Опишите методические приемы использования таблиц при изучении темы «Галогены»




Галогены относятся к типичным неметаллам, поэтому, следуя общему плану изучения элементов, вначале надо рассмотреть положение галогенов в (Таблица Менделеева) периодической системе, отметить особенности строения их атомов, в частности наличие одного неспаренного электрона на наружном уровне.

Внимание учащихся фиксируется на том, что большое сходство свойств разных галогенов и образуемых ими соединений в значительной мере обусловливается подобным строением наружного электронного слоя их атомов, а качественные различия в свойствах – различной удаленностью от ядра валентных электронов. Привлекая знания о механизме образования связи, учащиеся могут сделать вывод, что атомы галогенов способны образовать двухатомные молекулы, для которых характерна ковалентная неполярная связь. Как вещества молекулярного строения, они имеют низкие температуры плавления и кипения. Вследствие увеличения молекулярной массы в ряду галогенов, а значит, уменьшения подвижности молекул, межмолекулярное взаимодействие увеличивается, что приводит к упрочнению кристаллической решетки.

Cl2, Br2, I2, F2. Подвижность ионов в этом ряду увеличивается, электроотрицательность уменьшается.

Таблица 2. Сравнительная характеристика галогенов

Давая общую характеристику подгруппы галогенов, исходя из особенностей строения их атомов, учащиеся должны усвоить, что галогены, кроме фтора, могут проявлять и положительную степень окисления, причем ее максимальное значение должно быть равно числу электронов в наружном электронном слое (семи). Учащиеся также должны заключить на основании положения этих элементов в периодической системе и их свойств, что полярность связи в оксидах галогенов должна быть меньше, чем в галогенидах металлов и галогеноводородах.

 

 

8.Средства обучения химии в общеобразовательной школе, их классификация и роль в интенсификации и оптимизации учебного процесса.В первые очередь средства обучения (СО) по любой учебным дисциплине связаны с принципом наглядности – общедидактическим принципам обучения средств обучения: материальные объекты – парта, мел, таблицы, графики, схемы, тетради учебные, реактивы и др.. СО (Шаповаленко С.Е.) обеспечивает: 1. Формирование представлений о предметах и явлениях объективной действительности.2. Усвоение структуры предметов и явление мира, их сложного состава связи компонентов м/у собой. 3. Изучение необходимых существенных и знамерных связей и отношение с другими объектами действительности. 4. Формирование и усвоение конкретных научных понятий, законов и др. теоретических знаний. 5. Формирование навыков и умений познавательной и предметно-преобразующей деятельности, ознакомление с методами науки. 6. Воспит. культуры труда, общение, уч-го мировоззрения. С.О. по химии: Учебно-методические пособия (УМП): учебник, книги для чтения, методические журналы для учителя. Методические пособия: 1) пособия для проверки знаний учащихся. 2) пособия для проведения практических и лаб. работ. 3) рабочие тетради для учащихся. 4) задачники, сборники и упражнения. 5) сборники тестов. Средства обучения -это материальные объекты,при помощи кот-х преподаватель и обучающийся, используя содержание и м-ды обучения, достигают поставленные перед ними цели.К средствам обучения относится учебная книга (учебник, пособие) как инструмент познания и носитель учебной информации, научное и учебное оборудование лабораторного практикума, демонстрационные модели и приборы, технические средства обучения (кодоскоп, эпипроектор, диапроектор, кинопроектор, слайды, транспаранты, кинофрагменты), ЭВМ, персональный компьютер, микрокалькулятор и т.п. Все попытки провести класс-цию средств обучения по какому-либо одному основанию оказались безуспешными.

13. Метод ОХ, класс-я. М-ды хим-го иссл-я. К основным разделам МОХ отн-ся м-ды, формы, средства обучения. Главной задачей учителя явл-ся оптимальный выбор м-дов обучения, чтобы они обеспечивали обр-ние, воспитание и развитие учащихся. М-д обучения - это вид (способ) целенаправленной совместной деят-сти учителя и руководимых им учащихся. Главное в этом опр-нии - деят-сть личности. Это очень важно, т.к. задача совр-й системы обр-ния – сделать обучение личностно- ориентированным. Не случайно ведущий методологический подход в обучении назван личностно-деятельностным. Специфика м-дов обучения химии кроется, во-первых, в специфике содержания и м-дов химии как эксп-но-теор-й науки и, во-вторых, в особенностях познав-ной деят- сти учащихся, необходимости объяснять реально ощутимые св-ва и изменения в-в состоянием и изменениями в невидимом микромире, понять кот-е можно, пользуясь теор- кими, модельными представлениями. Следует помнить, что каждый м-д нужно применять там, где он наиболее эффективно выполняет образ-ную, восп-щую и разв-щую ф- ии. Любой м-д может и должен выполнять все три ф- ии и выполняет их, если применен правильно, выбран адекватно содержанию и возрастным особенностям учащихся и исп-ся не изолированно, а в сочетании с др. м-дами обучения. М-ды обучения выбирает и применяет учитель, а воздействие личности учителя - чрезвычайно важный фактор обучения, и особенно воспитания, учащихся. Поэтому, выбирая метод, учитель должен быть уверен, что в данных конкретных условиях именно он будет оказывать наибольшее образ­ное, восп-щее, разв-щее действие. М-ды обучения химии в учебном пр-ссе тесно взаим-ют, интегрируют друг с другом. Поэтому принято говорить не об исп-нии того или иного м-да, а об эффективном сочетании их, кот-е опр-ся дидактической целью, хим-м содержанием, возрастными особенностями, подготовленностью класса и др. менее знач-ми факторами. При изучении м-дов обучения химии затрагивается проблема оптимального их выбора При этом учит-ся след-ее: - закономерности и принципы обучения; - цели и задачи обучения; —содержание и м-ды данной науки вообще и данного предмета, темы в частности; - учебные возм-сти школьников (возрастные, уровень подготов-сти, особенности классного коллектива); - специфика внешних условий (географических, произв- венного окружения и пр.); — возможности самих учителей. Четкая класс-ция м-дов обучения по след-м признакам: 1. Характер познав-ной деят-сти учащихся (общие м- ды): объяснительно- иллюстративный, эвристический, исслед- ский. 2. Вид источников знаний (частные методы): словесные, словесно- наглядные, словесно- наглядно-практические. 3. Формы совместной деят-сти учителя и учащихся (конкретные м- ды): лекция, рассказ, объяснение, беседа, описание, семинары, лабораторные опыты, контрольные работы и т. д. В данной класс-ции также имеются спорные вопросы, ко­т-е свидетельствуют о сложности задачи класс-ции м-дов обучения, однако она удобна для практического пользования. М-ды хим-го иссл-я отн-ся к специфическим м-дам обучения химии. Они отличаются от м-дов обучения других предметов, т.к. тесно связаны со спецификой объектов химии (в-вами и их превращениями). К специфическим м-дам обучения химии отн-ся наблюдение хим-х объектов и их изображений, хим-й эксп-нт, а также стр-рное и динамическое моделирование в-в и хим-х пр-ссов. Характерными для обучения химии явл-ся теор-кие науч­ные м-ды описания, объяснения и предсказания хим-х фактов и явлений. Наблюдение - один из простейших познав-ных м- дов, исп-мых в обучении химии. Наблюдение дает знание некот-х св-в в-в и внешних сторон хим-х пр- ссов, создает их наглядные индив-ные образы. Под наблюдением в пр-ссе обучения химии понимают целенаправленное восприятие натуральных и искус-х объектов или специально приготовленных изобразительных средств обучения. Наблюдение – это активный м-д познав-ной деят-сти учащихся, опирающийся прежде всего на работу органов чувств. К спец-м м-дам обучения химии отн-ся хим-й эксперимент, кот-й отличает преподавание химии от преподавания др. естественнонаучных дисциплин. Эксп-т как источник приобретения знаний служит средством предупреждения ошибок учащихся и коррекции их знаний. Его исп-ют для проверки истинности выдвигаемых гипотез, для решения учебных проблем. Моделирование. Это один из основных и наиболее исп- мых м-дов познания в обучении химии. Сущность моделирования закл-ся в том, что при изучении какого-либо хим-го явления создается идеальная или материальная модель, кот-я служит для учащихся объектом рассмотрения. Пр-сс моделирования состоит из след-х этапов: 1) выделение характерной совокупности св- в иссл-мого объекта; 2) создание модели; 3) всестороннее иссл-ние модели; 4) перенос знаний с модели на оригинал со строгим учетом границ применимости данной модели к иссл-нию данного объекта; 5) опытная проворна рез-тов иссл-ния.МОХ, как любая наука, имеет свою стр-ру, теор-ую основу,проблематику и достаточно сложную систему понятий. Рассм-м стр-ру методики с позиций единства трех ф-й обучения. Обучение в соотв- вии с социальным заказом общества должно выполнять три важнейших ф-ии: образ-ную (О), воспит-щую (В) и разв-щую (Р). Каждая из этих ф-й явл-ся предметом изучения отдельных систем научных знаний. О ф-ия изучается дидактикой (Д), В - теорией воспитания (ТВ), Р -психологией (Пс). Одновременно" сложной системой понятий явл-ся и сама химия. В пр-ссе обучения все эти системы взаим-ют м-у собой. Это взаим-вие настолько глубоко, что переходит в их взаимную интеграцию - возникает новая система знаний, исп-щая понятия всех четырех систем, но уже в несколько измененной форме. Эта система и есть МОХ. Все 4 системы м. рассм-ться как естественные стр-рные элементы МОХ как науки. След-но, МОХ в средней школе - это педагогическая наука об обр-нии, воспитании и разви­тии учащихся в пр-ссе изучения химии. Названные четыре системы, с одной стороны, порождают методику химии как науку, с др. - входят в ее состав как стр-рные элементы. Такова диалектика МОХ. Перед МОХ, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы:1 . Опр-ние целей, стоящих перед учителем при обучении учащихся предмету. Методика должна в первую очередь отве­тить на вопрос: для чего учить? 2. Опр-ние сод-ния учебного предмета химии в соотв-ии с поставленными целями и дидактическими требованиями. Это требует ответа на вопрос: чему учить? 3. Разработка адекватных содержанию м-дов, средств, форм обучения. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как учить? 4. Изучение пр-сса усвоения предмета учащимися. Эта про­блема требует ответа на вопрос: как учатся учащиеся? Все эти проблемы должны решаться с позиции трех ф-й обучения: образ-ной, восп-ной и разв-щей. Такое разностороннее рассм-ние проблем характерно для системно-стр-рного подхода. Учебная дисциплина «МОХ» в педагогическом вузе обесп-ет професс-ную подготовку учи­теля химии. От того, в какой мере учитель владеет методикой, зависят успех урока, совершенствование мастерства учителя, его авторитет среди учеников.МОХ нах-ся на стыке психолого-педагогических, хим-х, общественных и др.дисциплин, будучи прочно связана с ними межпредметными связями. Главная задача МОХ как учебной дисциплины вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необх-ми для работы в средней школе. Для студентов важна не только стр-ра науки, но и пост­роение учебной дисциплины. 9. Специфические. М-ды хим-го иссл-я отн-ся к специфическим м-дам обучения химии. Они отличаются от м-дов обучения других предметов, т.к. тесно связаны со спецификой объектов химии (в-вами и их превращениями). К специфическим м-дам обучения химии отн-ся наблюдение хим-х объектов и их изображений, хим-й эксп- нт, а также стр-рное и динамическое моделирование в-в и хим-х пр-ссов.Характерными для обучения химии явл-ся теор-кие науч­ные м-ды описания, объяснения и предсказания хим-х фактов и явлений.Общепед-ким отн-ся методы изложения, беседы, самост-ной работы учащихся.М-ды изложения - это рассказ и лекция.

 

18. ГОС образоват области «Химия», хар-ка, место его в базисном уч.плане. Осн. содержат. линии. Обязат минимум сод-ния осн. общего образования.Государственный общеобраз-ый стандарт – главный содер-ый документ регламентирующий деят-ть общеобразовательных учреждений на территории РФ. В ГОСте основного общего обр-ия по химии содержится инф-ии для осн-х школ (8летнее обр-ие), средних (полных) школ и для классов (10-11) с профильным обучением. В ГОСте содер-ся инф-ия о целях изучения предмета, обязательный минимум содер-ия образовательных программ, требование к уровни подготовки выпускников основной школы, (треб-ия к уровни обученности и умений к развитию выпускников и их воспитанию). Цели: освоение осн. хим. знаний в виде понятий, фактов, з-ов и теорий хим-го языка, истории и развитие химии. Овладение методами познания природы: наблюдение, анализ, синтез хим. эксперимент, моделирование, а также производит расчеты на основе хим-х формул вещ-в и урав-ий хим. реак-ц. Формирование умений применять полученные знания на практике для объяснения и использование вещ-в наносящих вред здоровью чел-ка и окр-ей среде. Развитие интересов и способностей, необходимых для успешного освоения хим. знаний и применение их в жизни. Воспитание потребностей в постоянном совер-ии хим-х знаний, уважения к инструкциям прилагаемым к хим. препаратом, исполь-м в с/х , быту и на произ-ве. Достижение указанных целей осущ-ся в рез-те освоение след-го содер-ия. Обязательный минимум содер-ия образовательных программ. Содержит основной перечень знаний, кот-ми должен владеть выпускник того или иного учебного заведения, по каждому разделу химии. Н-р, при окончании основной школы на базовом уровне уч-ся должен знать: состав и строение вещества, хим. реакция, основы неорг. химии, первонач-ые предстваления об орг-х вещ-х. В каждом разделе перечисляются основные понятия необх-ые для усвоения опред-го раздела. Н-р, по основам теорет-ой химии, выпускник д/знать о соврем-х представлениях о строении атома: понятия – атом, изотопы, атомные орбитали итд в треб-ях к уровню подготовки выпускников основной школы перечисляются требования к уровню умений называть знаки хим. элементов и соед-ий, опр-ть состав вещ-ва, составлять хим. формулы, распознавать осн. хим. вещ-ва (кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот итд), хар-ть хим. элементы на основе их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, объяснить смысл, закономерности, сущ-сть хим. реакций, обращаться хим-ой посудой и оборудованием, испол-ть полученные знания. В требованиях к развитию уч-ся перечисляются умения выпускников: формулировать, сравнивать, наблюдать, анализ-ть, классифицировать, высказыв-ть суждение, выявлять, устан-ть. Учебник химии. Гузей – для общеобр-х школ.

 

 

4. Составьте план урока на тему «Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов».В 9 классе эта тема изучается как ознакомительная, подробно изучается в старших классах, для естественнонаучного профиля.

Класс- 11

Тема: «Скорость химической реакции».

Цели:

Образовательные показать влияние факторов на скорость химических реакций, установить закономерности протекания химических процессов
Развивающие развивать навыки сравнивать, обобщать и делать выводы
Воспитательные формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, культуры общения в процессе парного и коллективного взаимодействия

Задачи:

Образовательные изучить: основные факторы, влияющие на скорость химической реакции; законы, отражающие зависимость скорости от фактора
Развивающие развивать: навыки работы с лабораторным оборудованием; умения делать выводы по результатам работы
Воспитательные формирование чувства ответственности за результаты своего труда, являющиеся компонентом коллективного вида деятельности

 

Методы и методические приёмы:

Практические: опыты

Наглядные: наблюдения учащихся

Словесные: объяснение, рассказ

Тип урока: усвоения нового материала

Вид урока: урок- лекция

Оборудование и реактивы для учителя:----------

Оборудование и реактивы для учащихся: соляная кислота (концентрированная, 10%, 20%), цинк, железо (порошковое, кусковое), алюминий, перекись водорода, оксид марганца (IV), уксусная кислота.

Литература для учителя:

О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.

О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.

Я.А. Угай «Общая и неорганическая химия», М.: Высшая школа, 1997г.

http://www.chemistry.narod.ru/

Литература для учащихся:

О.С. Габриелян «Химия» 11 класс, М.: Дрофа, 2002г.

О.С. Габриелян «Химия» 11 класс Базовый уровень, М.: Дрофа, 2008г.

Ход урока:

Этапы урока   Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный Приветствие учащихся, контроль готовности учащихся к уроку  
2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции». В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения рассчитывался? В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы. С этими процессами вы сталкивались, но, порой, не задумывались об этом: почему продукты питания портятся (многие быстро), зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы (но зимой этот процесс гораздо интенсивнее)?! Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данные вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы.   Ответы на вопросы     Высказывают предположения
3. Этап усвоения новых знаний Так что же такое скорость реакции?- (составление схемы с объяснением материала): - величина, характеризующая интенсивность реакции, выраженная количественно. 1. Обозначается-Vр-ии 2. Формула: а) гомогенные реакции: ∆C/∆t (моль/л∙с) б) гетерогенные реакции: ∆n/∆t∙S (моль/с∙м2) Можете ли вы на основании формул предположить, что возможно влияет на скорость реакции? Теперь попробуем экспериментально выяснить факторы, влияющие на скорость реакции.     Во время выполнения работы - контролирующая и координирующая функции. После заполнения сводной таблицы организуется объяснения законов, отражающих зависимость скорости от: 1. Концентрации (закон действующих масс)- 1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции». N2 + 3H2 ↔ 2NH3 Vр-ии = k∙C (N2)∙ C (H2)3 S + O2 = SO2 Vр-ии = k∙C (O2) Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твёрдом состоянии, так как они реагируют на поверхности и их концентрации обычно являются постоянными! 2. Температуры-Я.Х. Вант-Гофф «Повышение температуры на каждые 10 С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)». Vt2 = Vt1∙ γt2-t1/10 конспектирование материала ответы на вопросы (устно)- определения гомогенных и гетерогенных реакций работа с формулами   работа в группах (возможно парная)- каждая группа выполняет по одному опыту, показывающему зависимость скорости от определённого фактора, доводят результаты работы до всего класса. Результаты работы заносятся в таблицу:
Изуча емый фактор Исполь зуемые вещества вывод
     

см. Приложение 1.

 

 

Конспект, вопросы учителю.

4. Этап закрепления знаний 1.Теперь, зная о скорости реакции, попробуем грамотно ответить на вопросы, поставленные в начале урока. 2. Для реакции: 2NO + O2 = 2NO2 1.Записать выражение закона действующих масс. 2. Скорость этой реакции при 20С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60С, если температурный коэффициент равен 3. 3. Резерв (может являться частью домашнего задания сильных учащихся): В этой системе концентрацию оксида азота (II) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода - от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции? Учитель- координатор действий учащихся.   Организация беседы.     Решение задач (возможна работа у доски, работа в парах).
5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. § 15, стр. 136 №11 Знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов. Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний. Запись в дневник, вопросы учителю о выполнении домашнего задания. Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии. Оценивание учеником самого себя Оценка работы ученика учащимися группы, в которой он работал. Оценивание деятельности ученика педагогом. Итоговая оценка, на основе мнения трёх сторон.

Самоанализ урока. Учащимися уже усвоены такие понятия как: «скорость» (в курсе физики и математики), имеются первичные знания о скорости химических реакций (химия 8 класс), условия протекания химических реакций, классификация химических реакций. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам темы «Химические реакции» (обратимость химических реакций, условия смещения химического равновесия), а также расширению знаний учащихся по химии. Данный урок относится к типу усвоения нового материала. При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся- в 11 классе около 40% учащихся хорошие учебные возможности, которые могут работать самостоятельно (поэтому именно они обязательно входили в каждую из групп при выполнении практической части урока). Остальные учащиеся работают под руководством учителя, требуют индивидуального, дифференцированного подхода. Включив этих учащихся в парную/групповую работу, решается вопрос психологического комфорта учащихся, формируется чувство ответственности за порученное задание перед одноклассниками, а не перед учителем. Для активизации внимания, актуализации знаний использован метод организации беседы, что позволило проверить уровень опорных знаний, как по химии, так и по смежным наукам (межпредметная связь). Выбранная форма позволила рационально использовать время. Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому была проведена параллель на уроке: проблемные вопросы в начале урока, формулирование ответов - в конце, что позволило установить значимость темы для каждого из учащихся. Применены следующие методы: словесные, наглядные и практические. Данные методы способствовали развитию самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. Контроль и корректировка первичного усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путём проведения фронтальной беседы, решение задач. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Работа проходила в режиме сотрудничества учителя с учениками, учеников с учениками. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке. На уроке поддерживалась благоприятная, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока, активность средняя (что является нормой для данного класса). При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности. Объём домашнего задания соответствует нормам, частично дифференцирован.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!