Течение «официальной народности»




Батюшков

Он предлагал поэтам и критикам доброжелательно относиться к друг другу. Он старался любое произведение оценивать отстранено. Считал что легкая поэзия так сильно критикуемая — необходимый этап для создания лит-ры. Потому что так идет показ чувств героев — это вызывал о бунт со стороны представителей гражданского романтизма (декабристы — Бестужев, Кюхельбекер, Вяземский, Рылеев).

 

С их точки зрения гражданское звучание необходимо для романтизма. Произвд является качественным только есть в нем есть гражданский пафос, иначе его стоит вычеркнуть из истории лит-ры.

 

Каждый из романтиков пытался истолковать романтизм по-своему. Но все исповедовали одни и те же принципы — нравственной свободы. Общее стремление к обобщению, и общим выводам.

 

Рылеев запомнился статьей — «Отрывок из письма к НН» — характер каких-то особых выводов, то есть к Пушкину. Пушкин отходит от романтизма, потому что считает что пришел «новый романтизм», то есть реализм Рылеев соглашается с ним. Рылеев возвышается над коллегами по цеху, потому что понимает, что на смену приходит романтизм.

 

Кюхельбекер критиковал создание один и тех же образов поэтами романтиками.

Философский романтизм происходит от общества философии — главное подчинить литературу, критику, публицистику науке. Философия — основа всех наук. В лит-ре надо создать такие же четкие теоретические критерии и четкие оценки. Вырабатывать определенные оценки с теоретической базой.

Киреевский считал, что не нужно идти вслед за немецкой философией, а создать свою русскую.

 

Венивитимов — четкая системность.

Одоевский,

 

Демотический романтизм братья Полевые — «Московский телеграф» по принципу журнала Карамзина.

 

Они имели купеческое происхождение, поэтому тоже сильно ругали представителей гражданского, философского, идеалистического. Обрушивались на сказки Пушкина, потому что в них нет народного начала.

 

Жуковский Батюшков — внешняя атмосфера народничества.

Гражданский романтизм — борьба за народ.

Философский — образование для народа.

Демотический романтизм — осуждали всех предыдущих. для них народность — Островский. Их деятельности можно считать важной, потому что они обеспечили славу молодому Островскому.

 

К. Полевой разработал партии и направление в лит-ре. Рассуждал что такое романтизм и народность. Для теории лит-ры была важная работа.

 

Слово народность был подобран Вяземский

Вырабатывали оценки критики, развитие теории романтической критики — статьи, разборы, обозрения. Разработка определения «Народность» и что считать народностью — представители реализма будут дальше развивать эти теории.

 

Течение «официальной народности»

После поражения декабристов правительство министром внутренних дел было предложено введение национальной идеи, которая не позволяла вводить новые идеи.

 

«Северная пчела», «Библиотека для чтения» — поддерживали официальную народность. (Греч, Булгарин, Сенковский).

Булгарин ввел жанр фельетона

 

Критика чистого искусства (эстетическая или артистическая) — возникает в сороковые годы, как реакция на реализм. Булгарин обвинил реалистов, в том что они слишком натурально изображают действительности. Реализм тяготел к описанию исторической действительности.

Главная задача искусства (по мнению представителей чистого искусства) — создавать произведение, которые доставляют эстетическое удовольствие. Исключительно для души — термин достаточно условный. Искусство в малой степени показывает проблемы современного мира.

 

Характерно то, что они пытались поделить лит-ру на Пушкинской и Гоголевской.

 

Пушкин не поднимал по их мнению важные проблемы, а Гоголь все отрицал.

Дружинин, Боткин, Аненков.

Важно было, что они старались разбирать лит произведения с точки зрения лит-ры.

 

«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты. Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного.

Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Напр., Боткин говорил об искусстве как искусстве, вкладывая в это выражение весь комплекс понятий, относящихся к свободному от социального заказа и совершенному по своему уровню творчеству.

Эстетическое — только компонент, хотя и чрезвычайно важный, в системе представлений о подлинном искусстве. Анненков чаще, чем Боткин, выступал с критическими статьями. Ему принадлежит свыше двух десятков объемных статей и рецензий, фундаментальный труд «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» и, пожалуй, самые богатые в мемуаристике XIX в. «Литературные воспоминания». Важным пунктом в эстетических воззрениях Анненкова был вопрос о художественности искусства. Анненков не отрицает «влияния» искусства на общество, но считает это возможным при условии подлинной художественности. И выражение «чистое» означает здесь не изоляцию искусства от насущных запросов общественной жизни, а совершенство его качества, причем — не только по линии формы, но и содержания.

Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях:

1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»;

2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов;

3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: