Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
РАССМОТРЕНО Заседание МО учителей МБОУ «СОШ №24» Протокол № от __________ 2017 г. Руководитель МО ________Ментюкова Н.К. | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ №24» Протокол №______ от _________2017 г. Зам. директора по УВР __________/Антонюк Л.И. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ______ от__________2017 г. Директор МБОУ «СОШ №24» ___________/АпостоловаЛ.В. |
Рабочая программа
По окружающему миру
Уровень образования: | начальное общее образование |
Класс: | 4-Г |
Количество часов: | |
Учитель: Программа разработана на основе: Учебник: | Кудрявская Ольга Владимировна Сборника рабочих программ Школа России» 1-4 класс: М.: Просвещение, 2014.- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1. Плешаков А.А.Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 2 |
Учебный год: | 2017/2018 |
г. Симферополь |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года
• Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 года 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года № 19993
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
• Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 года № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
· Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым № 40 от 25 декабря 2015 года.
· График работы средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №21 от 15.08.2014г.)
· Рабочий учебный план средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №21 от 15.08.2014г.)
· Дополнения к Рабочему учебному плану средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015/2016 учебный год (протокол педагогического совета №23 от 02.09.2014г.).
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
• осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мир. Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан в 4 классе — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недель).
В связи с выпадением учебных часов на праздничные дни, возможны корректировки в части календарно-тематического планирования.
Содержание учебного курса
№ п/п | Наименование раздела | ||
Кол-во часов | |||
1. | Количество тем | ||
2. | Объем часов на прохождение всех тем | ||
3. | Объем часов на прохождение каждой темы | ||
3.1 | Земля и человечество | ||
3.2 | Природа России | ||
3.3 | Родной край – часть большой страны | ||
3.4 | Страницы Всемирной истории | ||
3.5 | Страницы истории России | ||
3.6 | Современная Россия | ||
4. | Количество контрольных работ |
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практическая работа № 1: « Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности.
Практическая работа №2:: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон. Родной край - часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Позные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практическая работа № 3,4: «Изучаем полезные ископаемые своего края».
«Определение полевых культур в гербарии, различать зёрна зерновых культур».
3 экскурсии в природные сообщества родного края.