Теории вскрытия рабочих горизонтов




 

8.Грузопотоки на карьерах. Предпосылки формирования грузопотоков

 

Каждый выемочный слой в общем случае может быть представлен:

- вскрышными породами (скальными, полускальными, плотными или мягкими);

- некондиционными и забалансовыми полезными ископаемыми, складируемыми в отдельные отвалы для использования в последующие периоды;

- полезными ископаемыми в которых согласно плановым заданиям выделяют типы и сорта для раздельного транспортирования и использования.

 

 

24.02.09

 

Поток грузов определённого качества характеризуемый сравнительно устойчивым (во времени), направлением и определённым объёмом перевозок в единицу времени (в смену или сутки) называется элементарным грузопотоком. При однородных породах в забое от него начинается элементарный грузопоток 1, от сложного забоя (при разнородных породах и раздельной выемке) начинается 2 или 3 элементарных грузопотока. Число элементарных грузопотоков на уступе зависит от числа забоев и способа выемки пород в них и оно обычно больше числа действующих забоев. Элементарные грузопотоки могут различаться по своим направлениям, по виду транспорта, транспортных коммуникаций или одного вида моделей карьерного транспорта. Элементарные грузопотоки из забоев в целях сокращения их числа (при однородных породах) стремятся объединить в один грузопоток с уступа. По этому же принципу объединяют грузопотоки уступов в однородные грузопотоки группы или всех уступов карьера. Группа соединяющихся элементарных грузопотоков имеющих общие коммуникации образует сходящийся грузопоток. Общий грузопоток карьера или его участка разделяющийся затем на отдельные грузопотоки называется расходящимся грузопотоком. Общий грузопоток, образованный сходящимися в начале элементарными грузопотоками, а затем (чаще на поверхности) расходящимися называют сложным грузопотоком. Если на пути следования грузов имеются перегрузочные или сортировочные пункты, такие грузопотоки называют комбинированными. В практике чаще встречаются сложные и комбинированные грузопотоки.

Если грузопотоки состоят из разнородных пород их называют разнородными грузопотоками. Общий грузопоток карьера называют сосредоточенным если составляющие его грузопотоки перемещаются по одним выходным транспортным коммуникациям из карьера и рассредоточенным если грузопотоки перемещаются по различным коммуникациям. Необходимо стремится к сокращению грузопотоков.

Несколько грузопотоков в карьерах могут быть:

- Зависимыми друг от друга, если необходимо периодически распределять оборудование;

- Независимыми друг от друга, если работа комплекса оборудования обслуживающего данный грузопоток (от его начала до конца) не зависит от работы оборудования других грузопотоков;

- Жесткозависимыми, если диспетчерская служба постоянно изменяет загрузку оборудования и перераспределяет оборудование и регулирует объёмы элементарных грузопотоков;

Грузопотоки организационно объединяют воедино все процессы. Чёткое функционирование грузопотоков предопределяет экономичность ведения горных работ и эффективность использования оборудования.

 

Объём груза в метрах кубических или тоннах перемещаемых в единицу времени составляют грузооборот карьера. При нескольких видах раздельно транспортируемых пород технически и экономически целесообразно организация нескольких грузопотоков карьера, что упрощает разделение грузов следующих к различным пунктам приёма и сокращает дальность перевозки.

Транспортируемые вскрышные породы разделяют на отдельные грузопотоки в следующих случаях:

1. При больших объёмах в обычных условиях по одно колейному железнодорожному пути можно перевести до 20-30 тыс. метров кубических в сутки, по двух каленому пути 50-60 тыс. метров кубических в сутки, по одно полосной автодороге до 40-50 тонн в сутки;

2. При больших размерах карьерных полей формирование общего грузопотока вскрышных пород в этих условиях связанно с сокращением возможного числа размещаемых на одном горизонте экскаваторов перепробега транспортных средств и увеличением длины соединительных коммуникаций в карьере и на поверхности;

3. При перевозке вскрышных пород с верхних горизонтов на внешние или внутренние отвалы и перевалки части пород во внутренние отвалы в целях сокращения затрат на транспортирование;

4. При использовании рассредоточенных отвалов из-за недостаточной их вместимости и приёмной способности, а так же для сокращения расстояния транспортирования на карьерах нагорного и нагорно-глубинного вида;

5. При перемещении вскрышных пород во внутренние отвалы по горизонтам и складировании горных пород в отдельные ярусы;

6. При использовании мобильных транспортных средств (автосамосвалов, скреперов и т.д.) перемещающих породы через системы внутренних траншей на близ расположенные отвалы. Создание временных траншей и съездов особенно эффективно в период строительства карьера, т.к. способствует интенсификации горных строительных работ и улучшению их экономических показателей;

7. Грузопотоки отдельных уступов и групп уступов как правило разделяются когда для перевозок пород применяются различные виды транспорта;

 

Отдельные грузопотоки делят карьер на технологические зоны, каждая из которых включает в себя обслуживаемую часть рабочей зоны и ту не рабочую часть карьера, где расположены транспортные коммуникации данного грузопотока. В каждой такой зоне действуют свои комплексы погрузочного и транспортного оборудования. Обоснование необходимости и целесообразности создания отдельных элементарных потоков начинается с грузопотоков уступов и является первой сложной задачей, поскольку она решается в комплексе с вопросами вскрытия рабочих горизонтов и расположения отвалов совместно с выбором технических средств выемочно-погрузочных и транспортных работ. При сходящихся грузопотоках наиболее загружены участки траншейных и магистральных путей пропускающих часто весь грузооборот карьера. Один из таких участков, имеющий самый сложный план и тяжелый профиль пути, а при железнодорожном транспорте и наибольшую длину, называется ограничивающим, т.к. именно он ограничивает мощность грузопотока. Организацию перевозок рассчитывают применительно к ограничивающему перегону, т.к. объём вывозимого по данной трассе груза определяется провозной способностью этого перегона, а уклон на этом перегоне называется руководящим уклоном.

 

 

10. Вскрытие месторождений (общее положение)

 

Под вскрытием месторождения понимают горные работы по обеспечению грузотранспортной связи между поверхностью и рабочими горизонтами или от одной уже разрабатываемой части месторождения к другой неразрабатываемой части месторождения. Этот доступ обеспечивается наиболее часто проходкой вскрывающих горных выработок (обычно капитальных траншей и полу траншей). В некоторых случаях вскрытие осуществляется без горных выработок. Вскрытие имеет чрезвычайно важное значение в комплексе разработки месторождения в связи с тем что вскрытие на долгие годы определяет условия отработки карьера.

Вскрытие должно обеспечивать:

1. Безопасность ведения горных работ;

2. Удобство развития работ в пределах развития карьерного поля;

3. Возможно меньшие объёмы горно-капитальных работ;

4. Высокую экономичность работ;

5. Обеспечивать проектную производительность карьера и резерв её повышения;

 

При выборе способа вскрытия следует учитывать факторы, влияющие на принимаемые способы вскрытия к которым следует отнести:

- конечные контуры карьерного поля;

- условия залегания полезного ископаемого (размеры, углы падения, мощность);

- строение разрабатываемых залежей;

- применяемая система разработки, транспорт;

- качество полезного ископаемого и т.д.;

- расположение рудничных зданий, отвалов, сооружений, потребителей;

 

Все применяемые способы вскрытия можно классифицировать по различным признакам:

- наличие и тип вскрывающих выработок;

- количество этих выработок;

- их назначение;

- расположение выработок относительно карьерного поля;

- взаимное расположение выработок в пространстве;

 

В существующих классификациях в качестве основного признака приняты наличие и тип вскрывающих выработок. Остальные признаки являются определяющими отдельные способы вскрытия. Профессор П.С. Зурков разделил все способы вскрытия по первому признаку на 4 группы:

1. Вскрытие траншейными выработками;

2. Без траншейное вскрытие;

3. Вскрытие подземными горными выработками;

4. Комбинированное вскрытие (1-3 способами);

11. Профессор А.И. Арсентьев предложил следующую классификацию способов вскрытия:

 

2.03.09

 

Группа вскрытия Способ вскрытия Примечание
1. Траншейное вскрытие 1. Отдельными траншеями (полу траншеями) 2. Тупиковыми траншеями (полу траншеями) 3. Петлевыми траншеями (полу траншеями) 4.Поступательными (спиральными) траншеями (полу траншеями) 5. Комбинированный способ (поступательными полу траншеями) 1. Внешнего заложения (траншеями и полу траншеями) 2. Внутреннего заложения (траншеями и полу траншеями)
2.Безтраншейное вскрытие 1. С отсутствием траншей и земляных сооружений 2. С земляными сооружениями (насыпи, дамбы, каналы и другое)  
3.Подземными горными выработками 1. Штольнями 2. Шахтными стволами (наклонными, вертикальными)  
4. Комбинированное вскрытие 1. Комбинация способов вскрытия 1-3  

 

12. Подавляющее большинство месторождений вскрывается траншейным вскрытием. При траншейном вскрытии капитальные траншеи по их характеристике и назначению различают согласно классификации капитальных траншей по Е.Ф. Шишко.

 

Признак разделения Основные различия Наименование траншей
Расположение траншей относительно контура карьера Расположение вне контура карьера Расположение внутри контура карьера Внешние   Внутреннее
Число уступов обслуживаемых системой траншей Один уступ Несколько групп уступов Все уступы карьера до конечной глубины Отдельные Групповые Общие
Основное назначение траншей Для движения гружёных и порожних поездов (маятниковое движения) Для движения только гружёных или только порожних поездов Одинарные     Парные
Стационарность траншей Постоянное расположение за контуром или на бортах в конечном положении Временное расположение на бортах внутри конечных контуров, подлежащих разработке Стационарные     Скользящие (временные)

 

Групповые и общие траншеи представляют собой системы траншей. При вскрытии горизонтов важно учитывать взаимное расположение траншей, вскрывающих горизонты в системе групповых и общих траншей (полу траншей). В зависимости от этого различают:

1. Вскрытие тупиковыми (петлевыми траншеями);

2. Вскрытие поступательными (спиральными траншеями);

3. Комбинированными поступательно-тупиковыми траншеями;

 

Траншеей называется открытая горная выработка обычно трапециевидного поперечного сечения, имеющая не замкнутый контур, значительную длину по сравнению с шириной (длина в 4 и более раз больше ширины). Горные выработки, имеющие размеры одного порядка от 30х30 до 100х100 называются котлованными. К вскрывающим горным выработкам относятся капитальные: траншеи полу траншеи, разрезные траншеи и котлованы относятся к подготовительным выработкам. Въездные траншеи проводятся обычно с продольным и служат для обеспечения грузотранспортной связи между поверхностью или между рабочими горизонтами. Капитальные траншеи делятся на собственно траншеи и полу траншеи. Траншея – горная выработка, имеющая два постоянных борта (полный профиль). А полу траншея – горная выработка, имеющая один постоянный борт (не полный профиль).

Траншеи характеризуются параметрами: глубиной на которую опускаются, продольным уклоном, углами откосов бортов, шириной по дну, которые строго регламентируются в зависимости от конкретных условий. При расположении на бортах траншей транспортных или предохранительных берм они имеют ступенчатую форму. По углу наклона капитальные траншеи делятся на крутые. Наклонные траншеи характеризуются уклоном i=0,02-0,04(0,06) для ЖД, i=0,05-0,15 для авто транспорта, i=до 320 промиль (18 градусов) для конвейеров. Крутые траншеи глубинного вида обычно имеют внутреннее заложение. По расположению относительно борта карьера они подразделяются на поперечные и диагональные. Поперечные крутые траншеи применяются в тех случаях когда общий угол откоса борта карьера меньше (не превышает предельного угла подъёма транспортных средств), что характерно для скиповых и клетевых подъёмников. Диагональные крутые траншеи обычно применяются для размещения конвейерных и автомобильных подъёмников. Крутые траншеи характерны при оставлении на нерабочем борту транспортных берм (съездов), ширина которых больше или ровна 15 метров если борт имеет сравнительно узкие предохранительные бермы или сдвоенные (строенные) уступы то для размещения конвейерных подъёмников используется комбинация из крутых траншей и полу траншей.

 

Разрезные траншеи и котлованы служат для создания первоначального фронта работ и проводятся на каждом горизонте. Разрезные траншеи имеют небольшой 3-5 промиль продольный уклон для отвода воды с уступа. Разрезные траншеи делятся на собственно траншеи и полу траншеи (проводятся на косогорах). Разрезные траншеи имеют трапециевидное сечение а полу траншеи треугольное. Они характеризуются длиной, шириной по низу, глубиной, углами наклона бортов. Разрезные траншеи могут проводится: по залежи полезного ископаемого, по породам висячего и лежачего бока залежи, на всю длину уступа или только часть его. Глубина разрезных траншей равна принятой высоте уступа или под уступа. Разрезная траншея должна иметь такую ширину по дну «b» что бы обеспечивались безопасность движения транспортных средств, размещении проходческого оборудования, а так же возможности выемки экскаватором первой сквозной зходки. Углы откосов бортов разрезных траншей и котлованов обычно равны углам откосов рабочих уступов (60-80 градусов). Бортам подготовительных вырботок совпадающих с конечными контурами карьера придают угол откоса, обеспечивающих долговременную устойчивость.

 

 

3.02.09

 

Подготовка горизонтов котлованами может применяться только при работе экскаваторов с мобильными видами транспорта, чаще, автомобильный. Размеры котлована определяются условиями для нормального обслуживания экскаватора транспортными средствами или возможностью установке на горизонте нескольких экскаваторов и изменяется в пределах. Специальные траншеи служат для ограждения карьера от ливневых вод (нагорные каналы), для дренажа месторождения – дренажные каналы, для водоотлива – водоотливные каналы. Для хозяйственного обслуживания карьера предусматриваются хозяйственные съезды. Разрезные траншеи обычно являются продолжением въездных траншей. Длина капитальной траншеи зависит от глубины и продольного уклона. Длина разрезной траншеи зависит от размеров карьерного поля и условий залегания месторождения. При разработке горизонтально и полого залегающих месторождений (угольные, фосфоритовые, марганцевые) разрезная траншея обычно сразу проводится на полную длину или ширину карьерного поля. Длина траншеи при этом соответствует длине фронта работ уступа. При разработке крутопадающих и наклонных месторождений при большом количестве уступов разрезную траншею обычно проводят на 0,4-0,6 длины карьера (горизонта), в дальнейшем эта траншея наращивается по мере развития горных работ. Фронт горных работ уступа постепенно при этом возрастает.

Ширина въездной траншеи определяется с одной стороны шириной и количеством откаточных путей, укладываемых в траншею, а с другой стороны размерами оборудования применяемого при проходке траншей. По первому условию размеры траншей меньше чем по второму.

 

 

Определение объёма вскрывающих выработок и горных тел

 

Под горными телами понимают выемки (полости) в земной коре, целики, а так же отвалы, создаваемые в результате ведения горных работ. Земляными телами называют строительные насыпи (выемки). При решении практических задач не редко приходится определять объёмы горных тел – целиков, траншей, отвалов, имеющих довольно правильную геометрическую форму. Для этого используют известные расчётные формулы, для натурных же определений, особенно при неправильных формах горных тел, прибегают к непосредственным горно-геометрическим (маркшейдерским) замерам. Уступы, заходки, разрезные траншеи, насыпи, если они не выходят на земную поверхность имеют почти правильную форму призм: V=SL, где S – площадь трапеции или параллелограмма и L – длина или высота. В тех случаях когда уступы, заходки и другие горные тела ограничиваются равнинной земной поверхностью то небольшими её уклонами можно пренебречь. При расчётах пользуются формулой: . Если горное тело, ограниченное земной поверхностью имеет значительную длину и малую ширину, то при расчётах объёмов можно пренебречь только поперечным уклоном местности, а продольный уклон должен быть учтён. Для этих условий пользуются более точной формулой: , где р0=(р12)/2, n – коэффициент откоса, и он равен котангенсу угла этого откоса, – учитывает что горное тело включает элементы часть из которых имеет форму не призм а пирамид.

, где - полные площади двух смежных сечений; - треугольные части площадей , являющиеся основаниями пирамид, входящих в объём горного тела. Указанные пирамиды отсекаются от него вертикальными плоскостями параллельными продольной оси горного тела и проходящие через низшие точки растворов поперечных сечений этого тела. Площадь и можно определять графическим путём.

При определении объёма земляных тел в условиях косогорного рельефа местности учитывают влияние поперечного уклона земной поверхности. Для расчёта объёма траншей или отвалов в подобных условиях пользуются формулой приведённой выше.

 

 

Определение объёма полу траншей

 

 

Объём отдельной наклонной капитальной траншеи при горизонтальной поверхности конечной глубине h ширине дна b углах откосов бортов альфа, с учётом торцовой части определяется по формуле:

Строительный объём общих и групповых внутренних траншей равен сумме объёмов отдельных траншей и полу траншей. Строительный объём общих и групповых внешних траншей при прочих равных условиях зависит от формы их поперечного сечения, конструкции пунктов примыкания, числа вскрываемых уступов и транспортных выходов из траншеи. Групповая или общая траншея может быть выполнена в двух вариантах:

 

9.03.09

 

Выход из траншеи общий для всех горизонтов (рис. 2) и выход на поверхность с каждого уступа устраивается независимым. При двух вскрываемых уступах объём этих траншей может быть определён по формуле: , Даная формула справедлива при , где К – коэффициент зависящий от конструкции траншеи (для траншей с общим выходом К=1; с независимым выходом К=0,5); А – суммарная ширина берм на первом уступе: . Если , то объём таких траншей с независимым выходом определяется по формуле: .

 

 

При применении конвейерного транспорта строительный объём внешней траншеи ограничивается проектным положением откосов нерабочего борта карьера и определяется по формуле: . При одиночной траншеи объём определяется: , при уклоне до 40 промиль считается по формуле без второго слагаемого, а при уклоне более по полной формуле. В настоящее время на практике часто применяются глубокие внешние траншеи с общим транспортным выходом. Это объясняется тем, что они, как правило, проводятся в обводнённых, мягких и сыпучих породах и при вскрытии этими траншеями упрощается осушение горизонтально залегающих слоёв. Кроме того сокращается протяжённость железнодорожных путей и контактной сети. Вместе с тем траншеи с не зависимым выходом на поверхность на ряду с сокращением объёма горностроительных работ позволяют интенсифицировать строительство карьера. Они перспективны при вскрытии глубоко залегающих месторождений. Общий объём (горностроительный) внешней траншеи должен определятся при железнодорожном транспорте с обязательным учётом размещения кривых примыкания.

 

Дополнительный объём Vк(м3) при устройстве кривой примыкания на одном борту траншеи вскрывающей один уступ может быть приближенно определён разницей между объёмом четырёхгранника с основаниями в плане ОВДБ и ОГД’А и объёмом части усечённого конуса с основаниями в плане ОВБ и ОГА. При высоте каждого из них Н уступа. В общем случае объём при вскрытии внешней траншей n уступов определяется по формуле: , где К – коэффициент зависящий от числа сторон примыкания (при одностороннем примыкании К=0,215, при двухстороннем К=0,43).

 

 

 

 

Общий объём траншеи равен: . Крутые траншеи в карьерах глубинного вида обычно имеют внутренне заложение. По расположению относительно борта карьера они подразделяются на поперечные и диагональные. Эти траншеи характерны при оставлении на нерабочем борту транспортных берм (съездов) ширина которых больше 12-15 метров. Если борт имеет только сравнительно узкие предохранительные бермы или сдвоенные (строенные) уступы то для размещения конвейерного подъёмника проводится крутая полу траншея или вскрывающая горная выработка представляющая собой комбинацию крутых траншей и полу траншей. Строительный объём внутренней крутой траншеи:

Объём крутой полу траншеи определяется аналогично объёму наклонной полу траншеи. Объём разрезных траншей определяется как объём прямой призмы в основании которой лежит трапеция. Глубокие траншеи по контакту с наклонной или пологой залежю для уменьшения потерь и разубоживания полезного ископаемого довольно часто проводят слоями высотой , где R – допустимый коэффициент разубоживания полезного ископаемого;

 

Очень часто при строительстве карьеров для быстрейшего ввода их в эксплуатацию разрезные траншеи проводят послойно. Объём одной разрезной траншеи глубиной Н=nh больше суммы объёмов нескольких (n) траншей проведённых на уступах высотой (h).

Это значит что при горнокапитальных работах для быстрейшего ввода карьера в эксплуатации лучше верхние уступы вскрывать разрезными траншеями меньшей высоты. Объём:

Объём разрезной полу траншеи на косогоре или борту карьера равен:

 

 

Трассы вскрывающих выработок и определение их длины

 

Трасса траншеи или другой выработки – это линия положение которой в пространстве план и профиль земляного полотна транспортного пути (М(г) 1:2000, М(в) 1:200, т.е. соотношение масштабов 1 к 10) горизонтальная проекция трассы является планом пути, а вертикальная проекция – продольны профилем пути. Путь в плане состоит из прямолинейных и криволинейных участков, а в профиле из горизонтальных и наклонных участков, а так же сопрягающих участков между ними, обеспечивающих необходимую плавность переходов. Основными параметрами трассы являются: величина руководящего уклона, разность высотных отметок начала и конца трассы, радиусы криволинейных участков сопряжения в плане, радиусы сопряжения наклонных и горизонтальных участков, теоретическая и действительная длина трассы, длина отдельных элементов трассы, коэффициент удлинения трассы.

 

10.03.09

 

Наименьший радиус горизонтальных кривых определяется типом подвижного состава. Для рисунка в): тангенсом (Т) кривой – называют расстояние от начала или конца кривой до вершины внешнего угла (альфа) поворота (точка А); тангенсом так же называют указанные точки касания прямого участка с кривой. Между элементами кривой её углом альфа, радиусом, длиной К, тангенсом Т и отрезком биссектора В существуют следующие зависимости:

Уклон трассы в одном направлении является в то же время подъёмом в противоположном направлении. Два уклона направленные в противоположные стороны называются обратными. Обратные уклоны круче 4 промиль на магистральных путях сопрягаются в насыпях раздельными площадками протяжённостью не менее длины поезда. Выемка двумя смягчёнными обратными уклонами не более 2 промиль. На стационарных карьерных путях площадка и уклон или два смежных уклона сопрягаются в вертикальной плоскости по кривой R равной не менее 2000 метров. При железнодорожном транспорте наименьшая длина элемента профиля (отрезка пути с неизменной величиной подъёма) определяется из условия безопасного движения. Безопасное движение обеспечивается, если поезд в любой момент времени проходит не более одного перелома пути, поэтому длина этого элемента профиля должна быть не менее длины поезда.

 

 

Определение длины вскрывающих трасс

 

Различают длину трассы траншей теоретическую и действительную. Теоретическая длина определяется углом наклона к горизонту I и разностью высотных отметок точек, через которые проходит трасса.

.

Уклон i измеряется велечиной тангенса его угла I и выражается в виде тысячной дроби или числом тысячных этой дроби (в промилях). Значение тангенса определяется отношением разности высотных отметок (h) начала и конца участка уклона к величине его заложения (В), т.е. . Уклон i (весьма мал) поэтому длину В (заложение уклона) считают равной длине пути L, тогда . Геодезический уклон равный синусу альфа отношения h/L увеличенный в тысячу раз обозначенный буквой i и выраженный в промилях. Крутизна откосов земляных сооружений характеризуется отношением высоты откоса Н к его горизонтальной проекции – заложению nH. Отношение Н/nН=1:n показывает во сколько горизонтальная проекция откоса больше его высоты.

Действительная длина трассы траншей больше теоретической за счёт необходимости смягчений уклона траншей на криволинейных участках и на площадках примыкания: , где

- теоретическая длина трассы;

- приращение длины трассы за счёт смягчения уклона на криволинейных участках;

- приращение длины трассы на участках примыкания траншей к горизонтам;

- приращение длины трассы по другим причинам;

 

На криволинейных участках при железнодорожном транспорте возникает дополнительное сопротивление движению поезда. Поэтому для создания нормальных условий работы транспорта руководящий уклон уменьшается на величину этого сопротивления которое определяется по формуле:

Если кривая имеет небольшую длину и на ней умещается только часть поезда, то расчёт дополнительного сопротивления движения поезда от кривой для колеи 1524 мм производится по выражению: , где альфа сумма центральных углов на длине их равной L. Уклон траншеи на криволинейном участке . И соответственно дополнительное приращение трассы въездной траншеи на криволинейном участке равно: .

 

 

Способы примыкания траншей к горизонту

 

Въездные траншеи при подходе к горизонту карьера примыкают к нему обычно на смягчённом уклоне или горизонтальной площадке. Только в некоторых случаях это примыкание осуществляется на руководящем уклоне. За счёт участков примыкания увеличивается длина трассы.

Рис. Примыкание на смягчённом уклоне

 

Примыкание устраивается для создания благоприятных условий работы транспорта. Длина площадок примыкания принимается с учётом длины поезда, стрелки и резервного участка на неточность установки поезда: . Уклон на участке примыкания равен: .

Удлинение трассы траншей при примыкании на наклонных смягчённых участках равно: . Тогда .

 

Действительная длина трассы . Удлинение трассы въездных траншей по отношению к её теоретической длине выражается коэффициентом удлинения трассы под которым понимается отношение действительной длины трассы к теоретической (при постоянном уклоне) .

 

 

17.03.09

 

Для ориентировочных расчётов профессор Е.Ф. Шишко рекомендует следующие значения коэффициентов удлинения трассы:

Виды траншей и примыкания Kу
Внешние траншеи 1,1-1,2
Внутренние траншеи с примыканием: А) на руководящем уклоне Б) на смягчённом уклоне В) на площадках   1,15-1,2 1,25-1,30 1,4-1,5

 

 

Форма трасс капитальных выработок

Форма трассы в плане устанавливается в соответствии с размерами карьерного поля, руководящим уклоном и элементами профиля. Форма трассы капитальных выработок в плане является простой, если расположена на одном борту карьера и не меняет своего направления. Сложной ели состоит из двух или нескольких участков различного направления или она проходит по всем бортам карьера.

I Если , то трасса полностью размещается на одном борту.

II Если , то при трассировании возможны два варианта:

1) Трассу располагают на одном борту карьера и изменяют её направление с прямого на обратное столько раз сколько это необходимо для размещения её на соответствующем горизонте. Прямые участки трассы соединяют при этом по средствам тупиков или петель малого радиуса. Такое размещение рационально при разработки залежи от лежачего бока к висячему и параллельна подвиганию фронта работ. Трасса заканчивается тупиковым заездом расположенным на тупиковом горизонте. Применяется такое вскрытие при небольшой длине карьера и большой глубине. Преимущества: удобство развития горных работ при параллельном перемещении фронта, небольшой объём разноса борта карьера. Недостатки: ограниченная пропускная способность траншей в связи с небольшой скоростью поездов.

Минимальная длина карьера по низу при применении такого вскрытия:

, длина карьера по верху равна:

2) При вскрытии месторождения поступательными траншеями траншеи располагаются одна за другой и при ограниченной длине карьера траншеи переносятся на другой борт и в плане трасса приобретает форму спирали (вскрытие спиральными съездами). Преимущества такого вскрытия: направления движения транспортных средств не изменяется по мере движения уступа на уступ. Недостатки: траншеи должны занимать постоянное положение на отстроенных бортах; неравномерное развитие вскрышных работ по периодам работы карьера; неудобство эксплуатации железнодорожного транспорта при криволинейном фронте работ.

Размеры карьера по низу, вскрываемого прямым участком трассы:

3) Возможно комбинированное расположение траншей (поступательно-тупиковое) при котором определённое количество уступов (в зависимости от длины карьерного поля и руководящего уклона) вскрывается поступательными траншеями, а затем после тупикового заезда следующее число уступов опять вскрывается поступательными съездами. При этом используются преимущества как тупикового, так и поступательного расположения траншей.

Размеры карьера по низу вскрываемая прямым участком вычисляется по формуле:

, где n' – количество нижних уступов, вскрываемых поступательными траншеями (съездами), l0 – длина площадок примыкания к горизонтам.

 

Схема вскрывающих трасс карьера – это совокупность трасс всех, вскрывающих горных выработок обеспечивающих данный период времени, грузотранспортную связь рабочих горизонтов карьера с сооружениями для приёма и перегрузки горной массы в карьере и на поверхности. Схема вскрытия характеризуется видом, числом и пространственным положением трасс, вскрывающих выработок при определённом положении горных работ или иначе при развитии горных работ в любой календарный период строительства и эксплуатации карьера.

Изменение схемы вскрывающих трасс реализуется проведением наклонных траншей на очередном нижнем горизонте, увеличением или сокращением числа вскрывающих выработок на действующих горизонтах, сооружением новых траншей (съездов) вместо старых, устройством вскрывающих выработок другого типа при замене одного вида транспорта на другой и т.д.

Порядок и последовательность поэтапного создания и изменения (развития) схемы вскрывающих трасс за период существования карьера, обеспечивающие вскрытие рабочих горизонтов до его конечной глубины называется – системой вскрывающих трасс.

 

 

Особенности трассирования вскрывающих трасс при автомобильном транспорте

 

Трассирование автомобильных дорог имеет свои особенности: проведение трасс технически возможно при любых промежуточных и конечных контурах карьера; число автодорог, в том числе и временных, практически не зависит от их провозной способности; число и положение трасс подчинено главным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: