ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ




1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Методы исследования психического развития ребенка.

3. Основные понятия психологии развития: рост и развитие.

4. Условия и движущие силы психического развития.

5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

6. Законы психического развития ребенка.

7. Проблема биологического и социального в возрастной психологии.

8. Проблема “возраста” в детской психологии.

9. Критические и сензитивные периоды развития.

10. Развитие и деятельность. Основные положения деятельностного подхода к развитию психики С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

11. Концепция психического развития Д.Б.Эльконина.

12. Содержание обучения и психическое развитие. Теория учебной деятельности В.В.Давыдова.

13. Основные положения концепции психического развития детей в работах Д.И.Фельдштейна.

14. Основные положения концепции психического развития детей в работах Л.И.Божович.

15. Концепция рекапитуляции С.Холла.

16. Нормативный подход к исследованию детского развития в работах А.Гезелла, Л.Термена.

17. Бихевиоризм и теория социального научения. Работы Дж. Уотсона, Б.Скиннера, Э.Торндайка.

18. Теория трех ступеней детского развития К.Бюлера и этологическая теория К.Лоренца.

19. Теория привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт.

20. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.

21. Психоаналитическая теория и периодизация развития З.Фрейда.

22. Концепция психического развития Анри Валлона.

23. Теория и периодизация когнитивного развития Ж.Пиаже.

24. Теория и периодизация развития психики Э.Эриксона.

25. Современная американская психология развития.

26. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев.

27. Взгляды Б.Г.Ананьева на процесс психического развития.

28. Становление личности в социально-психологической теории развития личности А.В.Петровского.

29. Подход к периодизации детского развития Д.И.Фельдштейна.

30. Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (Ю.Н.Карандашев, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева, В.И.Слободчиков).

31. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии. Работы Р.Сирса.

32. Периодизация развития личности Ш.Бюлер.

33. Периодизация психического развития Д.Бромлей.

34. Общая характеристика новорожденности. Особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Безусловные рефлексы младенца. Рефлексы-атавизмы. Ранние условные рефлексы.

35. “Комплекс оживления” как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.

36. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым (на примерах).

37. Развитие мануальных действий, стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте.

38. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития речи ребенка.

39. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года.

40. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте.

41. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.

42. Основные закономерности развития восприятия. Развитие речи. Особенности развития пассивной и активной речи ребенка.

43. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений. (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) Развитие памяти в раннем детстве.

44. Понятие о “кризисе трех лет”.

45. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития психических познавательных процессов у дошкольника.

46. Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками (по работам М.И.Лисиной).

47. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Виды игр (Д.Б.Эльконин).

48. Значение изобразительной деятельности, конструктивной деятельности, элементарного труда и учения для формирования личности и психического развития дошкольника.

49. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные и половые различия в поведении.

50. Понятие о кризисе семи лет. Проблема готовности к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности к школе.

51. Основное содержание младшего школьного возраста. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности.

52. Развитие личности детей младшего школьного возраста. Динамика внутренней позиции школьника на протяжении начального периода обучения. (Л.И.Божович). Мотивация учения. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.

53. Эмоциональные особенности младшего школьника. Эмоциональная нестабильность. Влияние эмоций на утомляемость. Неуверенность в себе в младшем школьном возрасте. Застенчивость. Дискомфорт успеха.

54. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Авторитет учителя. Мотивация общения. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.

55. Готовность к обучению в средней школе. Типичные трудности, возникающие у детей при переходе из начальной школы в среднюю.

56. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового периода развития. Границы и этапы подросткового возраста. Сравнение различных культур.

57. Кризис подросткового возраста (кризис 13-ти лет). Влияние кризиса на формирование личности.

58. Характеристика психического развития в подростковом возрасте. Учебная деятельность другие виды деятельности – значение для формирования личности подростка.

59. Особенности развития познавательных процессов в младшем и старшем подростковом возрасте и их влияние на “специфически подростковые” характеристики личности и поведения.

60. Мотивация учения. Развитие познавательной мотивации. Падение интереса к школе и учению. Интересы в подростковом возрасте. Соотношение интересов и склонностей.

61. Формирование личности в подростковом возрасте. Становление нового уровня самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку. Нестабильность самооценки.

62. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития. Ранняя юность. Обращенность в будущее как центральная характеристика ранней юности. Потребность в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива.

63. Психологическая готовность к самоопределению и формирование личности в раннем юношеском возрасте. Нравственное развитие. “Переоценка ценностей”.

64. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения в раннем юношеском возрасте. Развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.

65. Общение со взрослыми и сверстниками в раннем юношеском возрасте. Основные потребности, характеризующие юношеский тип общения (потребность в доверительном, исповедальном общении, понимании и признании, их влияние на особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками).

66. Психосексуальное развитие в раннем юношеском возрасте. Половое созревание. Завершение пубертатного периода. Проблема юношеской сексуальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: