Изоляция впечатлений для повышения восприимчивости к внушению




Самогипноз

Издательство международного института китайской медицины

“СТРЭЛ” 1995

Хинд М. Дж. Воспитание Воли. Самогипноз: Пер. с англ. – К.: “СТРЭЛ”, Ltd., 1995. – 104с.

Кто не мечтает научиться управлять собой, преодолевать психологические барьеры, обрести уверенность в себе, развить свою волю, память, воображение, овладеть приемами максимального использования возможностей своей психики? И достичь этих целей с минимальными затратами времени, наиболее эффективно.

На все эти вопросы вы найдете ответы в этой книге, представляющей практическое руководство по самостоятельному овладению самогипнозом – уникальным методом воспитания воли, самосовершенствования и раскрытия творческих возможностей человека.

Книга предназначена для психологов и психотерапевтов, исследующих измененные состояния сознания человека, а также рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся освоением систем саморегуляции и самовоспитания.

Печатается по изданию: Джон Миска Хинд. Воспитание Воли.

Самогипноз: Пер. с англ.д-ра М. А. Залкинда. – Киев, 1924. – 64 с.

Редактор Л.Н.Шевченко
Ответственный редактор и составитель А. А. Литвиненко
ББК 53. 57 I8ВN 5-86746-015-0 Без объявления
Серия “Библиотека самопознания”

© Академическое издательство международного института китайской медицины, Таганрог, 1995
© СТРЭЛ Ltd., Киев, 1995
© Художник В. В. Машков, 1995
© А. А. Литвиненко

Средства, которые мы приписываем небесам, часто находятся в нас самих.
/У. Шекспир/

Содержание

1. Введение

2. Теория метода

· Внушение и гипноз

· Изоляция впечатлений для повышения восприимчивости к внушению

· Суть самогипноза

· Значение контроля над мышлением

· В чем состоит способность к сосредоточению

· Цель и средства самогипноза

3.Практическая часть (предварительные упражнения)

· Сгибание руки

· Палец

· Воронка

· Ожерелье

· Большие пальцы

· Сжатые кулаки

· Хлопанье руками

· Шаги

· Ощущение

· Зрение

· Слух

· Анализ

· Бесконечность

· Память

· Данный пункт

· Цифра

· С вытянутой рукой

· Вставание

· Действие

· Полное интегральное дыхание

· Комбинированное дыхание

· Сосредоточение на какой-нибудь мысли

· Чтение

· Задача

· Исключение

· Цифры

· Исключение цифры 1

· Рука

4.Техника самогипноза

· Общее представление о методе

· Освобождение от напряжения

· Дыхание

· Механические и психические условия успеха

· Определение содержания гипноза и создание намерения

· Четкая и жизненная визуализация содержания гипноза

· Создание формулы - малый гипноз

· Впитывание формулы

· Гипнотизирование себя

· Засыпание

· Практическое применение

· Самоанализ

 

 

Введение

С тех пор, как Антон Месмер начал популяризировать идею гипноза, прошло уже более ста лет. Однако мы и по сей день относимся к гипнозу, как жители захолустной горной деревушки к электричеству, о чудесах которого они так много слышали, но пользоваться благами не могут.

Прим. ред. Антон Месмер – австрийский врач (1734-1815 гг. знаменитый магнетизер начала XIX столетия, впервые пытавшийся научно обосновать теорию магнетизма и чрезвычайно удачно пользовавшийся внушением для лечебных воздействий. Предшественником Месмера в области “животного магнетизма” считают Парацельса (1490-1541 гг.).

Кто только в настоящее время не слыхал, что разумное применение гипноза приносит большую пользу при самых разнообразных физических и психически заболеваниях. Но, несмотря на это, применение гипноза ещё весьма ограничено. Даже многие врачи, к которым вы обращаетесь с вопросом, не может ли в том или в другом случае помочь гипноз, часто дают уклончивый ответ спешат перевести разговор на другую тему. Это объясняется тем, что большинство из них никогда не обучалось технике и применению такого метода лечения и совершенно с ним незнакомо.

Данное обстоятельство нисколько не уменьшает лечебного значения гипноза. Польза последнего несомненна, твердо установлена сотнями авторитетных ученых и доказана бесчисленными случаями выздоровлений. Целью предлагаемой книги является ознакомление читателя с методом, дающим возможность каждому человеку гипнотизировать самого себя непосредственно, не прибегая к какой бы то ни было посторонней помощи.

Настоящая работа является результатом десятилетних наблюдений и опытов. Принимая во внимание поставленные книгой задачи, ее можно назвать руководством к личному самоусовершенствованию.

Если читатель хочет овладеть предлагаемыми методами, он должен точно следовать нашим указаниям. Здесь кстати необходимо напомнить слова одного японского врача: “Ценность моих лекарств сказывается не тогда, когда их покупают, а лишь после их применения”.

 

Теория метода

Внушение и гипноз

Слово “внушение” сравнительно недавно вошло в обиход и означает, в сущности, подсказывание. Всем известно, что нередко почти бессознательно, будто против своей воли, мы легко подчиняемся мыслям, желаниям, теориям того или иного лица, писателя, политического деятеля. Они как бы подсказывают (внушают) нам свои желания, мысли.

В таких случаях мы думаем, что поступаем по собственной инициативе, между тем как в действительности исполняем лишь то, что нам внушили, в значительной степени отказываясь от контроля своего собственного ума. О людях, которым легко подчиняют другие, принято говорить, что они обладают большой силой внушения. В подобном же смысле употребляется слово “очарование”.

Змея парализует свободные движения птицы, притягивает ее к себе на верную смерть, пользуясь для этого способностью очарования.

Некоторые факторы в определенных условиях могут очаровывать. Так, например, описание какого-либо потрясающего самоубийства у некоторых лиц вызывает желание проделать его над собой во всех подробности. Точно также созерцание глубокой пропасти или водопада, как бы очаровывает нас и влечет к себе с непреодолимой силой.

Женщина проявляет силу очарования в тех случаях, когда стремящийся к обладанию ей мужчина для достижения своей цели не считается ни с какими затруднениями, пренебрегает чувством собственного достоинства, долга, чести, ответственности и проч.

Здесь всюду, как видим, речь идет об отношениях между двумя лицами: одно внушает или очаровывает, другое подчиняется ему. Можно, однако, себе представить, что оба эти действия совпадают в одном и том же лице. В этих случаях мы говорим о самовнушении, т.е. о внушении, воспринимаемом тем же лицом, которое его производит.

Мы знаем бесконечное число примеров сознательного или бессознательного самовнушения. Они всем известны. Сосредоточив некоторое время свое внимание кончике одного из наших пальцев, мы можем очень лег вызвать в нем ощущение болезненной пульсации, обусловленное исключительно самовнушением. Представляя себе разрезанный лимон, мы легко чувствуем во рту кислый вкус. Сомнение в доброкачественности съеденной нами пищи часто вызывает расстройство желудка всеми его симптомами. Во всех этих случаях мы внушаем себе ту или иную идею и сами же становимся жертвой. Освободиться от этой идеи возможно только помощью волевого усилия. Во всех перечисленных примерах мы имеем дело с самовнушением. Внушение – это основной фундамент, необходимая предпосылка гипноза. Под последним, происходящим от греческого слова “сон”, обычно понимают комплекс психических явлений, возникающих у гипнотизируемого благодаря производимому у него гипнотизером выключения способности сознания к критике. Выключение происходит во время вызываемого гипнотизером искусственного сна. Впрочем, строго говоря, здесь не идет речь собственно о сне. Последний ведь обычно является актом, восстанавливающим физиологические затраты организма, как следствия его дневной деятельности. Гипнотизер же усыпляет гипнотизируемого посредством акта собственной воли, приказывая ему спать, т.е. внушая гипнотизируемому мысль, что тот должен спать. Как известно, в большинстве случаев гипнотизеру не удается вызвать настоящий глубокий сон, а лишь особое состояние пассивности (инерции), при которой воля гипнотизируемого парализуется, а продолжает бодрствовать только способность восприятия, к которой и обращается гипнотизер со своими приказаниями. Последние гипнотизируемый позже и должен будет привести в исполнение.

Гипнотизируемый, очнувшись от гипнотического состояния, обычно не помнит ничего из всего, что ему было предписано исполнить. Он ничем не отличается от человека, не подвергавшегося гипнозу. Однако через некоторое время, в строго установленный гипнотизером срок, вдруг что-то заставляет его, бывшего под гипнозом, с непреоборимой силой исполнить приказание гипнотизера, побуждает его помимо воли действовать или не действовать в зависимости от характера полученного им приказания.

Все это могло бы произвести на нас впечатление чего-то чудесного, если бы мы не знали, что в нашей психике помимо всем нам известной сознательной области существует еще и особая подсознательная, “не подотчетная”, по В.М. Бехтереву. Область эту можно сравнить с колоссальным складом, где хранятся все получаемые нами впечатления. Из огромного множества последних, получаемых нами в течение всего дня, только сравнительно небольшая часть остается в сознании, большинство же оттесняется в подсознание или, как нам ошибочно кажется, исчезает. Когда вы возвращаетесь с какой-нибудь прогулки, из множества встреченных лиц вы помните лишь три или четыре; не больше запомнили вы и магазинов из массы виденных вами на улицах.

Когда вы думаете о перипетиях какого-либо дли путешествия или о впечатлениях осмотренного города, в глубине вашего сознания, подобно островам в бесконечном море, выплывают лишь отдельные эпизоды

Не следует, однако, думать, что все остальное безвозвратно исчезло: какого-нибудь случайного факта, случайной ассоциации идей, иногда усилия воли достаточно для того, чтобы вызвать оттесненные в подсознание образы и дать им новую жизнь в сознании.

В течение долгих лет мы можем хранить в воспоминания, совершенно игнорируя их существование пока какая-нибудь случайность не включит их опять в наше сознание.

Изоляция впечатлений для повышения восприимчивости к внушению

В силу психологического закона воспоминания и впечатления тем дольше остаются в нашей психике, чем более сильны и изолированы они были при возникновении и чем большей эмоцией они сопровождались. Что делает гипнотизер? Он прежде всего изолирует гипнотизируемого, т. е. уничтожает в нем возможность отвлекаться посторонними чувствованиями. Другими словами он его усыпляет или, лучше, усыпляет его сознание и вызывает в нем то особое состояние ограниченной восприимчивости, которое называется внушаемость. Сделав это, гипнотизер внедряет в подсознание гипнотизируемого идею или приказание, что должно быть тем выполнено.

Идея эта, полученная подсознанием в состоянии изоляции и поэтому обладающая особой силой, в момент прекращения гипноза и возвращения гипнотизируемого в нормальное состояние бодрствования, по-видимому, вытесняется новыми впечатлениями. Но как только в дальнейшем возникает ассоциация, имеющая какое бы то ни было отношение к содержанию внушения, это содержание – внушенная идея – из подсознательного врывается в сферу сознания с непреоборимой силой. Так, пьяница обычно не помнит приказания, внушенного ему гипнотизером. Но когда он приближает к губам рюмку с вином, подсознание пробуждает в нем приказание врача и какой-то голос внутри повторяет ему: “Ты не будешь пить! Ты не будешь пить!”.

Этот поразительный факт повышения силы приказаний, сделанных во время гипноза, пытались толковать влиянием непрестанной, аккумулирующей работы клеток, заведующих подсознанием; Однако ни гистология, ни психология пока не в состоянии объяснить этого явления. Для наших целей достаточно констатировать его существование и возможность использования.

Суть самогипноза

Итак, становится ясным, что под самогипнозом мы понимаем: способность вызывать у себя без постороннего воздействия гипнотический сон и в таком состоянии внушать себе ту или иную идею, чувство, желание. Результаты такого самогипноза не отличаются от того эффекта, к которому приводит гипноз другим человеком.

Многие из читателей сразу сочтут это невозможным. Однако непосредственная техника опыта настолько проста, что овладеть ею легко. Требуется, однако, некоторая подготовка.

Кто захочет попробовать самогипноз без предварительной подготовки, будет сам виноват в неизбежном разочаровании. С другой стороны, можно смело сказать (сотни наших учеников это засвидетельствуют), что тех, кто будет точно придерживаться наших указаний и правил, не упуская ни одного из них, не переходя к следующему упражнению, пока не усвоено предыдущее, ждет, несомненно, полный успех.

Вернемся, однако, к нашей теме. Как указано выше, гипнотизер, чтобы загипнотизировать кого-либо, должен, прежде всего, изолировать его от внешнего мира. Для этого он и прибегает к так называемым магнетическим пассам, которые в действительности сами по себе не имеют значения или ценности, а служат исключительно для того, чтобы всецело овладеть вниманием гипнотизируемого. Значение пассов – в силе веры индивидуума, который, будучи убежден в том, что так называемые магнетические пассы неизбежно приводят ко сну, действительно засыпает или, точнее, впадает в состояние, в котором не сознает внешнего мира.

Прим. ред. О пассах, этом наследии “месмеризма”, см. в разделе “Техника автогипноза”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: