МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




Новосибирский государственный аграрный университет

Инженерный институт

 

Кафедра «Автомобили и тракторы»

 

ТРАКТОРЫИ АВТОМОБИЛИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫИ

ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

для студентов специальностей «Агрономия»,

«Агроэкология», «Зоотехния»,

«Технология производства и переработки с/х продукции»

 

 

Студент______________________

 

Группа_______________________

 

 

Новосибирск 2005

Кафедра «Автомобили и тракторы»

 

Тракторы и автомобили. Методические указания по изу­чению дисциплины и выполнению заданий для контрольной работы студентам специальностей: «Агрономия», «Агроэкология», «Зоотехния», «Технология производства и переработки с/х продукции». / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер, ин-т; Сост.: С.Н. Ольшевский, С.П. Сальников, С.П. Матяш - Новосибирск. 2005 - 17 с.

 

Рецензент: канд. техн. наук. проф. В.И. Воробьёв

 

В данном методическом пособии предоставлены методиче­ские указания для выполнения контрольной работы и задания, вы­бираемые по шифру каждого студента.

Журнал предназначен для студентов заочной формы обуче­ния агрономического факультета, обучающихся по специальности «Агрономия».

 

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2005

©Инженерный институт, 2005


ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство наряду с промышленностью является важ­нейшей отраслью народною хозяйства. Его задачей является непре­рывное производство в достаточном количестве необходимых высо­кокачественных продуктов питания для населения, а также сырья для легкой и пищевой промышленности.

В текущем пятилетии предстоит разработать и освоить машины и приспособления сотен наименований. Увеличение производства мощной техники, оснащение ей колхозов и совхозов - верный и на­дежный путь, который поможет земледельцам комплексно механизировать возделывание, уборку и послеуборочную обработку сельскохозяйственных культур, значительно повысить уровень меха­низации овощеводства и картофелеводства, ускорить перевод сель­скохозяйственного производства на индустриальную базу и прогрес­сивные технологии.

В настоящее время разрабатывают новые модели тракторов с учетом агротехнических требований, выдвинутых сельскохозяй­ственным производством, применительно к природно-климатическим особенностям разных зон страны.

Отечественные заводы не только увеличивают выпуск тракторов и автомобилей, но и значительно улучшает их технико-экономические показатели: мощность, скорость движения, экономичность, долго­вечность (надежность). При этом уменьшается металлоемкость и стоимость: унифицируется детали, сборочные единицы и механизмы: увеличиваемая проходимость; упрощается техническое обслуживание.

Теоретическая подготовка студентов-заочников по курсу «Тракторы и автомобили» в значительной степени зависит от их самостоя­тельной работы, когда теоретические знания по мобильной технике можно с успехом применять и закреплять на практике в производст­венных условиях.

При изучении этого курса следует пользоваться технической ли­тературой, а также изучать сборочные единицы в натуре, анализиро­вать характер их использования применительно к хозяйству или рай­ону, где работает студент. В заключении студент должен выполнить контрольную работу в соответствии со своим шифром. Контрольные работы, выполненные не по шифру, не рецензируются.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольную работу по дисциплине «Автомобили и трак­торы» студенты выполняют на втором курсе. В тексте работы не­обходимо указать название вопроса и его порядковый номер, при­нятый в методических указаниях. Отвечать на вопросы следует своими словами. Содержание ответов должно быть четким и отра­жать понимание студентом теоретических положений и задач. Схемы следует выполнять четко аккуратно, чтобы они давали яс­ное представление о предмете.

Выполненные в полном объеме контрольные работы высы­лают в университет на проверку. В случае, если работу не зачтут, студент обязан выполнить все требования преподавателя и пред­ставить работу на повторную проверку.

Контрольные задания в 10 вариантах. Студент должен отве­чать на вопросы своего варианта, номер которого совпадает с по­следней цифрой шифра Ответы на вопросы 3, 4, 5, 6 и 7 каждого варианта должны быть даны применительно к маркам машин, ука­занным в таблице 1. Марки машин выбираются по предпоследней цифре шифра. Данные для задач представлены в таблице 2, кото­рые выбираются по варианту и последней цифре шифра. Условные обозначения к таблице 2 представлены в приложении 4.


 

Таблица 1 Марки машин Предпоследняя цифра шифра   ГАЗ-3307 ДТ-175М ЗИЛ-431810 ДТ-175М ДТ-175М
  МТЗ-100 Т-150 ГАЗ-3307 МТЗ-80М УАЗ-31512
  Т-40 Т-4А УАЗ-31512 Т-150 КамАЗ-5511
  ЗИЛ-431410 Т-40 ЗИЛ-431610 МТЗ-80М ВАЗ-2121
  ВАЗ-2108 К-701 Москвич-412 ДТ-175М КамАЗ-5320
  МТЗ-82 МТЗ-100 ВАЗ-2108 ДТ-175 ЗИЛ-431610
  Т-150К Т-150К УАЗ-5131 МТЗ-80М ЗИЛ-431410
  КамАЗ-5320 МТЗ-82Л ЗИЛ-431410 МТЗ-102 УАЗ-31512
  Т-16М ДТ-75 ГАЗ-3307 Т-150К ГАЗ-3309
  ДТ-75 Т-150 ВАЗ-2170 МТЗ-100 ГАЗ-3307
Номер вопро-са          

 

Таблица 2 Исходные данные для задач Последняя цифра шифра   0,75 7,8 0,89 0,14 7,5 стерня 0,64 8,9
  0,8 6,5 9,1 0,86 0,05 9,6 12,5 целина 0,81 9,7
  3,8 9,1 0,68 9,2 0,92 0,076 всп.поле 0,75
  5,5 6,7 0,71 0,84 0,06 7,8 вл.луг 0,76 8,7
  0,7 8,4 0,6 0,064 10,4 под.пос 0,72 8,6
  5,2 0,64 7,3 0,9 0,04 9,1 сл.пахота 0,65 7,2
  4,4 0,61 6,2 7,2 0,71 0,12 8,1 целина 0,6 10,5
  5,4 0,66 5,5 0,9 0,08 7,2 стерня 0,8 9,4
  4,2 0,73 4,4 0,82 0,1 6,3 12,8 всп.поле 0,64 8,2
  0,65 7,5 0,85 0,07 6,5 3,8 ск.луг 0,7 8,5
Исходные данные Vт, км/ч δ,% Ne, кВт ηтяг Gтр, кг Ne, кВт Vт, км/ч δ,% ηтр f Ркр, кН Vт, км/ч Gт, кг/ч Фон δ,% Ne, кВт ηтяг V д gе, г/кВт
Вариант        

 

Продолжение табл. 2 Последняя цифра шифра   0,79 вл.луг 8,8 под.пос 0,18 0,74 0,64
  0,8 7,5 всп.поле 7,8 стерня 0,09 0,82 8,4 0,6
  0,77 8,6 стерня 8,5 целина 0,04 0,89 0,72
  0,93 9,2 целина вл.луг 0,08 0,71 6,7 0,86
  0,84 8,4 вл.луг 7,5 стерня 0,1 0,79 3,5 0,8
  0,92 8,5 под.пос 5,6 вл.луг 0,08 0,85 4,8 0,62
  0,95 10,6 сл.пахота 9,2 6,4 всп.поле 0,14 0,9 4,2 0,75
  0,91 10,4 всп.поле 4,2 под.пос 0,16 0,8 7,7 0,9
  0,86 целина 6,5 5,8 ск.луг 0,08 0,7 8,5 0,65
  0,85 ск.луг 6,1 целина 0,03 0,73 0,7
Исходные данные Ne, кВт ηтр δ,% Ркр, кН Vт, км/ч gкр, кг/кВтч Фон δ,% Gтр, кг Ркр, кН Vт, км/ч Фон δ,% f ηтр n, мин-1 Ркр, кН Vд, км/ч gе, г/кВт ηтяг
Вариант        

 


 

Окончание табл. 2 Последняя цифра шифра   0,62 0,89 5,4
  0,79 6,5 0,68 6,9
  0,72 0,74 0,75
  0,68 0,86
  0,82 8,2 0,9
  0,6 8,5 0,75
  0,81 0,82
  0,64 5,8 0,65
  0,72 6,4 0,72
  0,75 7,5 0,84
Исходные данные Nе, кВт ηтяг δ,% Мк, Нм n, мин-1 ηтр δ,%
Вариант    

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант 0

1.По каким признакам классифицируются тракторы и ав­томобили?

2.Основные механизмы и системы пускового двигателя ПД-10У и их назначение.

3.Назовите основные детали газораспределения и рас­скажите об их назначении.

4.Выполните схему всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала и объясните их назначение, уст­ройство и работу на примере трактора.

5.Назначение, устройство и работа прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряже­ния.

6.Назначение, устройство и работа конечной передачи.

7.Назначение, устройство и работа подвески автомобиля.

8.Выполните схему тормозной системы автомобиля с гидравлическим приводом и расскажите, как работает эта сис­тема.

9.Назначение, устройство и регулировка прицепного уст­ройства трактора ДТ-75.

10.Определить силу тяги трактора на крюке, если извест­ны мощность, развиваемая двигателем Ne; тяговый КПД трак­тора ηтяг; теоретическая скорость движения Vт: коэффициент буксования δ.

 

Вариант I

1.Классификация тракторов по назначению, типу ходо­вой части, остову и номинальному тяговому усилию.

2.Каковы преимущества и недостатки дизелей по сравне­нию с карбюраторными двигателями?

3.Каким образом контролируют и регулируют газорас­пределительный механизм двигателя?

4.Выполните схему карбюратора пускового двигателя и опишите его работу на различных режимах.

5.Назначение, устройство и работа электрического стар­тера. Каким образом передается вращение от вала электро­стартера коленчатому валу основного двигателя?

6.Какое обслуживание нужно проводить механизмам трансмиссии?

7.Из каких основных элементов состоит рулевое управ­ление автомобиля? Каково их назначение, устройство и работа?

8.Выполните схему тормозной системы трактора с пнев­матическим приводом и расскажите, как работает эта система.

9.Расскажите, какой подвижный состав и оборудование применяют с/х перевозок.

10. Определить баланс мощности трактора при равномер­ном движении по ровной местности, не используя вал отбора мощности, если известны масса трактора Gтр; мощность, раз­виваемая двигателем Nе; теоретическая скорость движения трактора Vт: коэффициент буксования δ; КПД трансмиссий ηтр: коэффициент сопротивления перекатыванию ƒ.

 

Вариант 2

1.Классификация автомобилей по назначению, ходовому устройству, типу двигателя.

2.Опишите рабочий процесс четырехтактного дизельного двигателя и различия в его работе по сравнению с карбюра­торными двигателями.

3.Выполните схему системы охлаждения и расскажите, как она работает.

4.Назначение, устройство и работа масляной центрифуги.

5.Перечислите основные элементы системы батарейного зажигания, расскажите об их назначении и работе.

6.Основные элементы ходовой части трактора и их назначение.

7.Выполните схему трансмиссии автомобиля и укажите название и назначение механизмов.

8.Назначение и место расположения агрегатов гидравли­ческой навесной системы на примере трактора МТЗ-80.

9.Расскажите, какие требования предъявляются к маслам и топливу, применяемых в тракторах и автомобилях.

10. Определить удельный расход топлива на единицу тя­говой мощности при условии, что трактор развивает силу тяги Ркр; теоретическую скорость движения Vт; часовой расход топлива Gт и имеет при данном почвенном фоне коэффициент буксования δ.

 

Вариант 3

1.Укажите марки основных с/х тракторов и их техниче­ские данные.

2.Опишите рабочий процесс двухтактного карбюраторно­го двигателя и укажите его недостатки по сравнению с четы­рехтактным карбюраторным двигателем.

3.Основные механизмы и системы двигателя, их назначе­ние и работа.

4.Назначение, устройство иработа топливного насоса высокого давления и форсунок дизеля.

5.Выполните схему батарейного зажигания, расскажите о назначении отдельных ее элементов.

6.Как осуществляется поворот гусеничного трактора? Приведите описание соответствующих механизмов.

7.Выполните схему, опишите назначение, устройство и работу коробки перемены передач.

8.Какие агрегаты составляют гидравлическую навесную систему трактора и каково их назначение?

9.Какие виды и основные марки масел применяются для смазки тракторов и автомобилей.

10. Определить силу тяги трактора на крюке и удельный расход топлива на единицу тяговой мощности, если известны мощность, развиваемая двигателем Nе; тяговый КПД трактора ηтяг; действительная скорость движения Vд и удельный рас­ход топлива двигателем gе.

 

Вариант 4

1. Опишите общее устройство колесного трактора, объяс­ните назначение основных его частей.

2.Что называется порядком работы цилиндров двигателя? Объясните порядок работы шестицилиндрового четырехтакт­ного двигателя.

3.Выполните схему системы питания двигателя и рас­скажите, как работает эта система.

4.Назначение, устройство и работа магнето. Изложите порядок установки зажигания на пусковом двигателе.

5.Перечислите основные устройства автомобильного кар­бюратора для работы на разных режимах и расскажите об их назначении и работе.

6.Назначение, устройство и работа тормозов трактора.

7.Выполните схему дифференциала и объясните его на­значение, устройство и работу.

8.Расскажите о применяемых вариантах навески разме­щения навесных машин в тракторном агрегате.

9.Какие виды и марки топлив применяются для двигате­лей тракторов и автомобилей.

10. Определить потери мощности в трансмиссии трактора и на буксование, если известны мощность, развиваемая двига­телем Nе; КПД трансмиссии ηтр; коэффициент буксования δ.

 

Вариант 5

1.Опишите общее устройство гусеничного трактора; объ­ясните назначение основных его частей.

2.Опишите рабочий процесс двухтактного карбюраторно­го двигателя.

3.Перечислите основные части смазочной системы двига­теля и расскажите об их назначении.

4.Назначение газораспределительного механизма, его устройство, работа и регулировка.

5.Выполните схему и опишите устройство и работу диафрагменного топливного насоса.

6.Выполните схему трансмиссии трактора, укажите на­звание и назначение отдельных ее механизмов.

7.Основные элементы ходовой части автомобиля, их на­значение.

8.Назначение, устройство и работа приводного шкива трактора.

9.Расскажите об основных методах повышения сцепных качеств колесных тракторов и автомобилей.

10. Определить количество израсходованного топлива трактором за смену (8 часов) при выполнении сельскохозяйст­венной операции с развиваемым тяговым усилием Ркр; теоре­тической скорости Vт; удельным расходом топлива на единицу тяговой мощности gкр; почвенным фоном с коэффициентом буксования δ.

 

Вариант 6

1.Опишите общее устройство грузового автомобиля; объ­ясните назначение основных его частей.

2.Для каких целей необходимо знать порядок работы ци­линдров двигателя? Объясните порядок работы четырехцилиндрового четырехтактного однорядного двигателя.

3.Назначение, устройство и работа трехступенчатого тракторного воздухоочистителя.

4.Выполните схему магнето и объясните его работу.

5.Перечислите основные части системы питания автомо­бильного карбюраторного двигателя и расскажите об их на­значении.

6.Выполните схему муфты сцепления, укажите и назна­чение основных ее частей.

7.Назначение, устройство и работа карданной передачи автомобиля.

8. Назначение, устройство и работа вала отбора мощно­сти трактора.

9.С какой целью и какими способами осуществляется из­менение ширины колеи и дорожного просвета универсально-пропашных тракторов?

10. Какой крутящий момент должен развивать двигатель, если трактор массой Gтр развивает силу тяги Ркр при теорети­ческой скорости Vт на почвенном фоне с коэффициентом бук­сования δ и коэффициентом сопротивления перекатыванию ƒ, а также при известных КПД трансмиссии ηтр и числе оборотов двигателя n?

 

Вариант 7

1.Назначение, устройство и работа центрифуги системы смазки ЗИЛ-431410.

2.Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания.

3.Выполните схему кривошипно-шатунного механизма и объясните его работу.

4.Перечислите основные части системы питания дизель­ного двигателя и расскажите об их назначении.

5.Назначение, устройство и работа генератора и аккуму­лятора.

6.Назначение, устройство и работа муфты сцепления.

7.Выполните схему заднего моста автомобиля, укажите название и назначение отдельных ее частей.

8.Объясните какие преимущества дает применение навес­ных агрегатов по сравнению с прицепными.

9.Перечислите приборы, которые входят в систему кон­троля, освещения и сигнализации автомобиля, и расскажите об их назначении.

10. Определить тяговую мощность трактора и удельный расход топлива на единицу тяговой мощности, если известны развиваемая трактором сила тяги Ркр; действительная ско­рость движения Vд; удельный расход топлива двигателем gе; тяговый КПД трактора ηтяг.

 

Вариант 8

1.Перечислите основные заводы-изготовители тракторов и марки выпускаемых ими в настоящее время тракторов.

2.Что называется циклом работы двигателя? Какие про­цессы образуют цикл работы двигателя и в каком порядке они совершаются?

3.Перечислите основные детали кривошипно-шатунного механизма и расскажите об их назначении

4.Выполните схему системы питания пускового двигателя и расскажите, как работает эта система.

5.Назначение, устройство и работа масляного насоса и масляного радиатора.

6.Выполните кинематическую схему коробки передач и объясните ее назначение и работу.

7.Назначение, устройство и работа главной передачи ав­томобиля.

8.Каково назначение гидравлической навесной системы? Объясните ее работу при различных положениях золотника в распределителя.

9.Перечислите основные контрольно-измерительные при­боры трактора и автомобиля.

10. Определить силу тяги трактора на крюке, если из­вестны: мощность, развиваемая двигателем Nе; тяговый КПД трактора ηтяг; действительная скорость движения Vд.

 

Вариант 9

1.Перечислите основные заводы-изготовители автомоби­лей и марки выпускаемых автомобилей.

2.Опишите рабочий процесс четырехтактного карбюра­торного двигателя.

3.Выполните схему газораспределительного механизма и объясните его работу.

4.Устройство и работа поршневой подкачивающей помпы и фильтров в системе питания дизеля.

5.Назначение, устройство и работа водяного насоса и ра­диатора.

6.Выполните схему заднего моста трактора, укажите на­звание и назначение отдельных ее частей.

7.Каково обслуживание нужно проводить механизмам хо­довой части автомобиля.

8.Для чего предназначены и как работает механический и гидравлический догружатели ведущих колес?

9.Правила транспортировки, хранения и заправки топливосмазочных материалов.

10. Определить потери мощности в трансмиссии трактора и на буксование, если известны: крутящий момент двигателя Мк; число оборотов двигателя n; КПД трансмиссии ηтр; коэф­фициент буксования δ.

 

Литература

1. Гельман Б.П.. Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы. - М.: Высш. шк.. 1978.-280 с.

2. Гуревич А.М., Сорокин Б.М. Тракторы и автомобили.- М.: Колос, 1979.- 478 с.

3. Гельман Б.Н., Москвин М.В. Колесные тракторы. - М.: Колос. 1974.-398с.

4. Теория тракторов и автомобилей. - М.: Внешторгиздат, 1992.

5. Сельскохозяйственные факторы и автомобили. - М.: Агропромиздат, 1987.

6. Конструкции, основы теории, расчет и использование тракторов. - М.: Колос, 1990.

7. Электрооборудование автомобилей.- М.: Транспорт, 1995.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Принятые обозначения

РкР - сила тяги трактора на крюке, Н;

Ne – мощность, развиваемая двигателем. кВт;

ηтяг - тяговый КПД трактора;

Vт - теоретическая скорость движения трактора, км/ч;

δ - коэффициент буксования;

ηтр - КПД трансмиссии;

f - коэффициент сопротивления перекатыванию;

G - сила тяжести трактора, H;

Gкр - удельный расход топлива на единицу тяговой мощности, г/кВт•ч;

Gч - часовой расход топлива, кг/ч;

Vд - действительная скорость движения трактора, км/ч;

ge - удельный расход топлива. г/кВт•ч;

Nкр - полезная мощность трактора на крюке, кВт;

Nf – мощность, потребляемая для преодоления со­противления качению, кВт;

Nтр - мощность, затрачиваемая на преодоление тре­ния в трансмиссии, кВт;

Nпер - мощность, затраченная на самопередвижение, кВт;

Nбукс - мощность, затраченная на буксование, кВт;

Рf – сила, затраченная на передвижение самой ма­шины, Н;

Мк - крутящий момент двигателя, Нм;

n - частота вращения коленчатого вала двигателя,мин-1;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

m - масса трактора, кг.

Приложение 2

Расчетные формулы

1.Сила тяги трактора на крюке:

Ркр= , Н

2.Баланс мощности трактора:

Nкр=Nе-(Nтр+Nпер+Nбукс), кВт

3.Полезная мощность трактора на крюке:

Nкр= , кВт

4.Мощность, потерянная в трансмиссии:

Nтр = (1-ηтр)•Nе, кВт

 

5.Мощность, затраченная на самопередвижение:

Nпер= , кВт

6.Сила, затраченная на самопередвижение са­мой машины:

Рƒ= f •G, H

где G=m•g, H

7.Мощность, затраченная на буксование:

Nбукс=Nc•ηтр, кВт

8. Мощность, развиваемая двигателем:

Ne= , кВт

9.Действительная скорость движения трактора:

VД = Vт (1-δ), км/ч

10.Коэффициент буксования:

δ=

11.Крутящий момент двигателя:

Mкр= , Нм

Приложение 3

Пример расчёта

Определить баланс мощности трактора для следующих условий: масса трактора 8000 кг; мощность двигателя Ne=150кВт; теоретическая скорость движения VT=7,5км/ч; ко­эффициент буксования δ= 0,05; КПД трансмиссии ηтр= 0,85; ко­эффициент сопротивления перекатыванию ƒ= 0,07; трактор движется равномерно и прямолинейно.

 

Решение задачи.

1. Записываем уравнение баланс мощности трактора:

Nкр=Ne-(Nтр+Nпер+Nбукс), кВт

2. Определяем мощность, потерянную в трансмиссии:

Nтр=(I – ηтр)Ne=(1-0,85)•150=0,15•150=22,5 кВт

3. Определяем мощность, затраченную на передвижение трак­тора:

Nпер= , кВт

4. Определяем силу, затраченную на передвижение:

Pƒ=0.07•8000•9.8=5480 Н.

5. Определяем действительную скорость движения трактора:

VД=V(I-δ)=7,5•(1-0.05)=7,5-0.95=7,1 км/ч.

Ne= =10,8 кВт.

6. Определяем мощность, затраченную на буксование:

Nбукс=Ne•ηтр•δ=150•0,85•0,05=6,3 кВт

7. Определяем мощность трактора на крюке:

Nкр=150-(22.5+10,8+6.3)= 110.4 кВт.

 

Проверка.

22,5+10.8+6.3+110,4=150 кВт

 

Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: