Организационно-методические указания




В.С. Нечипоренко,

Т.П. Вернигорова

 

Социальное лидерство и
управленческая элита

Учебное наглядное пособие

Москва
Издательство РАГС
2010


 

УДК  
ББК  
Н  

Материалы рекомендованы к изданию
кафедрой государственной службы и кадровой политики

 

Рецензент
Б.Т. Пономаренко – доктор исторических наук, профессор;

А.П. Брежнева – кандидат социологических наук, доцент

 

Нечипоренко В.С., Вернигорова Т.П.

Н Социальное лидерство и управленческая элита: Учебное наглядное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 162 с.

 

 

Учебное наглядное пособие составлено в соответствии с программой спецкурса «Социальное лидерство и управленческая элита», который читается для студентов, слушателей и аспирантов РАГС. В форме схем, таблиц, графиков показано место и роль элитологии в системе наук, объект и предмет этой дисциплины, место лидеров и элиты в социальной структуре общества.

Схемы отражают основную проблематику курса, содержат дополнительные данные, раскрывающие его содержание. Формализация положений теории должна помочь лучшему запоминанию и творческому усвоению материала.

Материалы рассчитаны на преподавателей, студентов, слушателей и аспирантов РАГС. Могут быть использованы в учебном процессе в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

УДК  
ББК  

 

© Нечипоренко В.С., 2010

© Вернигорова Т.П.., 2010

© Издательство РАГС, 2010

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………  
Организационно-методические указания …………………………..  
Учебно-тематический план …………………………………………...  
Содержание тем учебной программы ……………………………….  
Логико-графические схемы …………………………………………..  
Тема 1. Социальное лидерство: понятие, природа и место в обществе ……………………………………………………….  
Тема 2. Типы, уровни и механизмы социального лидерства …….  
Тема 3. Технологии социального лидерства ………………………  
Тема 4. Выборы как механизм обеспечения лидерства …………..  
Тема 5. Элита и лидерство в системе властных отношений ……..  
Тема 6. Генезис управленческой элиты России …………………..  
Тема 7. Современная управленческая элита: характерные черты и проблемы формирования ………………………………..  
Тема 8. «Элитная инженерия» как технология формирования управленческих кадров …………………………………….  
Тема 9. Социологический анализ результативности лидерства …  
Тема 10. Место лидерства и элиты в кадровой политике государства и организации …………………………………………  
Вопросы к зачету ………………………………………………………  
Литература ……………………………………………………………...  
Понятийный аппарат ………………………………………………….  

 


Введение

Закономерен и естественен интерес общества к роли тех руководителей, которые участвуют в принятии решений во всех жизненно важных областях социальной жизни, оказывая огромное влияние на поведение миллионов людей.

В научной литературе эти социальные слои называют «правящим классом»; «активным меньшинством», но наиболее употребим термин «элита», под которым понимают самую влиятельную часть социальной структуры, которая на всех этапах истории общества играет ведущую, консолидирующую роль по обеспечению его стабильности и развития.

В XX в. понятие элиты вошло во все социологические и политологические словари, но не стихают острые дискуссии, связанные с его толкованием.

На XIX Всемирном философском конгрессе справедливо отмечалось, что все говорящие и пишущие об элите интуитивно понимают, о чем идет речь, но как только пытаются эксплуатировать это понятие, так неминуемо возникают разногласия, обнаруживается огромный разброс мнений и точек зрения, порой диаметрально противоположных.

Помочь их разрешить призван спецкурс «Социальное лидерство и управленческая элита».

В учебном пособии исследуется место и роль лидеров и элиты в социальной структуре общества, их влияние на социальный процесс. Определяя элиту как особый социальный слой людей, занимающих высшие позиции, осуществляющих руководство и управление, рассматривается проблема качественных характеристик: компетентности, образовательного и культурного уровня. От эффективности деятельности лидеров и элиты во многом зависит качество жизни населения, авторитет страны в мировом сообществе.

Особое значение проблемы элиты и лидерства имеют для современной России, переживающей сложный процесс модернизации.

Одна из главных задач предлагаемого спецкурса – попытаться найти ответ на вопрос: являются ли трудности постсоветского периода результатом влияния объективных причин, неотвратимых факторов перехода от тоталитаризма к демократии или же это во многом действие субъективных факторов, в том числе – низкого качества управления. В последнем случае важнейшая задача общественных наук – определение путей и возможностей повышения этого качества, разработка моделей оптимального управления.

Исследование элиты и лидерства – междисциплинарная проблема. В спецкурсе выявляются различные уровни ее решения: философско-исторический, на котором она обычно связывается с проблемой роли выдающихся людей, лидеров исторического развития; политологический, где она выступает как исследование роли лидера и элиты в определенной политической системе; социологический, где выявляется связь лидерства и элиты с социальной структурой, место и роль их в функционировании социального организма, а также проблема лидерства в малых группах; социально-психологический, анализирующий лидерство и элиту как элементы межличностных отношений; психологический, рассматривающий особенности личности лидера и представителей элиты. Все эти аспекты лидерства и элиты рассматриваются в рамках спецкурса.


Организационно-методические указания

 

Учебное наглядное пособие «Социальное лидерство и управленческая элита» разработано в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учебная дисциплина обеспечивает преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом».

Целью обучения слушателей по данной дисциплине является систематизация и углубление знаний, формирование навыков и умений в сфере государственного управления.

Воспитательной целью учебной дисциплины является повышение управленческой культуры, укрепление правосознания, нравственных качеств, развитие ценностных ориентаций, необходимых специалисту.

Предметно-содержательная составляющая учебной дисциплины предполагает изучение следующих основных проблем:

– рассмотрение общеметодологических проблем элиты и лидерства, прежде всего, их сущности, типологии и структуры, роли и места в общественной системе, факторов, детерминирующих эволюцию руководящего кадрового состава государственного управления;

– анализ социально-политических корней, этапов и моделей элитообразования, закономерностей смены элит, их воспроизводства;

– изучение особенностей и роли современной административно-управленческой элиты и лидеров России как важнейших факторов целостного и устойчивого развития современного российского общества;

– определение элитной инженерии как специальной технологии формирования высших административно-управленческих кадров, механизма преодоления во властных структурах карьеризма, коррупции и бюрократизма.

При организации и проведении учебных занятий по дисциплине «Социальное лидерство и управленческая элита» необходимо:

− учитывать категорию обучаемых на программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – слушатели имеют высшее профессиональное образование, определенный жизненный опыт и опыт работы в должностях руководителей и специалистов различных организаций;

− максимально увязать рассматриваемые учебные вопросы с особенностями и практикой их реализации на государственной службе;

− в ходе проведения учебных занятий использовать инновационные подходы и методы, направленные на повышение качества обучения и профессиональной компетентности слушателей, а также средства мультимедиа, современные информационные и коммуникационные технологии;

− с учетом незначительного количества учебных часов, отводимых на учебную дисциплину, а также категории обучаемых, по каждой теме учебных занятий давать рекомендации слушателям по более углубленному самостоятельному изучению рассматриваемых проблем;

− к каждому учебному занятию преподавателю совместно с методистом готовить дидактический и раздаточный материал, который слушатели могут использовать при самостоятельном изучении рассматриваемых вопросов.

Занятия по темам учебной дисциплины осуществляются в формах лекций, практических занятий.

Форма итогового контроля знаний слушателей – зачет.

 


Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы Количество учебных часов Контрольные формы
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Активные формы
1. Социальное лидерство: понятие, природа и место в обществе          
2. Типы, уровни и механизмы социального лидерства          
3. Технологии социального лидерства          
4. Выборы как механизм обеспечения лидерства          
5. Элита и лидерство в системе властных отношений          
6. Генезис управленческой элиты России          
7. Современная управленческая элита: характерные черты и проблемы формирования          
8. «Элитная инженерия» как технология формирования управленческих кадров          
9. Социологический анализ результативности лидерства          
10. Место лидерства и элиты в кадровой политике государства и организации          
11. Зачет         2 Зачет
  Аудиторные занятия: 16 часов Лекции: 4 часа Активные формы занятий: 14 часов
  Итого:          

 


Содержание тем учебной программы

 

Тема 1

Социальное лидерство:
понятие, природа и место в обществе

Природа лидерства. Потребность в лидерах в процессе совместной деятельности людей, организации общественных связей.

Понятие лидерства как формы реализации субъектно-объектных общественных отношений. Субъекты и объекты лидерства. Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Сферы влияния лидера.

Теории лидерства: теория «черт»; ситуационная теория; теория определяющей роли последователей; синтетическая теория лидерства.

Тема 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: