Особенности развития дох части бюджета в переходной экономике РБ




Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" фи­нансовых ресурсов, Т.е. усилением их централизации в госу­дарственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение последних нескольких лет соотношение госу­дарственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначитель­ными сдвигами в плане структурных реформ. К моменту приобретения РБ суверенитета доля консолидированного бюд­жета в ВВП составляла 32,4 %. В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993-1994 гг. составил соответственно 37,0% и 36,8 %. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюдже­та в ВВП снизился до 30 %, Т.е. на 6,8 пункта по сравнению с 1994 г., и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризовался некоторым ослаблением "налогового прес­са" и "дебюджетизацией" финансовых ресурсов. с 1993 по 1995 г. доля налогов в ВВП сократилась с 33 % до 24,1 %. В течение 1995-1996 гг. доля налога на прибыль в ВВП сократилась на 7,0 пунктов по сравнению с 1994 г., налога на добавленную стоимость - на 2,2 пункта, акцизов - на 0,4 пункта и дохо­дов от внешнеэкономической деятельности - на 1,6 пункта. Однако в дальнейшем в связи с изменениями в бюджет­но- налоговой политике вновь наблюдается усиление центра­лизaции финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно, доля на­логов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6 %. Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельнос­ти. В 1993 г. доля этих доходов составляла 2,6 % ВВП, в 1994 г. она увеличилась до 3,4 % ВВП, а в 1995 г. резко упа­ла до 1,7 %. В следующие два года доля доходов от внешне­экономической деятельности возрастала и достигла в 1997 г. 2,6 % ВВП, но в 1998-2001 гг. вновь падает до 1,8 % в ВВП. Необходимо отметить, что резкие скачки вызваны прежде всего незавершенностью процесса внешнеэкономической ли­берализации. Постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Так, начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюд­жета включаются средства пяти внебюджетных фондов, ко­торые, соответственно, получили название государственных целевых бюджетных фондов (статья 4 Закона): республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции и продовольствия; государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда; республиканского фонда охраны природы; республиканского фонда "Энергосбережение". По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7 % к уровню текущих и капи­тальных доходов. Доходы целевых бюджетных фондов соста­вили 15,7 % в общем объеме доходов консолидированного бюджета. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов сэз. Темпы роста отдельных доходных источников были различными. за период 1995-2001 гг. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавлен­ную стоимость вырос В 145 раз, акцизы - в 157, налоги с продаж - в 144 раза.

Характерным для бюджета явилось и то, что значительно медленнее росли налоги на собственность: они увеличились за период с 1995 по 1999 г. лишь в 15 раз (при росте доходов бюджета за соответству­ющий период - в 24 раза) и только в 2000-2001 гг. темпы Особен­но выросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за пользование природными ресурсами, госпошлины, налогов с на­селения, чрезвычайного налога. Чрезвычайно низкими, по сравнению с косвенными нало­гами, были темпы роста поступлений налога на прибыль и до­ходы. Вместе с тем значительно повысилась в доходах бюдже­та роль поступлений от внешнеэкономической деятельности. Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо пос­тоянства в соотношении отдельных видов налогов, что про­является в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильнос­ти налогового законодательства республики. почти 60,0 % в составе прямых налогов на доходы и.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: