Какие ценности оказались доминирующими на индивидуальном уровне среди российских граждан?




Для населения России по рангу на индивидуальном уровне, не в сравнении с другими.

1. Наиболее значима ценность «Безопасность» - важно избегать опасностей и чтобы государство обеспечивало его безопасность (склонность к патернализму).

2. «Универсализм» - важно выслушивать мнения других людей и стараться их понять, забота об окружающей среде.

3. «Благожелательность» - верность друзьям, забота о благополучии близких, толерантность, равные возможности.

4. «Самостоятельность» - свобода, независимость от других, важно делать так, как считает нужным, возможность принимать самостоятельные решения, оригинальность решений, творчество.

5. «Традиция» - ценит традиции, важно быть простым и скромным, религиозность.

6. «Достижение» - важно показать, чего он может достигнуть, быть успешным, чтобы люди им восхищались.

7. «Конформность» - зависимость человека от окружения, от мнения других людей, ему важно поступать так, чтобы его не могли осудить другие.

8. «Власть-богатство» - важно быть богатым и обладать властью.

9. «Гедонизм» - ищет удовольствий, нравится себя баловать, веселиться.

10. «Риск-новизна» - ищет что-то новое, нравится рисковать, хочет жить полной жизнью.

Дополнительно, если кому надо.

«Европейское социальное исследование» (ESS) - международный сравнительный проект, который осуществляется в 25 европейских странах. С российской стороны в исследовании участвует Институт сравнительных социальных исследований (CESSI). Сотрудничество началось с 2006 года и прошло пока 3 волны исследований. Это исследование – самое первое.

Время проведения: сентябрь 2006г. – январь 2007г.

Объем выборки:

всего более 36 000 респондентов

2437 респондентов в России.

Метод исследования: личное интервью на дому у респондентов (около 60 минут) по случайной вероятностной выборке населения от 15 лет и старше.

Вопросник: портретный ценностный опросник Ш.Шварца. 21 портретное описание людей, характеризующее различные ценности. Ответы оцениваются по 6-ти балльной шкале: «очень похож на меня» (6 баллов), «похож на меня» (5 баллов), «довольно похож на меня» (4 балла), «немного похож на меня» (3 балла), «не похож на меня» (2 балла), «совсем не похож на меня» (1 балл).

В статье на основании этого исследования проводится сравнительный анализ россиян с жителями 19 стран Европы: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Испании, Кипра, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и Эстонии. Однако, выборка из Эстонии была разделена на две: «титульный этнос» и «русскоговорящее население», так как авторы хотели увидеть, насколько близко русскоязычное население Эстонии будет близко к населению России.

Гипотеза статьи: авторы предполагают, что при сравнении ценностей на уровне отдельных индивидов и групп обнаружится гораздо большая общность между жителями разных стран, чем при анализе на страновом уровне.

Выводы в статье.

1. Для населения России наиболее значима ценность «Безопасность», на втором месте – «Универсализм», на третьем – «Благожелательность», на четвертом – «Самостоятельность», на пятом – «Традиция». «Достижение» - шестое место, «Конформность» - седьмое, и «Власть-богатство» - восьмое. На последних местах «Гедонизм» и «Риск-новизна» соответственно.

2. Попарные межстрановые сравнения средних величин по 10 типологическим ценностным индексам показали, что средний россиянин в сравнении с жителями других стран более осторожен, остро чувствует потребность в защите со стороны сильного государства и у него слабее выражено стремление к новизне, творчестве, свободе и самостоятельности, менее склонен к риску и гедонизму. Если брать значимость этих ценностей, то средний россиянин близок к целому ряду стран, особенно, к постсоциалистическим странам.

В отношении других ценностей, таких как самоутверждение, стремление к власти и богатству, россиянин похож на гораздо меньшее количество стран и выделяется этим среди остальных. В то же время, средний россиянин мало заботится о толерантности к другим и об окружающей среде.

3. Сравнение на уровне интегральных показателей, также, как и на уровне индексов показало, что по одной группе ценностей, «Открытость изменениям – Сохранение», Россия близка широкому кругу европейских стран, а по другой группе ценностей, «Выход за пределы своего «Я» - Самоутверждение» - заметно отличается от большинства из них.

4. На уровне отдельных индивидов было выявлено, что большинство россиян относятся к двум ценностным подтипам. Самый большой подтип (48%) занимает срединное положение по ценностной оси «Открытость – Сохранение» и крайне высока у него ценность «Самоутверждения». Второй подтип (31%) – крайне высокая ценность «Сохранения» и средняя – «Самоутверждения». Интересно, что в этих группах также лидируют постсоциалистические страны. Также были выделены еще две группы: одна из них (15%) – крайне высокая ценность «Открытости изменениям» и средне-высокая «Выход за пределы своего «Я», и вторая, самая малочисленная, всего 6% - наоборот, крайне высокая ценность «Выход за пределы своего «Я» и срединное положение по оси «Открытость – Сохранение». Интересно, что в этих группах находится большинство населения так называемых «старых капиталистических стран».

5. Был проведен регрессионный анализ по различным доступным факторам в применении ко всем странам. Пол, возраст, рассматривались также родительские семьи – есть ли высшее образование у родителей и имели ли родители подчиненных. По последним факторам особенных изменений не было, хотя конечно, наличие высшего образования и подчиненных у родителей давало некоторое смещение в сторону самостоятельности и открытости к изменениям. Но гораздо более заметное влияние оказывали пол и возраст, вне зависимости от страны. Место проживания влияло на ценности «Выхода за пределы своего «Я» и «Самоутверждение». То есть окружение человека играет значимую роль в развитии этих ценностей.

6. Авторы нашли подтверждение критики в адрес массовых российских ценностей и нравов. Согласно исследованию, надличностные ценности у россиян выражены гораздо слабее, чем у других европейцев и высоки ценности личного успеха, власти и богатства.

7. В то же время, сравнение стран по ценностям «Открытости – Сохранения» не подтверждают приписываемые «русскому характеру» склонности к послушанию и покорности. И также не подтверждается представление об уникальности российского общества, так как средний россиянин похож на многих других представителей европейских стран.

Вопрос 9

В начале ХХI века в исследованиях потребительского поведения появился новый термин – «моральная экономика». В чем смысл введения такого определения? Какие факторы не экономического порядка определяют поведение потребителей в рамках «моральной экономики»? Приведите примеры этического потребительского поведения.

/По статье С. Коос «Объясняя этическое потребительское поведение

в Европе (эмпирические данные по 19 странам)»/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: