таким образом, человек с характером живет как бы изнутри, налагая твердую печать на свой маленький мир, и потому он одновременно и добр и велик.

Примеры людей с характером можно найти на всяком жизненном поприще. Таковы многие из тех, кто пожертвовали удобствами и комфортом жизни ради достижения своих идеалов — молодой писатель, чувствующий красоту слова и готовый скорее умереть с голоду на чердаке со своей музой, чем жить в комфорте без нее; коммерсант или юрист, сохраняющие честность среди сотен соблазнов; преданный науке ученый, отдающий ей свое время и силы. Каждый из них увидел в глубине своей души проблеск великой возможности и отдал ей всего себя.

К лучшим качествам человеческого характера принадлежат любовь и доброта; мужество, твердая воля, настойчивость; знание, мудрость, понимание, умение.

Все прочие хорошие качества человеческой души имеют строгую прямую связь с этими главными качествами. Так, любовь и доброта порождают сострадание и сочувствие при виде горя или несчастий окружающих; честность и справедливость — качества, учащие уважать чужие права; благодарность, заставляющую помнить оказанные услуги и помощь; дружбу — основу взаимного доверия; вежливость, учтивость — делающие нас приятными в обществе.

Из мудрости и знания проистекают благоразумие, то есть умение верно избирать средства деятельности, предвидеть и предупреждать возможные препятствия; снисходительность, приучающая нас смотреть на ошибки других как на несчастья и извинять их; великодушие, стремящееся только к истинному достоинству; умеренность, учащая нас, как избегать излишеств и уменьшать нужду; простота обращения, которую можно назвать зеркалом истины; благородство души, предпочитающее добрую славу материальным выгодам; терпимость, как противоположность фанатизму.

Мужество и просвещенная настойчивость дают начало умению владеть своими страстями. Ими же обусловлены прямота в достижении цели; бескорыстие — как противоположность стяжательству; откровенность, не боящаяся громко говорить необходимые истины; терпение — учащее переносить то, что нельзя устранить; постоянство — служащее для достижения поставленных целей; предприимчивость — не теряющая духа среди опасностей; героизм — во благо общества.

Непременным условием силы характера является присутствие одновременно всех трех главных качествлюбви, мужества и умения. Желание добра и умение его сделать, однако, не приведут еще ни к чему, если в человеке не достает мужества исполнить задуманное. Без доброты и настойчивости умение будет ненужной, пустой роскошью; без умения и настойчивости доброта окажется пустым воздыханием, и, наконец, настойчивость, лишенная поддержки умения и доброты, приведет только к разрушению вместо созидания.

То, что исходит из души, всегда несет в себе добро и величие, ибо понимание, воля и любовь вместе работают внутри этого святилища для одной общей цели. Только когда люди забывают свое предназначение в жизни и становятся хищными животными, одаренными человеческим умом и знаниями, — величие и добро покидают их, сколько бы шума ни производили эти люди.

Для развития характера человеку нужен ум, находящийся под строгим контролем устойчивого настроения, чтобы каждая мысль или эмоция могли поляризоваться им. Так же, как архитектор, проходя по улице, замечает подробности каждого увиденного им строения в силу профессионального навыка обращать внимание на эти вещи; как автомобилист замечает форму и качество всякой встречающейся ему машины, так и преобладающее в человеке настроение должно заставить его видеть значение каждой вещи и каждого события, встречающихся на пути, в свете того воздействия, какое они оказывают на созидание характера.

Чтобы усовершенствовать свой характер, нужно прежде всего понять, что предстоит длительная работа, такая же точная и планомерная, какая нужна для постройки дома: собрать и подготовить строительные материалы и использовать их по определенному плану. Основой всякого строительства служит фундамент. Фундаментом развития твердого характера служит мужество. Нужно понять, что такое мужество, но не отвлеченно, а в вашей собственной жизни, какова бы она ни была. Едва ли есть еще хоть одно качество характера, которое бы прямо или косвенно не опиралось на мужество. Ребенок в первый раз говорит неправду под влиянием страха, когда родители ставят его в безвыходное положение. Молодой адвокат впервые допускает в своей практике сомнительное доказательство из страха потерять репутацию. О многих людях можно с уверенностью сказать, что они не только не будут мужественно отстаивать своих убеждений, но променяют их на благосостояние и обеспеченность, не говоря уже о славе.

Страх не только разрушает основы характера, но и тормозит на 90 процентов ту самобытную и прогрессивную деятельность, на которую люди способны, и постоянно возвращает их обратно к старым методам работы, старым общественным привычкам или старой религиозной зависимости.

Нам стоит только проанализировать свою жизнь, чтобы убедиться, до какой степени мы опираемся на других, а ведь это качество оказывает роковое влияние на развитие характера. Л. Толстой в статье «В чем моя вера» показал, как люди по своей слабости благодарны тем, на кого им позволено опереться, особенно в вопросах религии. Из-за этой слабости человек постоянно отчаянно цепляется за нелогичные верования, которые разделяет большинство, и когда эти верования подвергаются нападкам, он с яростью животного борется за подпорки, поддерживающие его жалкую жизнь.

Все это должно быть оставлено раз и навсегда, если вы решили сформировать сильный характер. Когда вы закладываете для него фундамент мужества, вам, вероятно, придется отбросить большую часть подобных подпорок и усердно работать над тем, чтобы заменить их своими принципами, продиктованными совестью.

Каждый шаг вперед в развитии общества сначала был сделан одним человеком сильного характера, который имел мужество смело взглянуть в лицо социальной или религиозной несправедливости. Не менее выдающуюся роль играло мужество и в области открытий, изобретений, в развитии науки и философии. В общественной и личной жизни, в больших и малых делах мужество есть основа успеха. В перечне качеств, которые делают возможным развитие в направлении духовности, мужество занимает первое место.

Для формирования в себе мужества человек должен находиться среди трудностей и постоянно делать над собой усилия для их преодоления. Наша жизнь устроена так, что в ней каждый встречает предостаточно трудностей. Главное — не пасовать перед ними, а научиться их преодолевать.

Те вещи, которые трактуются как приятные, являются такими же испытаниями для характера, как и те, от которых мы отворачиваемся. Богатство столь же опасно, как и нищета, а умение поддерживать здоровье не менее трудно, чем борьба с болезнью. У человека должна быть вера в жизнь. Препятствия на пути к успеху в большей части существуют внутри нас самих.

Помимо фундамента важной частью любого строения являются стены. Последние должны отличаться двумя важными качествами: чтобы обладать одновременно высотой и устойчивостью, стенам необходима абсолютная прямизна и надежность, а материал для них должен быть высокого качества, без изъянов.

Роль стен сильного характера должна играть правдивость. Чтобы здание характера было высоким и крепким, его стены должны отличаться прямотой и непоколебимостью совершенной истины. Ум не нуждается в слишком большом количестве знаний, однако то знание, которым он обладает, должно быть точным. Человек обязан сделать свои мысли ясно очерченными и определенными и следить за тем, чтобы они не искажались личными желаниями.

Чтобы обеспечить успех этой работы, нужно желать истины прежде всего. А это значит быть готовым познавать вещи в точности такими, каковы они есть, а не искаженными нашим желанием видеть их иными. Желание же без решимости становится причиной большой слабости.

Может случиться, что возведенные нами стены окажутся ненадежными, что здесь или там в мелочах жизни мы искривили их или ослабили своей нечестностью, лицемерием, либо вложили в них негодный материал самообольщения, сделавший их слишком высокими. Каждый вложенный в стены плохой кирпич, каждый момент небрежности в нашей работе грозит опасностью всему зданию и наверняка принесет нам много испытаний и борьбы в будущем. В переводе на привычный язык это означает, что каждое обольщение самого себя или других вызовет одну ложь за другой в мыслях, словах и действиях, пока все здание не рухнет.

Работа по формированию сильного характера чрезвычайно трудна, поскольку вполне возможно, что вы принадлежите к одной из двух категории несчастных людей: тех, которые привыкли переоценивать свои силы, или тех, кто недооценивает их. В первом случае вы будете приписывать лучшее значение своим мыслям и делам, во втором — худшее. Существует только один путь, способный вывести из этих затруднений: вы должны приводить себя в состояние, известное у йогов под названием «самадхи» (то есть «оторванность»). Это значит, что ум не окрашивается и не возбуждается личными желаниями, обусловленными его привязанностями к удовольствию или боязнью страдания. На время самоанализа человек должен откладывать в сторону все свои желания, так чтобы его суждения о себе были столь же объективны, как и суждения о посторонних людях.

Необходимо положить начало общей привычке к честности по отношению к самому себе. Многие люди ради собственного самоудовлетворения склонны переоценивать то, что принадлежит им самим, и недооценивать то, чем обладают другие. Так, молодой влюбленный считает, что его возлюбленная — самое прелестное создание на земле; чувство молодой матери шепчет ей, что нет ничего чудеснее ее ребенка; всякий верующий считает свою религию лучше религий других народов, не имея ни малейших оснований для такого убеждения. Одни люди гордятся тем, что они — профессионалы, другие — тем, что они бизнесмены. Неправда в отношении самого себя не способна надолго увеличить счастье.

Еще одна форма приверженности к истине выражается в отношении к свой работе. Всякий раз, когда вы делаете что-то лучше, чем раньше, — вы тренируете глаза, руки, нервы и мозг и развиваете некоторую добавочную силу самообладания и воли. Но если вы выполняете эту работу тысячи раз одним и тем же способом, безо всякого усилия сделать лучше, — вы приобретаете лишь легкость исполнения, выработанную привычкой. Легкость не представляет большой ценности для души, хотя имеет свои преимущества в жизни, и она способна даже повести кого-то по ложному пути, как, например, в случае, когда легкость речи соблазняет говорить слишком много без достаточного запаса мыслей.

Критика со стороны окружающих также очень полезна при воспитании характера. Вместо того, чтобы принимать ее с неудовольствием и раздражительностью из-за тех препятствий, какие она, вероятно, создает для вашей внешней жизни,лучше было бы разобраться в ней ради зерна истины, которое критика почти всегда несет в себе.

Весьма важен вопрос и об истине в отношении других. Обман не только развращает характер того, кто прибегает к нему, но подтачивает благополучие всего общества. Если кого-то обманули однажды, у него появляется склонность видеть обман и в другом месте. У людей формируются недоверие и подозрительность, грозящие расстроить социальный прогресс. Тот, кто ложью развращает общество, может быть уверен, что встретит, как воздаяние, презрение со стороны окружающих. Обман допустим лишь в редких случаях, а лучше всего — никогда.

Важная черта характера — умение видеть и ожидать добро и величие во всех людских начинаниях. Мы никогда не знаем, откуда придет та сила, которая способна вызвать в мире поворот к добру. В истории часто повторяется одно и то же: все великое и доброе возникает в мире в наиболее безвестных уголках, там, где менее всего можно было бы ожидать его появление. Но это исходит именно от людей с подлинным характером — сильной волей, глубокой верой и любовью к ближним.

Когда человек приступает к формированию собственного сильного характера, он должен прежде всего следить за тем, чтобы его мотивы не были себялюбивы, то есть, чтобы они не направляли его к целям, определенно вредным для других или имеющим в виду низведение их на более низкий уровень. Каждый человек нуждается в свободе для развития своих сил, поэтому недопустимо даже малейшее стремление к власти над людьми. Лучше всегда помогать другим не проявлением над ними своей воли, а пробуждая их собственные силы и способности.

Созидание характера во многом предполагает воспитание своих эмоций. Каждая из них, родственная гневу, ненависти, бессердечной гордости или себялюбивому страху, должна быть превращена в эмоцию доброжелательства и благосклонности, так чтобы она не могла причинить никакого вреда другому человеку.

Есть ключ, один поворот которого способен превратить всякую недобрую или лишенную любви эмоцию в ей противоположную, укрепляя таким образом вас самих и улучшая ваши отношения с окружающими.

Для поворота этого ключа требуется, контролируя свою мысль, совершить акт доброй воли. Вы должны перестать думать о ваших собственных чувствах, а вместо этого подумать о лице, пробудившем в вас нежелательную эмоцию. Если, например, вы внезапно почувствуете горделивое презрение к кому-либо, кто, быть может, стоит на более низкой ступени, чем вы, то достаточно только перестать созерцать с самоудовлетворением ваше собственное превосходство, и вы перенесете центр вашего сознания в душу того человека и почувствуете, до некоторой степени, о чем он думает и что переживает. Тогда ваше презрение превратится в сострадание и желание возвысить этого человека.

Если ваш друг в минуту гнева сказал вам что-то оскорбительное, то, «повернув ключ», вы поймете, в каком виде представляется ему мир в тот момент, с сочувствием отнесетесь к той заботе, которая растревожила его душу, и ответите ему с полным благожелательством вместо гнева.

Если ваш начальник как-то особенно недружелюбно встретил вас, то вместо того, чтобы удалиться со страхом и чувством жалости к себе, вы подумайте, что какой-то случай, не имеющий к вам никакого отношения, вывел его из душевного равновесия.

Как правило, ничто в человеке не является только хорошим или только плохим. Это касается и эмоций. Недостатки характера — это оборотная сторона его достоинств: яркие достоинства чаще всего уравновешиваются не менее яркими чертами, которые к достоинствам никак не отнесешь. Поэтому при знакомстве с человеком, при общении с ним нужно быть готовым к тому, что сначала мы в нем чего-то не замечаем, но, возможно, позже обнаружим кое-что, не очень нам приятное.

Черты характера, которые мы называем эмоциональными пороками (например, себялюбие, легкомыслие, леность), часто являются следствием чрезмерного развития каких-то положительных качеств. Так, сильный и мужественный человек нередко бывает эгоистичным. Ему нужно обратить внимание на развитие в себе чувства любви и сострадания к людям.

Деловых успехов можно достигнуть, обладая известными качествами ума, характера и темперамента. Человек с помощью силы мысли и силы воли способен настолько развить свой характер, насколько этого требуют интересы дела.

Необходимые качества характера — решительность, мужество, уверенность, настойчивость, терпение, энергия, честолюбие, осторожность — у каждого человека присутствуют в той или иной степени. И каждый знает, каких именно качеств ему недостает. Чаще всего он не скажет об этом, но осознание того, что именно данных качеств ему не хватает, глубоко таится в глубине души.

Нет никакого сомнения в том, что если бы человек знал, как изменить свой характер к лучшему, он, безусловно, действовал бы в этом направлении. Но часто у него нет уверенности и настойчивости мысли и воли для достижения этой цели, нет желания утруждать себя.

Не существует чудесного лекарства, которое могло бы оказать воздействие на ваш характер. Желаемого результата достигают только благодаря применению закона духовного превосходства.

Следует помнить, что мы и в физическом, и в духовном смыслерезультат собственных привычек. Характер во многом обусловлен системой определенного мышления, отчастинаследственными факторами. Но главное в том, что мы неизменно двигаемся по линии наименьшего сопротивления, у нас не хватает силы воли, решимости и настойчивости для того, чтобы переделать себя.

Тем не менее существует очень простой и практичный способ достичь этой цели. Мы уже говорили, что человеческий разум обладает активной и пассивной функцией. Пассивная функция, хотя и не обладает свойствами активной, все же правит нами, если мы не умеем с ней обращаться. Она является функцией привычек. На нее легко влиять благодаря тому, что она не обладает устойчивостью. Внушайте ей постоянно что-либо, чего бы вы хотели добиться, и она согласится, привяжется к этой мысли так, как уже была привязана к другим. В этом заключается секрет уничтожения мыслительных привычек, а через них — и привычек действия, настроения, характера.

Внушение, под руководством которого действует пассивная функция, может исходить от вашего активного разума или от разума окружающих. Для уничтожения старых мыслительных привычек и замены их новыми годятся несколько способов. Одни из них достигают цели с помощью прямого усилия воли; другие — при помощи внушения опытного гипнотизера; третьи — при помощи самовнушения, исходящего от вашего активного разума; четвертые — при помощи особого приема, называемого «поглощением мысли».

Уничтожить мыслительные привычки при помощи прямого усилия воли — тяжелая вещь. Этот способ может принести успех только сильным духом, между тем как слабые приходят в уныние, испытывают отчаяние. Здесь успех достигается при помощи укрепления активной функции разума вашей волей.

Такой же результат достижим с помощью гипнотического внушения. Но здесь нельзя доверяться шарлатанам, а лишь профессиональным гипнотизерам, осведомленным о методах устранения ненужных мыслительных привычек. Решаясь на гипнотическое воздействие, нужно соблюдать большую осторожность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: