ПОСЕЩАЮЩИМ ГРУППУ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»




(РЕБЕНКОМ С ДИАГНОЗОМ:

«ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»)

В детском саду № 179 в этом году открыта группа «Особый ребенок». В этой группе воспитываются и обучаются дети с нарушением интеллекта. Основная задача групп для детей с нарушением интеллекта- обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно- воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии детей и подготовка детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

При поступлении детей в группу проводится стартовое психолого- педагогическое обследование. Прежде всего, педагоги знакомятся с заключением ПМПК, медицинскими картами, т. к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, это помогает понять причины и характер дефекта, с педагогической характеристикой, с общими сведениями о развитии ребенка в семье.

Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка и определения эффективности коррекционно- развивающего воздействия. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». В этой программе выделен специальный раздел «Социальное развитие». Основной задачей этого раздела является формирование ребенка со взрослым.

Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

-базисные компоненты коррекционного обучения,

-содержание коррекционной работы вне занятий,

-распределение занятий между специалистами.

Задача учителя- логопеда на первом этапе: снять речевой негативизм, формировать положительный эмоциональный настрой, желание общаться, формировать сотрудничество со взрослым, развивать понимание речи, вызвать звукоподражания.

В рамках этих задач автором разработан цикл занятий для начального зтапа коррекционной работы (всего 14 занятий).

Ребенок Сева Б. поступил в группу «Особый ребенок с диагнозом: «Грубое недоразвитие средств языка». В анамнезе- рождение в асфиксии. Ребенок не говорит и почти не понимает обращенной речи, не владеет навыками самообслуживания.

 

 

ЗАНЯТИЕ №1. (Диагностическое)

Цели и задачи: Наладить контакт с ребенком, снять речевой негативизм, Сформировать положительный эмоциональный настрой, желание общаться (эти задачи остаются и на всех остальных занятиях цикла), выявить объем и особенности понимания речи ребенком

Оборудование: игрушки, предметы, пирамидка.

Ход занятия:

1.Приветствие:

-Здравствуй, Сева!

-Дай руку.

-Как тебя зовут?-

-Сева.

-А меня зовут Евгения Руслановна. (Женя).

-Кто это? –

-Мама. Покажи, где мама. + Покажи Костю (братик) +

 

2. Исследование понимания целостных словосочетаний:


-Сделай «Ладушки» +

-Потопай ногами +

-Открой рот +

-Закрой глаза +

-Сядь на стульчик +

-Помаши ручкой +


 

3. Исследование понимания названий игрушек.

-Покажи, где:


Кукла –

Зайка –

Мишка –

Слоник –

Петушок –

Котик –

Машинка –

Пирамидка –

Собачка –

Мячик –

Кубик –


 

4. Исследование понимания названий предметов, которыми ребенок пользуется в быту:

-Покажи, где:


Мыло –

Полотенце –

Бумага –

Расческа –

Зеркало –

Ножницы –

Зубная щетка –

Зубная паста –

Карандаш –

Чашка –

Тарелка –

Ложка –

Вилка –


 

5.Физминутка: «Ладушки, ладушки»,

-Потанцуй!

 

6.Исследование понимания названий частей тела.

-Покажи, где:


Голова +

Глаза +

Рот +

Нос +

Уши +

Руки +

Ноги +

Живот –

Спина –

Пятки –

Пальцы +

Щеки –

Плечи –

Волосы +


 

7. Игра «Собери пирамидку» (Не собирает. Берет колечки наугад, спрашивает у мамы: -Ы?

Собрали с активной помощью)

 

8. Исследование понимания названий цветов –

 

9.Итог:

-Ты молодец, хорошо занимался, старался. До свидания! (Дай руку.)

 

ЗАНЯТИЕ №2

Цели и задачи:Расширять пассивный предметный словарь, вызвать действия по подражанию, учить выделять красный цвет, формировать понятия «большой- маленький», учить собирать разрезные картинки из 2-х, вызывать звукоподражания.

Оборудование: Ирушки, кубики, большой и маленький мячи, предметные картинки, разрезные картинки.

Ход занятия:

1. Приветствие: Дай руку, покажи, где мама, Сева, Костя. Погладь маму. Поцелуй Костю.

 

2. Игра «Игрушки» (Цель: накапливать пассивный предметный словарь, пытаться вызвать звукоподражания). Ребенку предлагается поиграть с игрушками: мячиком, мишкой, машинкой

Мишку качаем: «А-А-А»

Машинку катаем: «Би-би!» -«Брррр» +

Мячик бросаем: «Бум! Бум!» -

 

3. Игра «Кубики» (Цель: вызвать действия по подражанию, выделение красного цвета):

Перед Севой разноцветные кубики.

-Вот красный.

-Покажи красный.

-Построй такой же домик, как у меня (Логопед строит домик руками ребенка,.несколько раз)

-Смотри, такой же.

-Покажи красный.

 

4. Игра «Большой- маленький»:

-Вот большой мяч, вот маленький мяч.

-Покажи большой. Покажи маленький.

-Возьми большой. Возьми маленький.

-Отнеси маме маленький мяч. –НА!

 

5. Физминутка: «Ладушки», «Потанцуем».

 

6.Игра: «Собери картинки» (разрезные картинки из 2-х. Логопед сдвигает 2 половинки руками ребенка).

-Что получилось?

-Машина! (Логопед проговаривает все картинки)

 

7. Игра «Покажи картинку» (Цель: расширение пассивного предметного словаря): Перед ребенком 6 картинок. Логопед называет все картинки и

и показывает пальцем ребенка.

 

8.Итог:

-Ты молодец! До свидания! (Помаши ручкой).

 

 

ЗАНЯТИЕ №3.

Цели и задачи: Расширять пассивный предметный и глагольный словарь, развивать зрительное восприятие (учить соотносить цвета), развивать тактильное восприятие, вызвать действия по подражанию, вызвать звукоподражания.

Оборудование: Игрушки, цветные кружочки, кубики, «волшебный» мешочек, разрезные картинки.

Ход занятия:

1. Приветствие. –Покажи маму, Севу, Костю. –Кто это? (Называет только маму).

 

2. «Игрушки» (Цель: расширение пассивного предметного и глагольного словаря, вызывание звукоподражаний). Игрушки: кукла, зайка, мишка. Задания: покажи, возьми, отнеси маме.

Играем мишкой (А-А-А!), машиной (Би-би!), Мячом (Бум! Бум!)

 

3. Игра «Кружочки» (Цель: развитие зрительного восприятия) Задание:

-Закрой кружочками того же цвета.

(Логопед закрывает рукой ребенка).

 

4. Игра «Волшебный мешочек» (Цель: развитие тактильного восприятия):

-Пощупай руками мячик. (логопед обхватывает мяч руками ребенка).

-Он круглый.

Логопед прячет в мешочек мячик и кубик.

–Найди мячик.

 

5. Игра «Кубики»: Задания:

–Покажи красный, возьми, отнеси маме.

-Построй такой же домик.

 

6. Физминутка. «Сорока-ворона», Задания:

-Присядь, попрыгай, руки вверх, Руки вниз.

 

7. Игра «Собери картинки»

 

8. Игра «Покажи картинку» (Те же 6 картинок)

 

9. Игра «Кто как кричит» (цель: вызвать звукоподражания):

-Вот котик(игрушка). –«Мяу! Мяу!» Как говорит котик?

-Вот собачка. (аналогично).

 

10. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ №4.

Цели и задачи: Расширять пассивный предметный словарь, вызывать действия по подражанию и звукоподражания, учить соотносить цвета, выделять красный цвет, собирать разрезные картинки.

Оборудование: Игрушки, Цветные кружочки, кубики, разрезные картинки.

Ход занятия:

1. Приветствие. (Мама, Сева, Костя, -Дай ручку, покажи, погладь, поцелуй, обними)

2. Пальчиковая гимнастика «Сорока- ворона»

3. «Игрушки»:

Кукла, зайка, мишка. Задания:

–Покажи, возьми, положи, дай мне, отнеси маме. Качаем: «А-А-А!»

 

4. Физминутка. (Цель: развитие подражания и зрительного внимания):

Ладошки вверх!

Ладошки вниз!

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

 

5. Игра «Кормим зверей». Вопросы и задания:

-Вот собачка и котик. Они голодные. Они просят кушать.

-Как собачка просит кушать?

-Как котик просит кушать?

-Поставь собачке тарелку.

-Поставь котику тарелку.

-Положи собачке в тарелку курочку.

-Положи котику коржик.

-Собачка кушает: «Ам-ам!» Как собачка кушает?

-Котик…….

-Вот идет мишка: «Топ-топ» -Как мишка идет?

-Мишка просит кушать: «У-У-У!».-Как мишка просит кушать? Поставь ему тарелку. Положи в тарелку ягоду. Мишка кушает: «-Ам-ам!».

Звери наелись и говорят: «Спасибо,Сева!» (целуют).

 

6. «Кружочки»

 

7. Физминутка:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках.

Мы пойдем как все ребята

И как мишка косолапый: У-У-У!

 

8. «Кубики». Вопросы и задания:

-Покажи красный, найди еще красный. Построим башню (одновременно).

 

9. «Собери картинки»

10. «Покажи картинку»: Логопед называет картинки. Вопросы и задания:

–Покажи! –Как гудит паровоз? –Как мяукает котик?

 

11. Итог: Мы хорошо позанимались. Одеваемся: -Где твои сандалики? –А мамины? Надеваем. Застегиваем. До свидания! Помаши ручкой.

ЗАНЯТИЕ № 5.

Цели и задачи:Развитие пассивного предметного и глагольного словаря, вызвать действия по подражанию и звукоподражания, учить выделять красный цвет, развивать тактильное восприятие, учить следить глазами за звучащей игрушкой.

Оборудование: мыло, полотенце, предметные картинки, игрушки, кубики, «волшебный» мешочек, бумажная свеча, музыкальные игрушки: колокольчик и барабан.

Ход занятия:

1. Приветствие.

 

2. Пальчиковая гимнастика «Ладушки»

 

3. Игра «Умываемся» (Цель: Развитие понимания речи):

Умываемся и проговариваем все предметы и действия)

 

4. «Покажи картинку»

 

5. Артикуляционная гимнастика:

«Улыбнемся – нахмуримся»,

«Домик»,

«Улыбка»,

«Трубочка»

 

6. Пальчиковая гимнастика «Тучки – солнышки»

 

7. «Игрушки»: кукла, зайка, мишка. Задания: Покажи, возьми, положи, покачай: «А-А-А!»

 

8. Физминутка: «Мы проверили осанку»

 

9. «Строим башни» (два кубика и сверху призма).

 

10. Игра «Выбери красный»: Выбираем красный предмет из 2-х кубиков, машинок, деталей конструктора, фломастеров, шариков.

 

11. «Волшебный мешочек» (мячик – шишка)

 

12. Дыхательная гимнастика: «Подуем на свечу»

 

13. Игра «Где звенит колокольчик?» (Цель: развитие слухового восприятия)

Вопросы и задания:

-Где звенит колокольчик? –Покажи!

-Позвени колокольчиком сам. «Динь- динь». Постучи в барабан: «Бам-бам!». Логопед закрывает инструменты листом бумаги, звенит колокольчиком, открывает. –Что звучало?

 

14. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ № 6.

Цели и задачи Развивать артикуляционную моторику, слуховое восприятие и внимание, учить следить глазами за звучащей игрушкой, соотносить игрушки с их изображением, развивать память и внимание, формировать понятия «большой- маленький», вызывать действия по подражанию и звукоподражания.

Оборудование: Звучащие игрушки (колокольчик и барабан), птичка на ниточке, игрушки, цветные квадратики, предметные картинки.

Ход занятия:

 

1. Приветствие. (-Покажи маму, Севу, Костю).

 

2. Игра «Ай, ду-ду!»

 

3. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка», «Улыбка», чередование «Улыбка-трубочка».

 

4. Игра «Угадай, что звучит?»: Ребенок следит взглядом за звучащей игрушкой (барабан) «Бам-бам!» Вопросы и задания: -Покажи, где стучит.

-Угадай, покажи, что играет (колокольчик или барабан)

 

5. Дыхательная гимнастика «Птичка летит»

 

6. «Игрушки»(Цель: соотносить игрушки с их изображением): кукла, мишка, зайка, машинка. Вопросы и задания:–покажи, подари им картинки (их изображения)

 

7. Игра «Чего не стало?»(Цель: развитие памяти, внимания) (с теми же игрушками)

Вопросы и задания: -Угадай, что я спрятала?

 

8. Пальчиковая гимнастика «Тучки-солнышки».

 

9. Игра «Ладошки вверх».

 

10. Игра «Кормление зверей».

 

11. Игра «Квадратики» (Цель: развитие зрительного восприятия и понимания речи). Вопросы и задания: -Подбери квадрат того же цвета.,- Красный отнеси маме: «НА!»

 

12.Игра «Большой-маленький»:

Мячи (большой и маленький). Играем с ними: -«Бум! Бум!». Вопросы и задания:–Брось мне большой мяч.

-Брось мне маленький мяч.

Машины (Большая и маленькая). Катаем: «Би-би!». –Дай Косте большую машину.

Куклы (большая и маленькая). –Покачай большую куклу: «А-а-а».

 

13. «Покажи картинку» (те же картинки)

 

14. Итог занятия.

 

ЗАНЯТИЕ №7.

Цели и задачи: Развивать артикуляционную моторику, учить соотносить игрушки с их изображением, учить угадывать музыкальную игрушку по звучанию, вызывать действия по подражанию и звукоподражания, развивать пассивный предметный и глагольный словарь, учить выделять красный цвет.

Оборудование: Игрушки, предметные картинки, музыкальные игрушки, кубики, зеркало и расческа, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Приветствие.

 

2. «Ай, ду-ду!»

 

3. Пальчиковая гимнастика: «Тучки-солнышки».

 

4. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка-улыбка», «Покажи язычок».

 

5. Игра «Подарим игрушкам картинки» (кукла, зайка, мишка, мяч, машинка).

 

6. «Угадай, что играет» (колокольчик и барабан). («Динь-динь!», «Бам-бам!»).

 

7. Игра «Кубики» Задания: -Найди такой же., Построй такую башню (два цилиндра и призма).

 

8. «Кормление зверей» (Добавляем корову).

 

9. Физминутка:

Мы пойдем как все ребята,

И как мишка косолапый.

Потом быстрее мы пойдем: «Ох! Ох! Ох!»

А после к бегу перейдем: «Ох!» (глубокий выдох)

 

10. Игра «Причешись» (Цель: развитие пассивного предметного словаря): Перед ребенком на столе зеркало и расческа. Вопросы и задания:

- Это расческа. Ей причесывают волосы. Вот так. Причеши волосы. Это зеркало, в него смотрят. Вот так. Посмотри в зеркало. –Кто это? –Это Сева. Посмотри, какой красивый!

- Покажи, где расческа. - Покажи, где зеркало!

 

11. Игра «Выбери красные карандаши»: Из нескольких карандашей выбираем красные, берем один и рисуем цветочек. –Вот какой красивый получился цветочек! Давай подарим цветочек маме!

 

12. «Покажи картинку»

 

13. Итог: -Где голова? Находим голову у Севы, мамы, Кости. Всех гладим по головке

 

 

ЗАНЯТИЕ № 8.

Цели и задачи: Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, учить узнавать инструмент по звучанию, собирать разрезные картинки, расширять пассивный предметный словарь, вызывать действия по подражанию и звукоподражания.

Оборудование: цветы, предметные картинки, звучащие игрушки: колокольчик, барабан и дудочка, маленькие игрушки (животные), кубики, картонные фигурки(большие и маленькие).

Ход занятия:

 

1. Приветствие.

 

2. «Ай, ду-ду!»

 

3. Дыхательная гимнастика: «Нюхаем цветы».

 

4. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка-улыбка», «Покажи язычок!»

 

5. «Покажи картинку» (новые 6 картинок).

 

6. «Угадай, что звучит» (те же звучащие игрушки + дудочка «Ду-ду-ду!»).

 

7. «Собери картинки»

 

8. «Кто как кричит?» (маленькие игрушки)

 

9. Физминутка: «Мы пойдем как все ребята»

 

10. «Построй такую же башню» (3 кубика и призма)

 

11. «Ладошки вверх».

 

12. Игра «Выбери красное»: Выбираем красные предметы из 3-х (кубики, шары, фломастеры, детали конструктора, квадратики из цв. картона).

 

13. Игра «Чаепитие» Задания: -Дай большому мишке большую чашку, ложку, конфету. Теперь маленькому мишке дай маленькую чашку и т.д.

 

14. Итог занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 9.

Цели и задачи: Учить узнавать родных на фотографиях, развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику и тактильное восприятие, учить следить глазами за куклой и показывать, соотносить цвета. Учить ориентироваться в частях тела, вызывать слова «Дай!» и «На!»

Оборудование: Альбом с семейными фотографиями, картинки (животные), «волшебный» мешочек, игрушки, цветные квадратики.

Ход занятия:

 

1. Приветствие.

 

2. Пальчиковая гимнастика «Улитка»:

 

3. Игра «Кто это?»: Перед Севой альбом с семейными фотографиями.

Логопед всех называет. Вопросы и задания:

-покажи, где мама, папа, Сева, Костя.

–Кто это? –Я!(логопед показывает Севиным пальчиком на него самого)

4. Дыхательная гимнастика «Птичка летит».

 

5. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка-улыбка», «Покажи язычок».

 

6. «Кто как кричит?» (картинки животных).

 

7. «Волшебный мешочек» (3 предмета: кубик, мячик, шишка).

 

8. Физминутка: «Мы пойдем как все ребята»

 

9. «Кормим зверей»

 

10. Игра «Где Ляля?» (Цель: учить следить глазами за куклой и показывать)

 

11. «Игрушки» (Цель: вызвать слова: «Дай!», «На!») Вопросы и задания: -Попроси у меня мишку!, Теперь я у тебя попрошу: «Дай!» -скажи: «На!»

 

12. «Квадратики»

 

13. Игра «Сева хлопать как умеет» (Цель: Развитие общей моторики, понимания речи, ориентация в частях тела)

 

14. Итог занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 10.

Цели и задачи: Расширять пассивный предметный словарь, развивать артикуляционную моторикуи речевое дыхание, вызывать звукоподражания, развивать слуховое восприятие и внимание, формировать понятия «большой- маленький»развивать графические навыки, вызывать слова «Дай», «На».

Оборудование: предметные картинки, лото «Домашние животные», музыкальные игрушки, «Почтовый ящик», картонные фигурки (большие и маленькие, мяч, «волшебный» мешочек», цв. карандаши.

Ход занятия:

1. Приветствие.

 

2. «Улитка-улитка»

 

3. «Покажи картинку»

 

4. Артикуляционная гимнастика: «Домик». «Трубочка-улыбка», «Вкуснятина»

 

5. Игра «Лото» (домашние животные) Вопросы и задания: –Где собака? -Найди такую же картинку и закрой. -Как собака кричит?

 

6. Физминутка «Подуем на плечо»

 

7 Игра «Отгадай, что звучало?» (Те же музыкальные игрушки)

 

8. «Почтовый ящик»

 

9. Игра «Чаепитие» (теперь с зайцами).

 

10. Игра «Нарисуй кружочки»: выбираем красный карандаш и рисуем круги.

 

11. «Игрушки» (слова «Дай» – «на»)

 

12. «Волшебный мешочек» (кубик, мячик, котик)

 

13. Игра с мячом (Цель: развитие общей моторики и пассивного глагольного словаря):

Задания: -Бросай!, -Кати!

 

14. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 11.

Цели и задачи: Учить узнавать родных на фотографиях, развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание, учить соотносить игрушки с их изображением, учить выделять красный цвет, вызывать звукоподражания.

Оборудование: Альбом с фотографиями, бумажная свеча, игрушки и соответствующие предметные картинки, пирамидка, музыкальные игрушки, разрезные картинки.

Ход занятия:

1. Приветствие

 

2. «Улитка»

 

3. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка- улыбка», «Вкуснятина».

 

4. «Кто это?» (рассматривание альбома с фотографиями) Вопросы и задания:

-Покажи маму!, -Кто это?

 

5. Дыхательная гимнастика «Дуем на свечу».

 

6. «Кормим зверей» (кошка, собака, корова)

 

7. «Подарим игрушкам их портреты»

 

8. Физминутка «Сева хлопать как умеет»

 

9. «Выбери красное» (из 3-хпредметов)

 

10. «Собери картинки» (из 2-х)

 

11. «Пирамидка» Задания: -Собери пирамидку (выполняем вместе), -Покажи красное колесико.

 

12. Игра «Угадай, что звучит» (те же звучащие игрушки).

 

13. Игра «Покажи картинку». Вопросы и задания: -Как девочка плачет? «А-А-А!»

-Как пароход гудит?: «У-У-У!».

 

14. Итог занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 12.

Цели и задачи: Развитие пассивного предметного словаря, вызывать звукоподражания, развивать артикуляционную моторику и конструктивные навыки, учить выделять красный цвет, учить узнавать инструменты по звучанию, формировать понятия «большой- маленький».

Оборудование: предметные картинки, кубики, разрезные картинки, музыкальные игрушки, «волшебный» мешочек, картонные фигурки (большие и маленькие).

Ход занятия:

1. Приветствие.

 

2. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона»

 

3. Развитие пассивного предметного словаря: Логопед проговаривает картинки в альбоме, -Покажи домик и т. д. Звукоподражания по картинкам: -Как гудит паровоз? (котик, утка)

 

4. Артикуляционная гимнастика: «Домик», «Трубочка- улыбка», «Вкуснятина». «Пузырь» (Надуваем щеки и пальцами «протыкаем» «пузырь».)

 

5. Игра «Кубики»: -Выбери красные кубики, -Найди такой же, -Построй такую же башню.

 

6. Развитие конструктивной деятельности: «Разрезные картинки».

 

7. Физминутка «Подуем на плечо»

 

8. Игра «Угадай, что звучит» (музыкальные игрушки: колокольчик, барабан, дудочка)

 

9. Игра «Волшебный мешочек» (Развитие тактильного восприятия и формирование понятий «Большой- маленький»).:-Найди большой мяч, -Найди маленький мяч.

 

10. Пальчиковая гимнастика «Тучки – солнышки», «Ладошки вверх»

 

11. Игра «Большой- маленький»: Большому зайчику даем большую чашку, ложку, конфету, маленькому- маленькую.

 

12. Итог занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 13.

Цели и задачи: Учить узнавать родных на фотографиях, выделять красный цвет, следить глазами за игрушкой и показывать, развивать конструктивные навыки, речевое дыхание, слуховое восприятие и внимание.

Оборудование: Альбом с фотографиями, разноцветные картинки, лото «Домашние животные», кукла, «Почтовый ящик», пирамидка, музыкальные игрушки, разрезные картинки, цветные колечки и палочка.

Ход занятия:

 

1. Приветствие.

 

2. «Сорока- ворона».

 

3. Рассматривание альбома с фотографиями.

Задания и вопросы: «Покажи!», «Кто это?»

 

4. Выбор из разноцветных картинок красных

 

5. Игра в лото «Домашние животные» Работа над звукоподражанием

 

6. Игра «Где Ляля?»

 

7. Игра «Почтовый ящик»

 

8. Игра «Собери пирамидку»

 

9. Физминутка «Подуем на плечо»

 

10. Игра «Собери картинки» (из 2-х)

 

11. Игра «Угадай, что звучит?» (Музыкальные игрушки)

 

12. Игра «Колечки»: Из разноцветных колечек выбираем красные и надеваем их на палочку.

 

13. Игра «Покажи картинку»

 

14. Итог занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 14.

Цели и задачи: Учить узнавать родных на фотографиях, развивать речевое дыхание, учить ориентироваться в частях тела, развивать слуховое восприятие и внимание, вызывать звукоподражания, развивать графические навыки, учить отвечать на вопросы жестами, формировать соотнесение себя с субъектом по полу и возрасту.

Оборудование: Альбом с фотографиями, «Фейерверк», кукла, музыкальные игрушки, маленькие игрушки- домашние животные, цв. карандаши, разрезные картинки, лото «Семья».

Ход занятия:

1. Приветствие.

 

2. Пальчиковая игра «Улитка»

 

3. Рассматривание альбома с фотографиями. Добавляются задания: «Покажи деда», «Покажи бабушку»

 

4. Дыхательная гимнастика «Фейерверк»

 

5. Игра «Покажи»: Показываем части тела на себе и на кукле.

 

6. Физминутка «Подуем на плечо»

 

7. Игра «Угадай, что звучит?» (к музыкальным игрушкам добавляется бубен)

 

8. Игра «Кто как кричит?» (маленькие игрушки - домашние животные)

 

9. Игра «Нарисуем кружочки» Задания и вопросы: «Попроси у меня карандаш» («Дай!»), «Это красный?» («Да!» или отрицательный жест).

 

10. Игра «Собери картинку»

 

11. Артикуляционная гимнастика (добавляем упражнение «Лопатка»)

 

12. Игра в лото «Семья» Задания и вопросы: «Покажи мальчика», «Покажи девочку», «Ты какой?» «А Костя?» «Покажи, какой ты большой» «А какой Костя маленький?»

 

13. Итог занятия.

ИГРЫДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

(речь с движением)

 

1. «МЫПОТОПАЕМ НЕМНОЖКО»:

Мы потопаем немножко: топ-топ-топ (топаем)

Мы похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)

А теперь мы повернемся (поворачиваемся вокруг себя)

И все вместе улыбнемся (улыбаемся друг другу и обнимаемся)

 

2. «ЖУК»:

Усы расправив смело

Жуки жужжат в траве (сидим, раздвинув руки)

«Ж-ж-жу,- сказал крылатый жук,-

Посижу и пожужжу!» (складываем на груди руки: «Ж-ж-ж!»)

 

3. «БАБОЧКА»:

Бабочка летела, летела, (бегаем по кругу)

 

На цветочек села (садимся на корточки)

Крылышки сложила (руки на коленях)

Деток покормила (ладошки вместе, подносим корту:

«Ням- ням!»)

 

4 «ЕЖИК»:

Вот свернулся еж в клубок, (сидим на корточках)

Потому,что он продрог («Ох, ох, ох»)

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся (Встаем, потягиваемся)

 

5. «ЗАЙКА»:

Зайка скок-скок-скок (прыгаем)

Мишка топ-топ-топ (топаем)

Белка прыг-прыг-прыг (прыгаем)

А лисичка хлоп-хлоп (хлопаем)

 

6. «ДОМИК МАЛЕНЬКИЙ»:

У медведя дом большой, ой, ой, ой (поднимаем руки «Ой, ой,ой»)

А у зайца маленький, ай, ай, ай (приседаем «Ай,ай,ай»)

Мишка наш пошел домой, ой,ой,ой (идем вразвалку «Ой,ой,ой»)

Да и крошка- заинька. ай-ай-ай (прыгаем «Ай,ай,ай»)

 

7. «ВОТ ИДЕТ КОЛЮЧИЙ ЕЖ»:

Вот идет колючий еж (топаем по кругу)

Он на елочку похож (руки вверх, пальчики растопырены)

Все грибочки еж собрал (наклоняемся, «собираем грибочки»),

И домой он зашуршал (идем, шурша по полу).

 

8. «НАСОС»:

Это очень просто: (наклоняемся- выдох: «С-с-с»)

Покачай насос ты (поднимаемся- вдох)

9 «МЫШКА»:

Мышка в норку забежала (пробегаем по кругу и садимся)

Рядом кошку увидала (руки на голове- «ушки»)

-Ой- ой-ой!- сказала мышка,

-Я боюсь! (обнимаем себя руками)

-Не трусь, малышка,

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить (обнимаемся)

 

10. «ТРУБА»:

Мы пришли и сели (садимся)

Играем на трубе (кулачки подносим к губам)

Подудим в свою трубу («Ту- ту- ту, Бу- бу- бу!»)

 

11. «КОТИК»:

Котик выпил молока («лакаем» языком)

Откусил он пирога (ладошки вместе- «кушаем»)

Лапки вытер (трем руки)

Нос помыл (трем нос)

«Мяу- мяу!»- говорил.

 

12. «ТУК- ТУК, СТРОИМ ДОМ»:

Тук- тук- тук! –строим дом (стучим кулачком по кулачку)

Дом высокий (поднимаем руки)

Дом с окном (руки вместе и разводим в стороны)

С острой крышей и трубой (руки «крышей»)

В доме мы живем с тобой (обнимаемся)

 

13. «МИШКА»:

Мы проверили осанку (стоим прямо)

И свели лопатки (отводим плечи назад)

Мы походим на носках (идем на носках)

А теперь на пятках (идем на пятках)

Мы пойдем как все ребята (маршируем)

И как мишка косолапый (идем вразвалочку: «У-у-у!»)

 

14. «КУРЫ»:

Бормочут куры по ночам (наклонились, свесили руки)

«Тах-тах-тах» (хлопаем себя по коленям:

«Тах-тах-тах!»)

Поднимем руки мы к плечам (выпрямились, вдох)

Потом опустим так (наклонились, руки вниз «Ко-ко-ко!)

 

15. «ТАНЯ ХЛОПАТЬ КАК УМЕЕТ»:

Таня хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (хлопаем руками)

Таня топать как умеет, своих ножек не жалеет:

Топ-топ, топ-топ! (топаем ногами)

Ручками захлопали:

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем)

Ножками затопали:

Топ-топ-топ! (топаем)

 

 

16. «ВОДИЧКА- ВОДИЧКА»:

Водичка-водичка,

Умой мое личико («умываемся»)

Умой глазки («моем глаза»)

Умой ротик, («моем рот»)

Умой носик, («моем нос»)

Умой ушки! («моем уши»)

 

17. «ОБЕЗЬЯНКА»:

«Я- девочка Вера, а ты- обезьянка Анфиса. Обезьянка все повторяет за девочкой:

Вера причесывает волосы (делаем имитирующие движения)

Вера ест суп,

Вера пьет молоко,

Вера танцует,

Вера грозит обезьянке пальчиком.

 

18. «СЛОН»:

У слона большие уши, (круговые движения

Вот такие… руками от головы)

Длинный хобот (движения обеими руками

Вот такой… вперед от лица)

Слон качает головой (качаем головой)

 

19. «ЛОШАДКА»:

Я люблю свою лошадку (движения, имитирующие

Причешу ей шерстку гладко, поглаживания)

Гребешком приглажу хвостик (движения рукой сверху вниз)

И верхом поеду в гости («скачем на лошадке»)

 

 

 


ИГРЫДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

1. «ЛАДУШКИ»

2. «СОРОКА-ВОРОНА»

3. «ТУЧКИ-СОЛНЫШКИ»:

«Тучки»- пальцы сжаты в кулачки,

«Солнышки»- Руки подняты, пальцы разведены в стороны.

4. «УЛИТКА»:

Улитка, улитка, улитка ползет (указательным пальцем правой руки ребенка

Улитка Танюше подарки везет рисуем спиральна левой ладошке, потом-

наоборот)

5. «КОТИК»:

Есть у котика на лапках (Сжимаем- разжимаем пальцы

Очень острые царапки сразу обеих рук)

6. «КОРАБЛИК»:

Кораблик плывет по речке (Ладони вместе, большие пальцы- вверх

На воде оставляя колечки двигаем руками в разных направлениях)

7. «КОЛОКОЛЬЧИК»:

Колокольчик растет, (Соединяем кисти рук, медленно поднимая

К солнцу тянется руки вверх, разъединяем пальцы, не

И бутон его распускается разъединяя ладони

8. «УЛИТКА- УЛИТКА»:

Улитка- улитка (Кулачок в кулачке, меняем руки

Покажи рога, поднимаем «рожки» к голове

Дам кусок пирога, закрываем ладошки

Пышки, ватрушки, прихлопываем одну ладошку другой,

Сдобной лепешки,- потом наоборот

Высуни рожки! Поднимаем «рожки» к голове.

9. «В НАШЕЙ ИЗБУШКЕ»:

В нашей избушке петух поет, (руки «домиком над головой

Мышка-норушка избушку метет, «метем» опущенной кистью

Кошка на окошке рубашку шьет, движения «иголкой»

Курочка на печке горшки скребет. царапаем «Коготками»)

10. «СНЕГИРЕК»:

Сел на ветку снегирек. (садимся, машем «крыльями»

Брызнул дождик- он промок. сжимаемся в комочек

Ветерок, подуй слегка, обмахиваемся как веером

Обсуши нам снегирька. машем «крыльями»)

11. «ГДЕ ТВОЙ ДОМ?»:

Воробей живет под крышей. (руки «домиком»

В теплой норке домик мыши. указ. пальцы торчат, руки на голове

У лягушки дом в пруду, прыгаем

Домик пеночки в саду. машем «крыльями»

-Эй, цыпленок, где твой дом? разводим руки)

-Он у мамы под крылом! Обнимаемся

 

12. «АЙ, ДУ-ДУ»:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! («играем на дудочке»

Сидит ворон на дубу, руки на пояс, присесть

Он играет во трубу «играем на дудочке»

Во серебряную. Меняем руки)

13. «ЛЕБЕДУШКА»:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет. (руками имитируем плавание

Выше бережка головушку несет. руки к щекам, качаем головой

Белым крылышком помахивает, взмахи «крыльев»

На цветы водичку стряхивает. Стряхиваем кисти рук)

14. «КАК У НАШЕГО КОТА»:

Как у нашего кота (ладошки над головой- «ушки»

Шубка очень хороша повернуться вправо- влево

Как у котика усы рисуем пальцами «усы»

Удивительной красы, гордо распрямиться

Глазки смелые показать пальцами глазки

Зубки белые. показать пальцами улыбку)

15. «ЗАЙЧИКИ»:

Жили- были зайчики (руки над головой

На лесной опушке, ладонями показываем плоскость

Жили- были зайчики руки над головой

В беленькой избушке. руки «домиком» над головой

Мыли свои ушки, трем уши

Мыли свои лапочки. «моем» руки

Наряжались зайчики, покрутить кистями внизу

Надевали тапочки. топаем одной ногой, другой

16. «ТУК-ТУК»:

Тук- тук, я стучу, (стучим кулаком по

Новый столик сколочу. поверхности стола)

17. «КОЛОБОК»:

Кулачок как колобок (одна рука сжата в кулак, другая

Мы сожмем его разок ее поглаживает, меняем руки)

18. «ПИЛА»:

Пила, пила, пили живей, (скользящие движения ребром

Мы домик строим для зверей! ладони по столу)

19. «БЛИНЫ»:

Бабушка печет блины, (попеременные хлопки тыльной

Очень вкусные они. стороной кисти и ладонью

Со сметаной, творогом по поверхности стола)

И горячим молоком.

20. «ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»:

Птенчики в гнезде сидят, (пальцы одной руки обхватить другой,

Маму ждут и есть хотят. шевелить, меняем руки)

21. «ЗАЙКИНЫУШКИ»:

Зайка серенький сидит (пальцы зажаты в кулачке.

И ушами шевелит. указательный и средний- вверх,

Вот так, вот так шевелить ими в стороны

Он ушами шевелит. и вперед)

ИГРЫДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

 

1. «ШАРИК»:

Дуем на шарик для пинг-понга, плавающий в тазике с водой

2. «ПЕРЫШКО»:

Ребенок сдувает перышко с ладони взрослого.

3. «СУЛТАНЧИКИ»:

Дуем на красивые султанчики из блестящей бумаги.

4. «СЮРПРИЗ»:

Дуем на занавесочку из папиросной бумаги. За ней- сюрприз (маленькая игрушка).

5. «БАБОЧКА, ЛЕТИ!»:

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги и закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Оленькой порхала.

Оля не боится-

Бабочка садится.

Взрослый «сажает бабочку на руку ребенка, побуждая его подуть на бабочку.

6. «ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»:

7. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай в блюдце, чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»

8. «ЗАДУЙ СВЕЧУ»:

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

9. «ПОГРЕЕМ РУКИ»:

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

10. «ПУЗЫРЬКИ»:

Игра проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

11. «МИШКА»:

Руки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка. Глубокий вдох- и выдох: «Ух!...Ух!...».

12. «ЦВЕТОЧЕК»:

Подносим к ребенку искусственный цветок. Глуб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: