Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения, современные требования к ней




Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни. Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации образовательного процесса ДОУ.

Развивающая среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

ФГТ дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду, одним из компонентов которых являются требования к среде ребенка.

Развивающая среда ОУ – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья и эмоциональное благополучие обучающихся.

Организация развивающей среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах — своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения “развивающей среды”.

Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.

Определяющим моментом в организации развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив ДОУ.

В дошкольной педагогике концептуальные основания построения развивающей среды ДОУ с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми представлены в работах В.А.Петровского и С.Л. Новоселовой.

Согласно позициям В.А.Петровского, «непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми»[1]. В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми («дистанции, позиции при взаимодействии»);

- реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения («активности»);

- направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей («стабильность-динамичность среды»);

- ориентировка на «комплексирование и гибкое зонирование», реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу;

- формирование «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- настрой на «эстетическую организацию среды», сочетая при этом привычных и неординарных элементов;

- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

- учет «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Иной деятельностно - возрастной системный подход к организации развивающей предметной среды представлен С.Л. Новоселовой, который основывается на современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития. Согласно позициям этого автора «развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика»[2].

При организации развивающей среды в данном подходе должно быть обеспечено единство социальных и природных средств разнообразной деятельности ребенка. Для этого необходимо определить основные элементы предметной среды: архитектурно - ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Подобная организация среды позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. Развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.

Важно организовать такую развивающую среду, которая предполагала бы возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; в которой ребенок чувствовал эмоциональный комфорт от осознания собственной ценности через доброжелательное принятие другими (и в первую очередь педагогом) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.

 

 


[1] Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование в России. - М., 1993.

 

[2] Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М., 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: