В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанное на разделении властей.




Социология управления

ПЛАН ОТВЕТА НА ВОПРОС № 1

Государство как важнейший институт управления

Николай Александрович Бердяев не раз в своих публикациях подчеркивал двойственную природу государства: с одной стороны, как говорил Н.А.Бердяев, «государство праведно изобличает грех законом, и начальствующий носит меч не напрасно», с другой – «государство само заражается грехом и делает зло». Что имел в виду Н.Бердяев, отмечая двойственную характеристику государства? Каково значение знания такой особенности государства в аспекте социологии управления?

1. Липина

- Введение: как звучит вопрос, почему такая двойственность, две линии взглядов на природу государства в социологии управления. Чем обуславливались взгляды на природу госудасртва;

- Точка зрения «Государство – зло»:

*аргументы Бердяева;

*аргументы Мора;

* цитаты Макьявелли;

* аргументы Сен-Симона.

- Вывод: что составляет зло государства. Переход к Кристине (гос-во как институт возникает при наличии объективной потребности в нем общества, независимо от воли отдельных лиц. Раз возникает в результате потребности – есть благо. Благо не может воплощать зло. Если бы это было так – такой институт бы исчез. Значит существует и другое начало государства? Не об этом ли говорит первая часть фразы Бердяева?) Слово Кристине.

 

2. Завьялова

- Точка зрения «Государство – благо»

Бердяев, говорил, что «государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно»

 

Существует также и противоположная точка зрения. Для нее характерно позитивное отношение к государству.

Сам Бердяев, говорил, что «государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно»

Данной точки зрения придерживались и другие многие ученые.

Например, Конфуций (изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства)

Государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели.

«Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе»

Это сопоставимо сейчас с тем, что государство удовлетворяет общественные потребности.

Также можно привести точку зрения, известного нам Гегеля:

«Государство представляет собой, идею разума, свободы и права»

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

В отношениях между государствами как внешнее государственное право

Во всемирной истории.

В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанное на разделении властей.


Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует: реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

 

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

В своей теоретической разработке этих проблем Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.

Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п.

Разумное государство, представляет собой правовое государство, оно трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах.

Гегель восхваляет государство как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм принуждения и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

Не менее известный мыслитель Ж.Ж. Руссо представлял свою позицию таким образом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: