Вопрос № 38 Методика работы с исторической картой




Карту нужно понимать – значит усвоить главные функции и свойства карты.

Читать карту – уметь распознавать историческую действительность по условным обозначениям карты. Чтение может осуществляться в форме уяснения представленного материала, может выражаться как в устной, так и в письменной форме. Глубина чтения карт – может быть элементарной и сложное чтение карт. Заключается в выявлении взаимосвязи с другими условными обозначениями.

Знать карту – значит помнить и ясно представлять себе по памяти расположение нужного объекта.

Приемы работы обучения учащихся пониманию исторической карты.

  1. Знакомство со свойствами и особенностями исторической карты с масштабом, условными обозначениями и т. д. Данное знакомство происходит в 5 классе на 3-м уроке «Историческая карта»
  2. Рассматривание исторической карты, данный прием позволяет детям познакомиться с особенностями исторической карты.
  3. Поиск необходимого условного обозначения.
  4. Сопоставление различных видов карт.
  5. Вычерчивание условных обозначений в тетради и на доске.
  6. Показ условного обозначения на исторической карте.
  7. Приемы обучения учащихся чтению карты:
  • Представление карты
  • Последовательное описание исторического объекта на карте
  1. Характеристика исторического объекта на карте
  2. Путешествие по карте

Карта - своеобразное наглядное пособие. Задача учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию пространственных представлений ребят через постоянную работу с ней.

Впервые с картой учащиеся сталкиваются ещё в начальной школе на уроках природоведения. Они получают начальное представление об условных обозначениях рек, морей, гор, рельефа местности, они учатся показывать населённые пункты и границы государства и т.д.

В средней школе эти знания укрепляются и расширяются. Учащиеся с трудом осознают, что историческая карта--условное, графическое, построенное на географической основе изображение исторических событий. Они ещё плохо знают физическую карту, поэтому приходится одновременно с изучением исторических событий развивать и пространственные представления учеников. Учитель определяет, умеют ли ребята работать с легендой карты, ориентироваться в различных объектах. В процессе обучения чтению исторической карты учитель привлекает настенную карту и её уменьшенные копии в виде раздаточного материала. Он также восстанавливает знания ребят о масштабе (соотношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности), который обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель--числу, отражающему степень уменьшения длин линий.

При переходе от одной карты к другой необходимо обеспечить преемственность. Если на картах обозначены разные регионы, то определяются пространственные взаимоотношения между ними, затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность изображаемых событий. Для установления межкурсовых связей на уроках разумно применять синхронные карты по истории Беларуси и всемирной истории. Это помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размера карты, её масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны, одновременно применяют историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но в различном масштабе. При этом обучение может идти как от единичного к общему, так и от общего к единичному. В первом случае учитель обращается к исторической карте (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте (общее). Они приходят к выводу, что на исторической карте изображена меньшая часть земной поверхности.

Во втором случае учитель демонстрирует, к примеру, карту «Древние государства мира» (общее), затем выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (частное).

Развитию пространственных представлений ребят способствует и применение карты и учебной картины в комплексе. Картина в этом случае как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве.

М.Т. Студеникин перечисляет следующие правила работы с картой:

1. Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменять картой другого исторического периода, иначе у ребят будут формироваться ошибочные исторические представления.

2.Перед показом по исторической карте учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта, места события, опираясь на известные ребятам ориентиры. При описании границ он называет не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства и народы [12, с.37].

3. Реки нужно показывать по течению от истока до устья, города--точкой, границы государства--непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров и признаков.

4.Необходимо одновременно работать с настенной и настольной картами. Работая с настольной картой, ученики сначала воспроизводят действия учителя, затем по словесному описанию находят объект на настольной, а потом и на настенной карте.

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за её условными обозначениями явления общественной жизни, устанавливать синхронные связи тех или иных процессов, выявлять результаты их развития.

Роль карты как источника знаний ещё больше возрастает в старших классах. Так, зная территорию восстания, ребята могут определить состав восставших; сравнивая карты различных периодов, могут установить основные территориальные изменения и т.д.

Ряд авторов высказывают мнение о том, что мало только научить школьников читать историческую карту, надо ещё воспитать в них прочную привычку, настоящую потребность обращаться к карте, если в этом есть необходимость. Достичь этого можно только в том случае, если школьник с первых уроков в 5 классе и до выпуска из школы будет самостоятельно решать сначала простейшие, а затем всё более сложные историко-географические задачи при умелом руководстве учителя.

Д.Н.Никифоров считает, что огромную роль в повышении активности учащихся на уроке, мобилизации их внимания, организации их самостоятельной работы играет также педагогический рисунок, который создаётся на глазах ребят и делает их непосредственными участниками рассказа, зафиксированного на доске.

В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:

- они должны знать, что название карты отражает тему и её основное содержание;

что историческая карта отражает действительность в определённый хронологический период;

- понимать, что на ней могут быть показаны разновременные события;

- карты имеют масштаб;

- условные обозначения расшифровываются по легенде карты;

ребята должны уметь узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;

определять последовательность и время отображённых на карте событий;

- сопоставлять обозначенные на карте явления;

- сравнивать размеры территорий;

- выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;

- применять карту при анализе причин и следствий событий;

- анализировать социально-экономическое и политическое развитие народов мира;

- сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт;

- сопоставлять разномасштабные карты и планы;

- читать карты и картосхемы.

Таким образом, чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: