Форма и режим проведения




Управление образования администрации Ростовского муниципального района

МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей

 

Программа утверждена на заседании

Педагогического совета Центра психолого-медико-социального сопровождения детей

Октября 2005 года

 

 

Тренинговые занятия

для учащихся 9 - 11 классов

«Хочу быть лидером»

 

 

Авторы программы:

 

Дувакина О.В., педагог-психолог ЦПМСС детей,

Дудакова Д.Н., педагог-психолог ЦПМСС детей

 

Ростов

Пояснительная записка

Развитие нашей страны сопряжено с множеством проблем, поэтому акцент делается на рост творческого и нравственного потенциала её граждан, развитие инициативы, активности и способностей. Эта проблема, на наш взгляд, является наиболее актуальной для современной школы тогда, когда упразднены основные детские общественные организации (пионерская, комсомольская), в которых учащиеся могли бы реализовать свой личностный творческий потенциал и попробовать себя в качестве лидера.

В старшем подростковом периоде и ранней юности происходит становление индивидуальности личности. В этом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечён подросток и которые могут быть организованы на групповой основе. Ещё большие возможности для ускоренного развития деловых качеств подростков и юношей открывает деятельность, специально организованная для развития данных качеств, а именно различные ролевые игры, - что и происходит в ходе тренинга. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, осознание своих трудностей в самореализации прежде всего нужна помощь старшеклассникам. Атмосфера тренинга – это только среда для развития детей, остальное же в их руках: самопроверка, самопознание и самовоспитание.

Цель

Развитие у учащихся лидерских качеств, позволяющих осуществить выбор в пользу активной жизненной позиции.

 

Задачи

1. Формирование у учащихся системы представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях.

2. Мотивирование учащихся на принятие активной жизненной позиции.

3. Формирование у учащихся навыков рефлексии, анализа собственного опыта поведения.

4. Осознание своей социальной роли и соответствия собственных личностных качеств уровню притязаний.

5. Приобретение навыков межличностного общения, необходимых лидеру.

6. Развитие ассертивности.

 

Ожидаемые результаты:

 

1. Адекватная система представлений учащихся о себе, соответствии своих личностных качеств образу лидера.

2. Наличие у учащихся навыков рефлексии.

3. Приобретение учащимися навыков межличностного общения.

4. Приобретение учащимися навыков уверенного поведения.

Форма и режим проведения

занятия проводятся в групповой форме;

количество детей – 12 – 15 человек;

продолжительность занятия – 3 часа;

общее количество занятий – 5.

Тематическое планирование занятий

Тема Количество часов
  Лидер – какой он?  
  Овладение навыками невербальной и вербальной коммуникации.  
  Тренировка навыков уверенного поведения.  
  Учись владеть собой.  
  Я могу быть лидером.  
  ИТОГО:  

 

Апробация

 

Данная программа была реализована на базе «Школы актива», действующей в Семибратовской средней школе Ростовского района в 2005-2006 учебном году.

Основанием для реализации данной программы была заявка администрации школы. Тренинговые занятия были включены в расписание «Школы актива», которая функционировала в период зимних и весенних школьных каникул. С учётом того, что тренинг проводился в каникулярное время, мы посчитали целесообразным увеличить продолжительность каждого занятия до 3 часов. В тренинге участвовали 2 группы – группа учащихся 9-х классов (14 человек) и группа учащихся 10-11-х классов (15 человек).

На заключительном занятии было проведено анкетирование участников для определения эффективности проведённого мероприятия. Результаты анкетирования представлены в таблице:

 

  Вопросы анкеты   Ответы учащихся 9-го класса  
1. Оцените полезность тренинга для Вас лично   Средний балл по группе - 9,5 (из 10 баллов)
2. Что больше всего понравилось? Различные игры – 80 % (12 человек) Отношение ведущих - 26 % (4 человека) Разыгрывать разные ситуации – 20 % (3 человека)
3. Что не понравилось?   Такого не было - 93 % (14 человек) Находиться в центре внимания - 7 % (1 человек)
4. Что было трудным?   Такого не было - 93 % (14 человек) Преодолеть себя - 7 % (1 человек)
5. Что было важным, значимым? Умение организовать других – 20 % (3 человека) Умение выступать – 13 % (2 человека) Попробовать свои силы – 7 % (1 человек) Приятно провести время с умными людьми – 7 % (1 человек)
6. Что нового о себе узнал? Вообще всё – 47 % (7 человек) Что я лидер – 26 % (4 человека) Я многое могу – 26 % (4 человека)

 

 

Показателем эффективности тренинга считаем также желание участников тренинга и администрации школы продолжение сотрудничества со специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения детей в реализации деятельности «Школы актива».

 

Список литературы

 

1. Алиева И. А., Гришанович Г. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь.

2. Зарецкая Л. В. Обучение через общение (интерактивные психолого-педагогические технологии в профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях): Учебно-методическое пособие для педагогов и психологов общеобразовательных учреждений / Под ред. Б. С. Братуся. – М., 2004.

3. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В. В. – М.: «Новая школа», 1994.

4. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

5. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006.

6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

7. Психология делового преуспевания. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.

8. Селевко Г. К., Назарова И. Г., Левина О. Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 1999.

9. Фоппель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: