Х-ка первых самостоятельных бюджетов РБ(1991-1992)




Первый самостоятельный бюджет республики был со­ставлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном сувере­нитете БССР и имел ряд особенностей. В нем отражались следующие показатели: объем республикан­ского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др. Республиканский бюджет БССР составил по доходам 6,9 млрд р., расходам - 8,5 млрд р., предельный размер де­фицита - 1,6 млрд р. Местные бюджеты утверждались мест­ными Советами и включались в консолидированный (свод­ный) бюджет республики. Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного на­лога с населения, поступающих на ее территории. Курс на Рыночные преобразования способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности. В доходной части бюджета планировались и целевые по­ступления. Средства эти предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаров народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работни­кам народного образования, здравоохранения и культуры. Кроме того, был введен целевой Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Характерной чертой бюджета стало отражение в его со­ставе средств целевых фондов - республиканского и мест­ных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумулирования средств на строительство, ремонт и содер­жание автомобильных дорог общего пользования. В расходной части бюджета происходит переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство. Необходимость поддержки реального сектора экономики не позволяла увеличить расходы на социально-культурные мероприятия: на 1991 г. они были установлены на 6 % ниже, чем в 1990 г. (по уточненному плану). Расходы на науку планиро­вались в размере лишь 0,8 % от общего объема расходов кон­солидированного бюджета. Впервые в Законе БССР "О Гос бюджете БССР на 1991 год" в связи с запланированным де­фицитом бюджета определены мероприятия по его сокраще­нию: более полная мобилизация доходов от разгосударствления собственности, привлечения на добровольной основе свободных средств предприятий, организаций и населения, выпуска облигаций и других ценных бумаг, расширения платных видов услуг, оказываемых населению. В БССР устанавлива­лись три территориальных уровня местных Советов: первич­ный, базовый и областной. Местным бюджетам, соб­ственная доходная база которых недостаточна для заплани­рованных расходов, устанавливался норматив бюджетных отчислений от общегосударственных доходов и налогов, взи­маемых на данной территории. В 1991 г. Министерство финансов БССР утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов республики. Однако более глубокие изменения в бюджете и бюджетном процессе происходят в 1992 г. и связаны они с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюд­жетный процесс. Прежде всего, имеются в виду Законы Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Бе­ларусь", "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Респуб­лики Беларусь", ряд законов о налогах. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европей­ских странах, в котором функционировала система косвен­ных налогов, включающая ндс и акцизы. Характерной особенностью доходной части бюджета стало появление и развитие рыночных источников в виде пла­тежей за пользование природными ресурсами, налога на недвижимость. Кроме того, с населения предусматривалось, как и ранее, взимание подоходного налога, но в условиях значительного повышения необлагаемого минимума (с 199 р. в 1991 г. до 350 р. в 1992 г.). Одновременно уже с 1991 г. в республике отменяется налог на холостяков, малосемейных и одиноких граждан. В доходы бюджета Беларуси поступали налог на экспорт и импорт, таможенные пошлины и другие доходы, взимаемые таможенной службой, что также явилось характерной чертой бюджета. Кроме того, в бюджет поступали И менее значительные доходы: от денежно-вещевой лотереи, реализации облигаций займов, государственной пошлины, поступления сборови разных неналоговых доходов.

Объем консолидированного бюджета по расходам был определен в сумме 97,3 млрд р. и увеличился в 3 раза против уточненного плана на 1991 г. На финансирование народного хозяйства было направлено 41,8% (предполагалось направить - 11,3 %), в том числе на капитальные вложения, дотации, разницу в ценах, субси­дии и др. Впервые в расходах на государственные капитальные вложения предусматривалось финансирование мероприятий по перепрофилированию и конверсии производства за счет, средств республиканского и местных бюджетов (4% в общем объеме бюджета). В расходах на отрасли экономики предусматривалось приоритетное развитие агропромышленного комплекса пу­тем применения механизма свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и предоставления налого­вых льгот, а также целевого выделения бюджетных ассигно­ваний. Выразительной особенностью бюджета стало усиление его социальной направленности. С этой целью из бюджета, кроме обычных затрат, финансировались расходы, связан­ные с поддержанием жизненного уровня населения и повы­шением его благосостояния. РБ взяла курс на развитие наукоемких отраслей, в связи с чем в бюджете 1992 г. увеличились затра­ты на науку, однако они по-прежнему составляли незначи­тельную долю в расходах бюджета - 1,4 %. Существование республики в условиях суверенитета потребовало предусмотреть в бюджете расходы на финансирование обороны, выпуск национальной валюты и других ценных бумаг. По этой же причине наблюдался значительный рост расходов на содержание правоохранительных opганов, органов государственной власти и управления. Планирова­лись расходы по обслуживанию государственного внутренне­го долга, что также следует рассматривать как специфиче­скую черту бюджета. Таким образом, в 1991-1992 гг. было положено начало формированию самостоятельных бюджетов Беларуси, национальной бюджетной системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения, апробирована новая налоговая система.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: