Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития




Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных секторов мирового рынка.

Услуга – это изменение в положение институциональной единицы, которое произошло в результате действия и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Отличия услуг от товаров, в натурально-вещественной форме, состоит в том, что:

– они не осязаемы и невидимы;

– не поддаются хранению;

– производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту.

Этим отличиями обуславливаются особенности международной торговли услугами, по сравнению с международной торговлей товарами:

– экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

– в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;

– ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, включаемых в международный оборот;

– специфическая нормативно-правовая база собственного регулирования, как на национальном, так и международном уровнях.

По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мировой хозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. К ним относят 11 видов услуг:

3. Транспорт (пассажирский и грузовой) – означает платежи между резидентами и нерезидентами за международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг;

Поездки (деловые и личные) означают платеж между резидентами и нерезидентами за товары и услуги, приобретенные в командировках и туристических поездках;

Связь - услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами;

Страхование – страхование резидентов и нерезидентов страховыми компаниями – резидентами, (рисков и личное);

Финансовые услуги – финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.);

Строительство;

Компьютерные и информационные услуги – консультации в области компьютерных программ между резидентами и нерезидентами, информационные услуги (обработка данных, обслуживание компьютеров);

Роялти и лицензионные платежи – пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии;

Бизнес-услуги:

– посреднические;

– лизинг (лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования);

– профессиональные (правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а так же услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведка полезных ископаемых и др.).

Личные, культурные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков. К этой группе так же относят гонорары артистов, показ выставок, проведение спортивных мероприятий и др.;

Правительственные услуги – обслуживание посольств, консульств и представительств международной организации, деятельность ООН по поддержанию мира.

Кроме этого, в аналитических целях существуют различные группировки услуг в зависимости от различных признаков (факторные и нефакторные).

Услуги по своей экономической природе не отличаются от товаров, если ими торгуют на мировом рынке.

Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами, которые характеризуются следующими признаками:

– мобильность покупателя - покупатель услуги, являясь резидентом одной страны, приезжает к продавцу услуги, который является резидентом другой страны. За рубежом покупатель может получить услугу, которой нет в его стране, либо у которой качество выше, либо стоимость ее ниже, чем у него в стране;

– мобильность продавца - продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуги, который является резидентом другой страны

– одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер услуги - продавец, и покупатель одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международные конференции), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (иностранные специалисты из московского представительства Мирового банка в странах СНГ и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: