Творческие игры с природным материалом




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 43»

Города Воткинска Удмуртской Республики

Консультация для педагогов

«Уголок природы в воспитательно – образовательной работе по развитию речи».

 

Уголок природы в воспитательно-образовательной работе

По развитию речи.

Развивать дар слова человеку необходимо на всем протяжении жизни, ведь речь тесно связана с мышлением, памятью, сенсорным восприятием, психоэмоциональным развитием, социальной адаптацией. Речь и ее особенности впоследствии становятся одной из ключевых характеристик человека (мы можем говорить, насколько развита культура речи, отмечать манеры «говорения», влияние на собеседника, речь демонстрирует уровень познаний человека, широту кругозора).

Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Потому так важно сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и на другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед ребенком задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений приводят к интенсивному развитию: всех сторон (словаря, звуковой культуры, грамматического строя); форм (контекстной и объяснительной); функций речи (обобщающей, коммуникативной, регулирующей, планирующей и знаковой).

Современные стандарты дошкольного образования выделяют в развитии личности ребенка несколько основных направлений, одним из которых как отдельно выделенная образовательная область выступает речевое развитие, подразумевающее определенное содержание воспитательно-образовательной работы и имеющее критерии освоения. Так, задачами освоения области речевого развития служат: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок к обучению грамоте (п.2.6 ФГОС ДО).

Зная, что речь дошкольника – средство контактирования с людьми и познания мира, педагог постоянно обогащает сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире. В условиях детского сада важным компонентом моделирования речевых ситуаций выступает окружающее детей пространство – предметно-развивающая среда. Один из сегментов такой среды – уголок природы в группе.

В зависимости от замысла педагога, особенностей задач воспитательно-образовательного процесса, наполняемость уголка природы и количество отведенного под него места варьируется. Дать детям возможность разобраться в окружающем мире, познакомиться с законами и явлениями природы – непростая задача. Недостаточно показать им картинки, расставить цветы, нужно погрузить детей в определенную атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Для этого необходимо: расположить предметы, составляющие природный уголок, определенным образом (цветы – на уровне глаз детей, все инструменты – в ящичках с крышками, дидактический материал – в зоне комфортного для детей самостоятельного доступа, макеты и модели – соответственно возрастным интересам), тем самым непроизвольно развивая у детей познавательно-речевую активность, учебные действия, личностные и поведенческие ориентиры; вносить в экспозицию обновления, соответствующие воспитательно-образовательным задачам, сезонности, интересам детей. Включать в нее оригинальные поделки и атрибуты, созданные детьми или вместе с родителями, мотивируя детей к непосредственному речевому развитию и познанию; стремиться насыщать уголок природы современными интерактивными средствами, поддерживая интерес детей к электронным устройствам и компьютерным технологиям; выстраивать содержание воспитательно-образовательной деятельности, опираясь на имеющиеся наглядные, интересные, современные, близкие детям компоненты предметной среды.

Пространство уголка природы в группе (в том числе с точки зрения повышения мотивации речевого развития дошкольников) можно оформить при помощи инсталляций, диорам, макетов.

Инсталляция (от англ. - установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Инсталляцию можно охарактеризовать как символическую декорацию, создаваемую в определенное время на определенную тему. Важно, что ребенок не созерцает инсталляцию со стороны, а оказывается внутри нее.

Диорама – изогнутая полукругом (в теории возможно и прямоугольная) картина с передним предметным планом (сооружения, реальные или бутафорские предметы), отражающая целостную картину на определенные тему или событие. Диорамы бывают нескольких вариантов: масштабными, настольными и мини –диорамы.

Макет – модель объекта в уменьшенном или реальном масштабе, созданная для визуального восприятия.

Такие приемы эффективны для речевого и познавательного развития: ребенок активен, самостоятелен, погружен в новую ситуацию, а значит – запущен мыслительный механизм, появляются новые вопросы, рассуждения, задачи, споры, что способствует развитию всех основных компонентов речи. К тому же подобное обустройство уголка позволяет внести его в интерьер группы органично и, главное, продемонстрировать воспитанникам целостную картину природных явлений и взаимодействий. Так, могут быть представлены объекты живой и неживой природы, биологические цепочки, микромиры (например, водный мир, луг, путешествие капельки, деревья и птицы).

Композиции могут иметь сменяемые части, чтобы дети самостоятельно участвовали в процессе обновлений, например, прикрепляя к деревьям соответствующие сезону детали или помещая изображения новых животных на подходящие им места на макетах и т.п. Интересной и эффективной будет работа с моделями ситуаций (например, создаем композицию – лесную полянку со съедобными и несъедобными грибами, фигуркой человечка), по которым дети с удовольствием самостоятельно составят рассказ, отражая закрепленные знания, обозначать проблему, сформулируют умозаключения, аргументируют доводы и сделают вывод. Наряду с композиционными приемами (инсталляция, диорама, макет и моделирование) для развития у детей речевой и мыслительной активности в природном уголке используются различные схемы и алгоритмы, что способствует формированию логических умозаключений, развитию связной речи.

Игра выступает основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте. И уголок природы в этом плане не нужно исключать из общего игрового развивающего пространства, наоборот, очень важно наполнить его содержание различными играми, В игровых ситуациях ребенок легко освоит новые слова и понятия, принципы словоизменения, конструкции фраз, Игры, комплектующие уголок природы, характеризуются природно - экологической направленностью, погружают ребенка в ситуации взаимодействия с окружающим миром.

 

 

Речевые логические игры

Взрослый формулирует рассказ-загадку, содержащую логические задачи, решать которые дети смогут самостоятельно или с помощью воспитателя. Ответ находится с помощью логических рассуждений. Развиваются основные компоненты связной речи. (Например, рассказы-загадки «Куда делись сосульки?», «Кто где зимует?»).

 

Сюжетно-ролевые игры

Такая игра создается на основе различных событий и жизненных ситуаций – посещение фермы, экскурсии в лес, огород, на приусадебный участок, поход на рынок, в зоопарк, знакомство с лесником, путешественником т.д. Можно дополнить игру иллюстрациями, бутафорскими вещами, масками животных, задействовать в уголке природы макеты, декоративные элементы инсталляций. В ролевых играх дети погружены в определенную ситуацию, и им необходимо уметь соответственно реагировать на действия других персонажей, принимать новые интонации и речевые манеры. Сюжеты для игр многочисленны: например:

«Ферма» - содержание животных – получение молочных продуктов и яиц – заготовка кормов; как добыть из зерна хлеб; поиски потерявшегося котенка (цыпленка, щенка);

«Занимательная кухня» - как сварить вкусный и полезный суп (компот, морс) и т.д. – покупка продуктов питания в магазине – автодоставка на кухню – повар варит суп, готовит салат.

 

Творческие игры с природным материалом

Рисование с помощью природных материалов (методом отпечатков окрашенных листьев и цветов на бумаге, нанесение песка на смазанную клеем бумагу и раскрашивание «песочных картин» красками, создание композиций из цветного песка и т.д.). Такие игры развивают мелкую моторику и монологическую речь, Ребенок с удовольствием расскажет о своем «шедевре» или объяснит сверстнику, как создать подобное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: