Краткая характеристика речи детей




Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» — царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.

Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с', а, з', ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л', р, р'), звонких (в, б, д, г).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные записывает в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

Занятия

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодика-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка.

Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т, д, н.

Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к, г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков: н, т, к, г, х, ы, с, с', з, з', ц.

Отработка звуков н, г, д, к осуществляется в 3 этапа:

Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения данного звука.

Цель:

а) тренировка артикуляционного аппарата;

б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется);

в) вызывание звука (у кого его нет).

Закрепление произношения данного звука.

Цель:

а) уточнение произношения звука в словах;

б) улучшение словопроизношения у ребенка;

в) увеличение активного словаря.

Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа:

1. Уточнение произношения данного звука.

2. За крепление произношения данного звука.

Специальной подготовки артикуляционного аппарата для произношения звуков т, г, х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н, д, к. Артикуляция звука т такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х — как к (звуки заднеязычные),

В средней группе у детей отрабатывают и правильное произношение свистящих звуков с, с', з, з', ц.

Для этих звуков необходимы 3 этапа работы:

Вызывание звука и уточнение его произношения.

Цель — уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.

Закрепление произношения звука в словах.

Цель — добиться введения правильного звука в слова.

Закрепление произношения звука во фразовой речи.

Цель — добиться введения правильного звука во фразовую речь.

Кроме того в средней группе предусматриваются игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно.

Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произношения данного звука), или как часть занятия по родному языку (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: