Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».




Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Знакомство со структурой итогового сочинения

Основная часть должна составлять 2/3 всего сочинения, вступление + заключение = 1/3 сочинения. Не забывайте об этом.

Например,

вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова

 

 

4) Знакомство с образцом сочинения на тему «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя » (Восточная мудрость). (Направление «Победа и поражение »)

Фрагменты сочинения Комментарий учителя
На Востоке считают, что «истинно могуч тот, кто побеждает самого себя ». Так оно и есть! Человек, сумевший преодолеть себя, искоренить свои недостатки, слабости, воспитать в себе силу воли, целеустремлённость, действительно силён. В то же время хочу продолжить эту восточную мудрость: слаб тот, кто идёт на поводу своих ненасытных желаний, кто заносчив, высокомерен и эгоистичен, слаб тот, кто растерял Богом данный талант (пропил, прогулял, растратил впустую). За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы. (72 слова) 1. Вступление начинается с высказывания, которое предложено в качестве темы. 2. Обыгрывая тему, выходим на тот материал, который будем использовать в качестве одного из аргументов – повесть Н.В.Гоголя «Портрет». 3. В данном сочинении тезис (он выделен), который будем доказывать, написан во вступлении. Может быть иначе: тезис предваряет аргумент (но об этом позже)   4. Последнее предложение является скрепой, соединяющей вступление с основной частью. 5. Не забываем подсчитывать количество слов.
Давайте вместе проследим, что происходит с человеком, не сумевшем устоять перед многочисленными соблазнами жизни, жаждой денег, тщеславием, гордыней, и в этом нам поможет повесть Н.В.Гоголя «Портрет». Николай Васильевич изображает судьбу молодого художника Чарткова, который трудится над своими этюдами и рисунками в бедности, если не сказать, в нищете. Он талантлив, скромен, честен, добр, неизвестен. О его способностях знает только учитель – профессор живописи, который предостерегает своего ученика, говоря: «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец ». Казалось бы, что плохого – быть «модным живописцем», но для опытного преподавателя живописи это сочетание слов является синонимом безнравственности, потери таланта, а значит, и потери самого себя. К сожалению, происходит то, от чего предостерегает Чарткова профессор: Герой изменяет самому себе. Получив тысячу червонцев и возможность материально устроить свою жизнь, он принимает решение – жить на широкую ногу. Молодой художник мог бы, не заботясь о хлебе насущном, сосредоточиться на «хлебе духовном», но, увы... он мечтает «получить от жизни всё». Чартков модно одевается, вкусно ужинает, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте. Становится ли он от этого сильнее? Внешне, наверное, да: он приобретает славу (в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова»), деньги позволяют ему создать комфорт, он теперь уверен в себе... Но герой, не замечая этого, начинает слабеть, потому что теряет самого себя: теряет талант, теряет уважение учителя, теряет связь с миром художников... «Кисть его хладела и тупела...» Многие знакомые «модного живописца» не могли понять, «как в нём мог исчезнуть талант». А он исчез, потому что пропала душевная сила, потому что умерла душа. В чем же причина его слабости и духовной смерти? Она в его тщеславии, гордыне и зависти, которая разрушает Чарткова изнутри. История жизни героя - это история его смерти, душевной смерти. История жизни героя – это демонстрация силы зла и слабости духа. 301 слова 1. Выделенное предложение является переходом (мостиком) от вступления к основной части. Такой мостик должен быть обязательно, потому что все части сочинения должны быть связаны и логически, и грамматически. 2. В основной части данного сочинения нет пересказа повести (к пересказу можно обращаться, если говорить о сюжете произведения, но увлекаться пересказом не нужно!) 3. Цитировать фрагменты текста можно, но увлекаться цитированием не стоит (помните: всё должно быть в меру!) На экзамене у вас такой возможности не будет, если только вы не обратитесь к стихотворным текстам, которые знаете наизусть.   4. В данном сочинении приведён один литературный аргумент. Аргументов может быть больше (2-3).   4. Можно в сочинении употреблять риторические вопросы или вопросно-ответную форму изложения. Это сделает ваше сочинение интереснее.   5. Используется лексический повтор слова «теряет».   6. Вопросно-ответная форма изложения   7. Обычно основная часть, в основе которой – одно произведение, пишется одним абзацем. Однако мини-выводы вы можете выделить в отдельные абзацы, как это сделано в этом сочинении. Использован синтаксический параллелизм, что делает завершение основной части выигрышнее и выразительнее.   8. Не забываем подсчитывать количество слов.
В заключение мне бы хотелось сказать, что человек может быть сильным только в том случае, если он побеждает свои пороки, свои амбиции, свою гордыню. Иначе он слабеет, не замечая того, что становится никому не нужным, поэтому он умирает раньше, чем останавливается его сердце... Сила - в победе самого себя. Слабость – в чёрствости души, в потере себя! 56 слова Всего слов: 432 слов 1. Напоминаю, что каждая последующая часть сочинения должна «вытекать» из предыдущей, а для этого надо пользоваться скрепами, что вы и видите в заключении. 2. Не забываем о теме сочинения: каждый этап – это её отражение в той или иной форме.   3. Не забываем подсчитывать количество слов. Помним: рекомендованный объём - не менее 350 слов

Час 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: