Идеальное государство Платона




Экономические взгляды Аристотеля.

Вершины своего развития экономическая мысль Др. Греции достигла в произведениях Аристотеля. Он был 1 из основателей науки об обществе – социологии.

Экономические проблемы рассматриваются в раб. «Никомахова этика» и «Политика». Они написаны в виде бесед, мыслей вслух. Поддерживает идеи Платона об идеальном г-ве, считая общее объединение эффективным. Каждый проявляет большую заботу о том, что принадлежит именно ему и меньшую к тому, что принадлежит всем. Основано оптимальное г-во на полунатуральном хоз-ве среднего достатка. Люди не должны считать обогащение своей целью.

Человеку все же требуются материальные блага в кол-ве меньшем для людей обладающих лучшими качествами и наоборот. Пр-во этих благ требует достаточно тяжелого труда, который, как и у Платона, не совместим с истинным предназначением человека. Решение проблемы Аристотель находит в рабстве. Он считает его естественным, вытекающим из природных различий людей и даже физической организации. Рабство в результате войны или задолженности он считал не естественным и хозяин должен был освободить такого раба в определенное время.

Аристотель гораздо позднее, чем его предшественники исследует и систематизирует экономические явления, используя два термина: экономия и хрематистика.

Под «экономией» Аристотель понимает богатство, как совокупность полезных вещей, т.е. потребит.стоимостей; под хрематистикой – богатство, как накопление денег. Богатство первого вида имеет границы, богатство, выраженное в денежной форме, не знает предела.

Таким образом, существует две науки: экономия (I вид богатства) и хрематистика (II).Он осуждает ростовщичество, видя в нем раннее проявление хрематистики. Деньги для накопления - противно природе денег.

В методологии решающую роль играет противопоставление естественного неестественному. Экономия, использование денег для обмена – естеств, хрематистика, исп-е денег для ростовщичества – нет.

С меркой естеств /неестеств Аристотель подходит к анализу товара. Естеств способом употребления вещей Аристотель считает только непосредств их потребление, а исп-е их для обмена неестеств.

Анализируя обмен, Аристотель увидел в нем выражение равенства и встал перед неразрешимой задачей: как самые различные вещи могут быть однородными и равными?

Экономические взгляды Ксенофонта

Первое произведение, посвященное эк. Проблемам, составлено в форме диалога, содержит советы по вопросам управления с/х предприятиями, торговлей, деньгами. С/х по его мнению имеет особое значение не только в силу важности продукции, но и поскольку более консервативное, а следовательно более стабильное и составляет оплот против реформ. Рабство необходимо, это естественное состояние. Высказывает ряд мыслей о важности разделения труда. Он различает труд руководителей и исполнителей. Последний – удел рабов. Считает целесообразным разделение производительного процесса и по словам Маркса близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда. Он отмечал зависимость роста разделения труда от объема рынка. В крупных городах, где много покупателей, разделение труда больше, так как работник может прокормиться, производя какой-либо один вид продукции и не зная ремесла в целом. В мелких городах разделение труда меньше.

 

Идеальное государство Платона

Наиболее известна его работа «Политика или государство ». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а ихэксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1)философов, призванных управлять государством;

2) воинов, чья обязанность – защищать народ;

3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ. Они не могут обходиться без личной заинтересованности в результатах своего труда, и им разрешено иметь частную собственность.

Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».

Проект Платона, изложенный в «Политике и государстве», претерпел неудачную попытку осуществления.

 

4.Эк представления об организации рабовлад хозяйства в древнем Риме. Др Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Положение римских рабов, происходивших в основним из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели, в конечном счете, к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.Катон:советы посодержан рабов,использ их труда методом эксплуатации,относит рабов к орудию пр-ва,совет поддерж разноглас между ними.Варрон:3 вида инвентаря неодушевлен, одушевлен, говорящий. Колумелла:ставит вопр об отказе рабства использов колоны.Оппозиционные слои:братья Гракхи-огранич крупн землед и наделить землей малоземел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: