Самостоятельная работа студентов по курсу « Психология семьи»




Дисциплина «Психология семьи»

 

Специальность «Информатика. Математика», 5 курс

 

Планы семинарских занятий

 

Семинар 1. Социальный институт семьи и брака

 

Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.

 

1.Возникновение и исторические типы семьи.

 

2.Современные тенденции в развитии семьи.

 

3.Этнические и конфессиональные особенности семьи.

 

4.Семья как малая группа.

 

Вопросы для повторения и контроля:

1.Понятия «брак», «семья», «супружество».

2.Психологический подход в понимании семьи: семья как пространство жизнедеятельности.

3.Функции семьи.

 

Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.

 

Семинар 2. Проблемы молодой семьи.

Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.

 

1. Психология добрачных отношений.

2. Этапы развития молодой семьи: брачно-семейная адаптация.

3. Новые родственники (теща/тесть – свекровь/свекор): новые проблемы?

4. Рождение первого ребенка в семье.

 

Вопросы для повторения и контроля:

 

1.Психологическая характеристика семьи: структура, жизненный цикл семьи.

2.Социально-психологические типы семей.

 

 

Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниж

Семинар 3. Психология проблемной семьи

Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре.

  1. Супружеские конфликты: причины, типология, профилактика, преодоление.

 

  1. Ревность и супружеские измены.

 

  1. Проблемы, причины и следствия разводов.

 

  1. Проблемы неполной семьи.

 

  1. Проблемы повторного брака.

 

Вопросы для повторения и контроля:

1.Проблема стабильности брака. Удовлетворенность супругов браком.

2.Супружеская совместимость.

 

Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.

 

Семинар 4. Семья и социализация личности: ребенок в семье.

Вопросы для теоретического изучения и обсуждения на семинаре

1.Социализация в семье. Типы семейного воспитания. Родительские директивы.

2.Роль отца в семейной социализации.

3.Роль матери в семейной социализации. Материнская депривация.

4.Роль бабушек и дедушек в социализации ребенка в семье.

5.Роль братьев и сестер (сиблингов) в социализации ребенка в семье.

6.Психологические особенности социализации единственного ребенка в семье.

Примечание: список основной и дополнительной литературы – см. ниже.

 

 

Самостоятельная работа студентов по курсу «Психология семьи»

Форма выполнения заданий: портфолио (авторская подборка материалов по теме); практическое исследование проблемы (case study); тематическая мультимедийная презентация; критический обзор новых публикаций по теме (журнальные статьи, книги, интернет материала).

Темы для самостоятельной творческой работы:

a. Особенности семейных отношений в разных этнокультурах.

b. Отношение к детям в семьях разных этнокультур

c. Семейные конфликты: виды, источники, следствия.

d. Психолого-педагогическая помощь семье в конфликтных ситуациях.

e. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода их него.

f. Мифы о семье и семейных ролях.

g. Стереотипы сознания, влияющие на поведение супругов при повторном браке.

h. Конструктивное поведение супругов при повторном браке, обеспечивающее оптимальное воспитание и социализацию детей.

i. Психологические типы любви.

j. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.

k. Зависимость психического развития ребенка от его роли в семье.

l. Психологические особенности неполной семьи.

m. Родительский стиль и сценарий жизни ребенка.

n. Прародительство как возрастная задача развития средней и поздней взрослости.

o. Мотивы вступления в брак у современной молодежи.

p. Жизненные ценности студенческой семьи.

q. Особенности социального познания в семье.

r. Психология межличностных отношений в разных типах семей.

s. Межличностная аттракция в семье.

t. Образ матери в представлениях современных школьников.

u. Образ отца в представлениях современных школьников.

v. Отношения к семье и браку у современной молодежи.

w. Психологические барьеры взаимопонимания в семье.

x. Маскулинность, фемининность и поведение в семье.

y. Семейные и профессиональные роли современной женщины.

z. Психология женщины в мире бизнеса.

aa. Женщина и профессиональная карьера.

bb. Гендерные отношения в семье.

cc. Роль отца в семейном воспитании.

dd. Психология повторного брака.

ee. Роль бабушки в семейных отношениях.

ff. Отношение детей к родителям в семьях группы риска.

gg. Психология предбрачного ухаживания.

hh. Психология семьи, ожидающей ребенка.

ii. Психология беременной женщины.

jj. Перинатальные аспекты психологии семейных отношений.

kk. Проблема материнства и ее изучение в психологии.

ll. Психическое развитие ребенка, функции матери.

mm. Психическое развитие ребенка, функции отца.

nn. Психология позднего /раннего материнства

oo. Психологическая помощь матери и ребенку.

pp. Проблема отцовства в современной семье.

qq. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье).

rr. Психологические проблемы усыновления приемных детей.

ss. Конфликты в семье.

tt. Развод и консультирование по данному поводу.

uu. Повторный брак.

vv. Взаимоотношения поколений в семье.

ww. Насилие в семье. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие.

xx. Насилие в семье. Психологическое сопровождение женщин, переживших насилие.

yy. Сценарий жизни и его роль в семейных отношениях.

zz. Гендерные особенности коммуникации в семье.

aaa. Эмоциональная близость в семье.

bbb. Формирование брачной пары.

ccc. Проблемы мачехи и отчима.

ddd. Роль бабушки и дедушки в семейных отношениях.

eee. Психология одиночества

fff. Брак в древности.

ggg. Европейский брак в средневековье.

hhh. Христианская модель семьи.

iii. Гражданский брак

jjj. Сексуальная индивидуальность и сексуальные ценности.

i. Семья как источник психической травмы.

ii. Психологическая помощь семье

iii. Родители и взрослые дети

iv. Психология прощения

v. Правила любви

vi. Индивидуально-психологические качества личности и способность любить

vii. Психология раннего брака

viii. Психология позднего брака

ix. Психология «неравного» брака

x. Ценностность семьи в общественном сознании

xi. Психологический кризис разводящихся супругов

xii. Психологический климат в семье: причины и следствия

xiii. Психология родительского программирования

xiv. Психология дисфункциональной семьи

Основная литература:

1. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007. – 319 с.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. – изд. 3 - е, стереотип. – М.: Академия, 2005. – 190 с.

3. Андреева, Татьяна Владимировна. Семейная психология: учебное

a. пособие/ Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 243 с.

4. Дружинин, В. И. Психология семьи / В. И. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006.

5. Диагностика семьи: методики и тесты; ред. – сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2004. – 735 с.

6. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – Изд. 3 - е. – М. [и др.]: Академический Проспект [и др.], 2007. – 734 с.

7. Овчарова, Раиса Викторовна. Психология родительства: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.

8. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 2 – е изд., расшир. и доп. – СПб.: Питер, 2000. – 652 с

 

Дополнительная литература:

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психо-

терапии. – СПб., 2001.

2. Ключников, Сергей Юрьевич. Семейные конфликты: Практика решения / С. Ю. Ключников. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с.

3. Лосева, В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений: Психологическая помощь и консультирование / В. К. Лосева; РАО и др. – М.: Ассоциация профессиональное образование, 1995. – 36 с.

4. Подросток и семья: Хрестоматия; ред. – сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2002. – 654 с.

5. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно – методическое пособие / Л. С. Алексеева [и др.]; под ред. Л. С. Алексеевой; Министерство труда и социального развития РФ и др. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 158 с.

6. Психолого – педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов /И. Ю. Левченко [и др.]; под ред.: И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – Изд. 3 - е, стереотип. – М.: Академия, 2006. – 318 с.

7. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: БАХРАХ-М, 2002.

8. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М., 2002. – 190 с.

9. Социально – психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия: учебно – методическое пособие: в 2 - х частях; сост. Л. Б. Шнейдер. – М. [и др.]: МПСИ. – (Библиотека психолога). – 2004. – 725 с.

10. Сысенко, Виктор Алексеевич. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – М.: Мысль, 1989. – 173 с.

11. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей: учебно – методическое пособие для вузов / В. С. Торохтий. – М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. – 218 с.

12. Философия любви: сборник: в 2 ч.; сост. А. А. Ивин; под общ. ред. Д. П. Горского. – М.: Политиздат. – 1990. – 603 с.

13. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 270 с.

14. Шнейдер, Л. Б. Психология семьи и семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с.

15. Хамитов Н. Философия и психология пола. – К.: Ника-Центр, 2001.

16. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М., 2003.

17. Я и моя семья: Психологическая совместимость: Коррекция семейных отношений: Дети и родители; авт. – сост. Э. Флерковский. – Ростов - на — Дону: Феникс, 2003. – 314 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: