Социология управления
ПЛАН ОТВЕТА НА ВОПРОС № 1
Государство как важнейший институт управления
Николай Александрович Бердяев не раз в своих публикациях подчеркивал двойственную природу государства: с одной стороны, как говорил Н.А.Бердяев, «государство праведно изобличает грех законом, и начальствующий носит меч не напрасно», с другой – «государство само заражается грехом и делает зло». Что имел в виду Н.Бердяев, отмечая двойственную характеристику государства? Каково значение знания такой особенности государства в аспекте социологии управления?
1. Липина
- Введение: как звучит вопрос, почему такая двойственность, две линии взглядов на природу государства в социологии управления. Чем обуславливались взгляды на природу госудасртва;
- Точка зрения «Государство – зло»:
*аргументы Бердяева;
*аргументы Мора;
* цитаты Макьявелли;
* аргументы Сен-Симона.
- Вывод: что составляет зло государства. Переход к Кристине (гос-во как институт возникает при наличии объективной потребности в нем общества, независимо от воли отдельных лиц. Раз возникает в результате потребности – есть благо. Благо не может воплощать зло. Если бы это было так – такой институт бы исчез. Значит существует и другое начало государства? Не об этом ли говорит первая часть фразы Бердяева?) Слово Кристине.
2. Завьялова
- Точка зрения «Государство – благо»
Бердяев, говорил, что «государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно»
Существует также и противоположная точка зрения. Для нее характерно позитивное отношение к государству.
Сам Бердяев, говорил, что «государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно»
Данной точки зрения придерживались и другие многие ученые.
Например, Конфуций (изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства)
Государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели.
«Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе»
Это сопоставимо сейчас с тем, что государство удовлетворяет общественные потребности.
Также можно привести точку зрения, известного нам Гегеля:
«Государство представляет собой, идею разума, свободы и права»
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;
В отношениях между государствами как внешнее государственное право
Во всемирной истории.
В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанное на разделении властей.
Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства Гегель констатирует: реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
В своей теоретической разработке этих проблем Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.
Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.
Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п.
Разумное государство, представляет собой правовое государство, оно трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах.
Гегель восхваляет государство как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм принуждения и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.
Не менее известный мыслитель Ж.Ж. Руссо представлял свою позицию таким образом: