Рассмотрим особенности применения упражнений.




Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

 

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

 

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабора-торно-практических работ, экскурсий и т.д.

 

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

 

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

 

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений -сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

 

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

 

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

 

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

 

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

 

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

 

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов. Поэтому, чтобы полнее представить характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представим их в следующей таблице:

 

Содержание деятельности учителя и учащихся

 

при использовании различных методов обучения,

 

классифицируемых по источникам получения учебной

 

информации

 

Краткое содержание метода, методические приемы его реализации

 

Словесные методы. Основное назначе ние данной группы методов - сообще ние учебной ин формации при по мощи слова (устного и печатно го) с использовани ем логических, ор ганизационных и технических прие мов. Основные ме тоды — рассказ, бе седа, лекция, рабо та с печатными ис точниками.

 

Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, „таблиц, муляжей,

 

Деятельность обучающего учителя (преподавателя теоретического обучения (УКК, ПТК)

 

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, осуществление сравнения, обобщение, получение выводов и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д.

 

Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д.

 

Деятельность обучающегося, обучаемого (слушателя различных курсов УКК, ПТК)

 

Деятельность обучаемых заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с дидактическим материалом, предъявляемым обучаемым и т.д.

 

Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрация ми, которые проводит учитель, преподаватель или сам обучаемый, осмыслении полученных данных и принятия основ ной дидактической цели конкретного урока, выполнении различных записей, схем, зарисовок и т.д.

макетов и т.д.), демонстрация диафильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов. Практические методы. Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические работы, лабораторные работы, решение задач, моделирование объектов и т.д. Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в осмысливании практических действий обучающего, своих практических действий, в выполнении различных записей, зарисовок, схем и т.д. и принятии основной дидактической цели урока и т.д. Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать один какой-либо метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы обучения - систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу обоснование метода обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, упустили главное, существенное в учебном процессе — характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие школьников. Данные теоретических исследований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения (Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С.567).

 

Исходя из этого, ученые-педагоги уже с середины двадцатого века все больше стали обращать внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом выше названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

 

Так, в шестидесятые годы нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

 

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений,

процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

 

моделируемый объект учебной деятельности;

 

совместная деятельность участников игры;

 

правила игры;

 

принятие решения в изменяющихся условиях;.

 

— эффективность применяемого решения.

 

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

 

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

 

подготовка к самостоятельным занятиям;

 

постановка главной задачи;

 

выбор имитационной модели объекта;

 

решение задачи на ее основе;

 

проверка, коррекция;

 

реализация принятого решения;

 

оценка его результатов;

 

 

анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

 

обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

 

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем, школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

 

Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.

 

Эта классификация соответствует определению метода на теоретическом уровне, которое было дано выше (см. 10.1.).

Количество методов здесь строго ограничено, что характеризует теоретическое знание вообще: применяя процедуры научного познания к тем или иным объектам (в данном случае к обучению), мы превращаем объекты с принципиально бесконечным множеством свойств в объекты, имеющие конечное, фиксированное число свойств, связей и отношений.

 

Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

 

Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя.

 

Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.

 

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

 

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

 

Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности. В обобщенном виде содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по

уровням познавательной деятельности, можно представить в следующей таблице:

 

Краткое содержание метода

 

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.

 

Деятельность обучающего (преподаватель теоретического обуче-ния УКК, ПТК)

 

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

 

Деятельность обучаемого (слушателя УКК, курсов ПТК)

 

1. Деятельность обучаемых заключается в воприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

 

 

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода -формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

 

3. Проблемный ме тод (проблемное изложение).

 

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения.

 

3. Выявление и классификация про-блем, которые мож-

 

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.

 

3. Деятельность обучаемых заключается не только в вое-

 

Основное назначе-ни метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных

Трагическая судьба одной из величайших советских актрис

 

Самая известная мама в мире снимется в порно из-за долгов

 

Людмила Путина нанесла сокрушительный удар репутации своего мужа

 

Королева показала видео с мужем, которое нельзя смотреть детям

 

Королёва занялась с Тарзаном интимом прямо на публике

 

Вызывающий поступок Алины Кабаевой огорчил Владимира Путина

 

Direct/ADVERT Дать объявление

 

проблем и показ способов их решения.

 

4. Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем.

 

5. Исследовательский метод. Основное содержание" метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформи-

 

но ставить перед об учаемым, формули ровка гипотез и по каз способов их проверки. Поста новка проблем в процессе проведе ния опыта, наблю дений в природе, логического умоза ключения. При этом обучаемый может пользоваться сло вом, логическим рассуждением, де монстрацией опыта, анализом наблюде- ний и т.д.

 

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к ре-шению проблемы.

 

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.

 

приятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.).

 

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. -

 

5. Деятельность обу чаемых заключается в освоении ими приемов самостоя тельной постановки проблем, нахожде ния способов их решения и т.д.

 

 

ровать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Эта дидактическая система методов обучения, являясь частью целостной дидактической теории, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения, соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1. С. 567).

 

Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность учеников.

 

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

 

Например, A.M. Данилов, Б.П. Есипов предложили классифицировать методы обучения по основным дидактическим целям и соответственно выделяли:

 

методы приобретения знаний;

 

методы формирования умений и навыков;

 

методы применения знаний,

 

методы контроля, точнее - методы зекрепления и проверки знаний, умений и навыков.

 

256 ~

 

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

 

1. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:

 

а) словесные, наглядные и практические (аспект передали и восприятия учебной информации);

 

б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

 

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

 

г) самостоятельной работы и работы под руководством препо давателя (аспект управления учением).

 

2. Методы стимулирования и мотивации:

 

а) интереса к учению;

 

б) долга и ответственности в учении.

 

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

 

а) устный, письменный, лабораторно-практический.

 

В.А. Онищук за основу классификации методов обучения предлагает принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности учителя и учащихся. В соответствии с этим выделяет:

 

1. Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; б) беседа по содержанию нового учебно го материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изуче ние учащимися текста; г) оценка работы.

 

2. Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового мате риала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, из учение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстри руемых материалов.

 

Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и на выков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и произ водственная деятельность.

 

Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Дея тельность: а) обобщающее изложение учителем знаний по несколь ким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.

 

5. Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выяв ление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя кон трольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.

 

Существуют и другие классификации методов обучения. Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современ-

 

9-241 257

 

ной школой. В свете новых требований к школе ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению. Вот почему, оценивая в общем все подходы к классификации методов обучения, необходимо отметить, что поиски, предложения многих дидактов и методистов использовать в процессе обучения информационные методы и наряду с ними применять также и другие, которые дают возможность "взрыхлить почву" человеческого ума, можно считать правильными и необходимыми на сегодняшний день. Эти поиски нацелены на то, чтобы: а) стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовывая их в активные; б) способствовать усвоению новых знаний и применению их на практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: