II. ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




 

Экзаменационное эссе — это краткая письменная творческая работа студента на заданную экзаменатором тему.

Целями написания экзаменационного эссе является демонстрация студентом уровня его знаний по предмету, а также наличия таких умений, как свободное оперирование научной лексикой, логическое мышление, владение основами догматического (формально-юридического), исторического, сравнительно-правового методов познания.

При написании экзаменационного эссе основной задачей является изложение информации, примеров, аргументов, оценочных суждений.

 

ОБЪЕМ

Рекомендуемый объем экзаменационного эссе — 2 страницы.

 

ТЕМЫ

Как пример темы экзаменационного эссе можно рассматривать большинство пунктов планов семинарских занятий по истории права и государства (их части/подпункты).

 

СТРУКТУРА

Экзаменационное эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Обычно оно состоит из трех основных частей, озаглавленных: Вступление, Основная часть, Заключение.

 

Во Вступлении излагается аспект (излагаются аспекты) рассмотрения темы.

Следует стремиться к тому, чтобы Вступление состояло из одного абзаца, включающего 3–4 кратких предложения. В редких случаях во Введении также можно дать краткие определения ключевых терминов (не более 3–4-х).

Не начинайте эссе с повторения или перефразирования заголовка темы. Если это уместно, можно указать на сложность темы.

 

Основная часть состоит из 3–7 абзацев-тезисов, в которых излагаются основные факты и приводятся доказательства Ваших оценочных суждений, примеры, иллюстрации.

Тезисы должны быть расставлены в логической последовательности.

 

Заключение по объему сходно с Введением. В нем подводится итог, делается обобщение, при необходимости сжато повторяется главная мысль, изложенная в Основной части, показываются перспективные связи (преемственность будущих аналогичных явлений/институтов с охарактеризованным либо же отсутствие таковой).

Заключение должно быть кратким и вытекать из изложенного в основной части. Оно может быть связано с Введением (например, содержать ответ, на заданный в начале эссе вопрос).

Не допускайте чрезмерных обобщений.

 

Разделы экзаменационного эссе и тезисы Основной части должны иметь логическую связь друг с другом.

 

НАПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЭССЕ

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

Обдумайте структуру и содержание эссе, прежде чем начнете его писать. Подумайте, правильно ли вы поняли задание (тему)? Определите, какая отрасль права регулирует общественные отношения, о которых говорится в теме эссе.

В течение 4–5 минут соберитесь с мыслями и набросайте мысленно (или, если есть время, на черновике) краткий план эссе. Проще всего это сделать, задав самому себе несколько вопросов по теме эссе. Затем распределите будущее тезисы по степени значимости. Отбросьте несущественное и малозначимое, сосредоточьтесь на наиболее важных вопросах.

 

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

СТИЛЬ

Язык экзаменационного эссе не может быть разговорным.

Избегайте общих слов и ложных эмоций.

Недопустимы сокращения слов (кроме общепринятых) и «телеграфный» стиль изложения, неполные предложения. Экзаменационное эссе — это не конспект!

Индивидуальность изложения достигается привлекаемыми примерами, сравнениями, количество которых, однако, не должно быть чрезмерным.

 

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ

В эссе должна быть раскрыта предложенная тема.

Не уклоняйтесь от темы.

Не допускайте повторов.

Обязательно сообщите свою позицию, если изложили разные точки зрения.

Не используйте риторику вместо аргументации/доказательств.

 

Раскройте суть вопроса, без нужды не углубляясь в детали. Эссе должно содержать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи. Ничего лишнего!

Покажите умение видеть проблему (проблемы) в рассматриваемом явлении.

Задачей эссе не может быть пересказ фактов. Все высказывания необходимо аргументировать и/или иллюстрировать примерами (прежде всего ссылками на нормы права, статьи нормативных правовых актов, юридические акты).

Не принимайте хронологическую последовательность событий за причинно-следственную связь между ними.

Не бойтесь выражать свое мнение, но не злоупотребляйте этим. Излишнее использование таких фраз, как «я думаю», «по моему мнению», «на мой взгляд» — приводит к пустой трате времени. Эссе подписано студентом, поэтому презюмируется, что все выводы и оценки в нем принадлежат автору (если не указан источник цитирования).

Избегайте ошибочных аналогий, игнорирующих существенные противоречия при сравнении двух фактов/процессов.

Четко формулируйте в каждом тезисе один главный вопрос, и, наполняя содержанием Основную часть, ограничьтесь в пределах каждого тезиса рассмотрением именно этой одной главной мысли.

Важным достоинством эссе является грамотная расстановка акцентов. Одним из первых акцентов является изложение причин того или иного события/процесса. Другими точками приложения внимания могут быть этапы развития, виды, структура характеризуемого явления/института, его преимущества и недостатки.

Соблюдайте соразмерность при характеристике разных сторон анализируемого явления/института.

При цитировании всегда берите текст в кавычки и давайте точную ссылку на источник (включая номер статьи нормативного правового акта и т.д.).

Пишите кратко, соблюдайте требования к эссе, сокращайте все лишнее. Добивайтесь конкретности в изложении фактов и их оценке.

 

СРАВНЕНИЕ

Если осуществляется сравнение явлений/институтов права или государства, то надлежит показать все основные моменты сходства и различия сравниваемых предметов. Причем сравнение должно отвечать требованиям:

— систематичности (следует четко указать, какие признаки подвергаются сравнению);

— логичности и последовательности. Заведомо ошибочным по форме является изложение признаков (качеств, особенностей) одного явления, а затем другого без логической увязки первого и второго «разделов», каких-либо обобщающих выводов и тем более вводного объяснения;

— полноты.

Не следует забывать о хронологическом/темпоральном аспекте сравнения (какое явление появилось раньше, какое позже и проч.).

 

ЭРУДИЦИЯ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Получению максимальной суммы баллов также способствует показ различных точек зрения, представленных в науке, оригинальность мышления и широта эрудиции в рассматриваемых вопросах. От Вас ждут проявления способностей построить и доказать Вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

Перечитайте эссе.

Проверьте, отвечает ли написанное требованиям к экзаменационному эссе, нет ли фактических ошибок и необоснованных оценок.

Убедитесь в том, что Ваше эссе легко читать, что Ваши мысли последовательны и ведут к логическому завершению темы.

При необходимости АККУРАТНО внесите поправки, изменения, дополнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: