Управление образования администрации Ростовского муниципального района
МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения детей
Программа утверждена на заседании
Педагогического совета Центра психолого-медико-социального сопровождения детей
Октября 2005 года
Тренинговые занятия
для учащихся 9 - 11 классов
«Хочу быть лидером»
Авторы программы:
Дувакина О.В., педагог-психолог ЦПМСС детей,
Дудакова Д.Н., педагог-психолог ЦПМСС детей
Ростов
Пояснительная записка
Развитие нашей страны сопряжено с множеством проблем, поэтому акцент делается на рост творческого и нравственного потенциала её граждан, развитие инициативы, активности и способностей. Эта проблема, на наш взгляд, является наиболее актуальной для современной школы тогда, когда упразднены основные детские общественные организации (пионерская, комсомольская), в которых учащиеся могли бы реализовать свой личностный творческий потенциал и попробовать себя в качестве лидера.
В старшем подростковом периоде и ранней юности происходит становление индивидуальности личности. В этом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечён подросток и которые могут быть организованы на групповой основе. Ещё большие возможности для ускоренного развития деловых качеств подростков и юношей открывает деятельность, специально организованная для развития данных качеств, а именно различные ролевые игры, - что и происходит в ходе тренинга. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, осознание своих трудностей в самореализации прежде всего нужна помощь старшеклассникам. Атмосфера тренинга – это только среда для развития детей, остальное же в их руках: самопроверка, самопознание и самовоспитание.
Цель
Развитие у учащихся лидерских качеств, позволяющих осуществить выбор в пользу активной жизненной позиции.
Задачи
1. Формирование у учащихся системы представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях.
2. Мотивирование учащихся на принятие активной жизненной позиции.
3. Формирование у учащихся навыков рефлексии, анализа собственного опыта поведения.
4. Осознание своей социальной роли и соответствия собственных личностных качеств уровню притязаний.
5. Приобретение навыков межличностного общения, необходимых лидеру.
6. Развитие ассертивности.
Ожидаемые результаты:
1. Адекватная система представлений учащихся о себе, соответствии своих личностных качеств образу лидера.
2. Наличие у учащихся навыков рефлексии.
3. Приобретение учащимися навыков межличностного общения.
4. Приобретение учащимися навыков уверенного поведения.
Форма и режим проведения
занятия проводятся в групповой форме;
количество детей – 12 – 15 человек;
продолжительность занятия – 3 часа;
общее количество занятий – 5.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Количество часов |
Лидер – какой он? | ||
Овладение навыками невербальной и вербальной коммуникации. | ||
Тренировка навыков уверенного поведения. | ||
Учись владеть собой. | ||
Я могу быть лидером. | ||
ИТОГО: |
Апробация
Данная программа была реализована на базе «Школы актива», действующей в Семибратовской средней школе Ростовского района в 2005-2006 учебном году.
Основанием для реализации данной программы была заявка администрации школы. Тренинговые занятия были включены в расписание «Школы актива», которая функционировала в период зимних и весенних школьных каникул. С учётом того, что тренинг проводился в каникулярное время, мы посчитали целесообразным увеличить продолжительность каждого занятия до 3 часов. В тренинге участвовали 2 группы – группа учащихся 9-х классов (14 человек) и группа учащихся 10-11-х классов (15 человек).
На заключительном занятии было проведено анкетирование участников для определения эффективности проведённого мероприятия. Результаты анкетирования представлены в таблице:
Вопросы анкеты | Ответы учащихся 9-го класса |
1. Оцените полезность тренинга для Вас лично | Средний балл по группе - 9,5 (из 10 баллов) |
2. Что больше всего понравилось? | Различные игры – 80 % (12 человек) Отношение ведущих - 26 % (4 человека) Разыгрывать разные ситуации – 20 % (3 человека) |
3. Что не понравилось? | Такого не было - 93 % (14 человек) Находиться в центре внимания - 7 % (1 человек) |
4. Что было трудным? | Такого не было - 93 % (14 человек) Преодолеть себя - 7 % (1 человек) |
5. Что было важным, значимым? | Умение организовать других – 20 % (3 человека) Умение выступать – 13 % (2 человека) Попробовать свои силы – 7 % (1 человек) Приятно провести время с умными людьми – 7 % (1 человек) |
6. Что нового о себе узнал? | Вообще всё – 47 % (7 человек) Что я лидер – 26 % (4 человека) Я многое могу – 26 % (4 человека) |
Показателем эффективности тренинга считаем также желание участников тренинга и администрации школы продолжение сотрудничества со специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения детей в реализации деятельности «Школы актива».
Список литературы
1. Алиева И. А., Гришанович Г. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь.
2. Зарецкая Л. В. Обучение через общение (интерактивные психолого-педагогические технологии в профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях): Учебно-методическое пособие для педагогов и психологов общеобразовательных учреждений / Под ред. Б. С. Братуся. – М., 2004.
3. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В. В. – М.: «Новая школа», 1994.
4. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
5. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006.
6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
7. Психология делового преуспевания. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
8. Селевко Г. К., Назарова И. Г., Левина О. Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 1999.
9. Фоппель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2006.