Для выбора канала товародвижения по критерию эффективности используют формулу отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):
О=(П/Вк)* 100%,
где О – отдача от вложения капитала, %;
П – прибыль, полученная от вложения капитала, руб;
Вк - величина вложенного капитала, руб;
Входной поток – это материальный поток, который поступает в логистическую систему предприятия из внешней среды. Он складывается из разгрузки железнодорожных вагонов, выгрузки контейнеров, разгрузки автомобильного транспорта. Отсюда следует, что входной материальный поток будет равен сумме частных материальных потоков:,
Мвх = ∑ Мi
где Мвх – входной материальный поток, т/год;
Мi - частный материальный поток, т/год.
Для определения абсолютного размера прибыли каждого участника канала товародвижения используют следующие формулы состава цены (без учета косвенных налогов):
Цпроизв = С + П;
Цопт = Цпроизв + Иобращ + П;
Црозн = Цпроизв+ Иобращ + П;
Где Цпроизв - цена производителя;
С – производственная себестоимость;
П – прибыль каждого участника товародвижения;
Цопт – цена оптовика;
Иобращ – издержки обращения;
Црозн- цена розничная.
Для определения величины планируемого объема продаж можно воспользоваться формулой:
Т= П + Он - Ок
где Т – величина планируемого объема продаж в натуральном выражении;
П – план производства;
Он – остаток продукции на начало периода;
Ок – остаток продукции на конец периода.
Объем продаж в стоимостном выражении (Тст) определяется как произведение количества проданных товаров (Т) на их цену (Ц):
Тст = Т* Ц
Задание 1
Внутри канала сбыта бытовых холодильников установлены специальным соглашением следующие фиксированные претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения, в зависимости от цены, по которой они продают свой товар: производитель – 25%; оптовый торговец – 20%; розничный торговец – 15%. Продажная розничная цена на холодильник составляет 16 000 рублей. Издержки обращения составляют следующий удельный вес в цене продажи каждого участника товародвижения: оптовый торговец – 5%; розничный торговец – 10%. Рассчитайте абсолютные размеры прибыли с единицы товара каждого участника товародвижения. Какова себестоимость изготовления каждого холодильника? Будет ли правомерным выравнивание претензий на прибыль всех участников товародвижения в относительном выражении?
Задание 2
Примите решение по выбору канала товародвижения по критерию эффективности, исходя из следующих данных (млн.руб.):
- канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150; издержки обращения – 100; прибыль от реализации – 500;
- одноуровневый канал: издержки обращения -75; прибыль 100;
- двухуровневый канал: издержки обращения -40; прибыль 120.
Задание 3
Определите, каким будет объем входного материального потока для оптовой базы по следующим данным:
- разгрузка железнодорожных вагонов – 7450 т/год;
- выгрузка контейнеров - 3270 т/год;
- перемещение грузов на участок приемки - 3050 т/год;
- загрузка автомобильного транспорта - 4200 т/год;
Задание 4
План производства продукции А на следующий год 500 тыс.т., остатки на начало года составили 20 тыс.т. Планируемый остаток на конец года 30 тыс.т. Отпускная цена за тонну 7200 руб. Маркетинговый бюджет составляет в планируемом году 30% объема продаж. Определите:1) планируемый объем продаж в стоимостном выражении; 2) маркетинговый бюджет планового периода.
Задание 5
Определить эффективность использования фирмой различных каналов распределения товаров при реализации продукции по показателю рентабельности продаж. Исходные данные для расчета приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Исходные данные для расчёта
Канал распределения | Выручка от продажи, млн. руб. | Издержки обращения, млн. руб. | Стоимость закупки товаров, млн. руб. |
Продажа с помощью системы сетевого маркетинга | 125,5 | 11,4 | 87,9 |
Продажа через фирменные магазины | 384,9 | 59,7 | 263,2 |
Универмаг | 1254,5 | 201,4 | 876,9 |
Специализированный магазин | 817,4 | 92,5 | 583,5 |
Другие каналы | 3894,3 | 455,1 | 2725,0 |
Тема 5. Коммуникационная политика в маркетинге
Задание 1
По следующим данным определите эффективность рекламы (т.е. отдачу от 1 руб., вложенного в рекламу) при условии, что прирост прибыли компании составил 825 тыс. руб. Расходы на рекламу сложились следующим образом. Рекламное объявление в прессе: тариф на 1 см2 газетной площади 3125 руб.; объявления общей площадью 140 см2. Телевизионная реклама: тариф за 1 мин. демонстрации по ТВ - 8 тыс. руб.; пять дней показа по 5 мин. Прямая почтовая реклама: разослано 10 тыс. рекламных листовок; изготовление - 100 руб. /шт.; рассылка - 5 руб. /шт.
. Задание 2
С целью быстрого получения денежных средств организация проводит стимулирование сбыта. Необходимо сделать выбор из следующих вариантов:
1. Снижение цены на 20% и информирование об этом в СМИ (стоимость 2000 д.е.). Данный вариант способен увеличить объем продаж в натуральном выражении в 1.5 раза.
2. Розыгрыш лотереи (призовой фонд 40000 д.е., задействование СМИ 3000 д.е.). Возможен рост продаж на 20%. Исходный объем продаж за период 100000 единиц по цене 10 д.е. Какой вариант стимулирования выгодней с точки зрения дохода за вычетом потраченных средств?
Задание 3.
По данным таблицы 9 определить, какому средству (телевидение, газеты) и носителю рекламы (телевизионный ролик; рекламное объявление, диаграмма, рисунок в газете) фирма - производитель должна отдать предпочтение в своей рекламной кампании товара.
Таблица 9 - Исходная информация
Показатель | Значение | |
1. Потенциальное число потребителей товара, млн.чел. | 10,0 | |
2. Охват потребителей рекламой, % | ||
3.Количество контактов потребителей с рекламой, раз - телевидение - газеты | ||
4. Доля потенциальных потребителей в общем количестве возможных телезрителей, % | ||
5. Доля потенциальных потребителей в общем количестве возможных читателей газет, ознакомившихся с рекламой в виде: - объявления - диаграммы - рисунка | ||
6. Стоимость изготовления одного рекламного телевизионного ролика, тыс. руб. | ||
7. Стоимость одной демонстрации телевизионного рекламного ролика, тыс. руб. | 5,6 | |
8. Стоимость, тыс.руб., одного рекламного сообщения в газетах в виде: - объявления -диаграммы - рисунка | 20,0 21,0 21,3 | |
9. Коэффициент доверия потребителей к рекламе: - на телевидении - в газетах | 0,8 0,9 |
Последовательность выполнения задания
1. Определить количество потребителей товара, которых фирма может охватить рекламой.
2. Определить количество потребителей, которые могут ознакомиться с рекламой товара через телевидение и газеты в виде объявления, диаграммы, рисунка.
3. Определить стоимость рекламы на телевидении и в газетах (по видам исполнения).
4. Определить стоимость рекламы в расчете на тысячу человек на телевидении и в газетах (по видам исполнения).
5. Определить стоимость рекламы в расчете на тысячу человек на телевидении и в газетах (по видам исполнения) с учетом оценки ее достоверности.
6. Сделать вывод в письменном виде.
Задание 4.
Укажите метод формирования бюджета рекламной кампании в следующих примерах:
1) основной конкурент поместил три цветных рекламы на целую полосу в журнале «Наш дом». Предприятию необходимо выделить достаточно средств для публикации аналогичного количества рекламных сообщений;
2) совокупный объем продаж предприятия в прошлом году составил 300 тыс. дол. США, а ожидаемый объем продаж в текущем году — 400 тыс. дол. Целесообразно определить бюджет рекламы в размере 5% от объема продаж прошлого и текущего года;
3) какую сумму мы можем в случае необходимости выделить на рекламу, станет ясно после распределения затрат;
4) предприятию необходимо воздействовать на 75% жителей пригорода, приезжающих па работу в город в пределах 80 км. С этой целью необходимо разместить рекламу на местном радио с 6 до 8 ч утра и с 4 до 6 ч вечера, которая стоит 3700 дол. Поскольку у предприятия не хватает средств для того, чтобы оплатить рекламу полностью, придется сократить вечернее время на один час.