урока по истории Беларуси в 5А классе




ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема: Завоевание Римом Италии

Цели урока: показать начальный этап становления мировой державы; познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока:галлы, легион, легионер, центурион;продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: История древнего мира часть 2, 5 класс учреждений общ.сред. образования с рус. яз. обучения /В. С.Кошелева; доска, мел; карта «Завоевание Римом Италии».

Оформление доски:

Даты: IV век до н. э. Понятия:: галлы, легион, легионер, центурион Дата тема: Завоевание Римом Италии План: 1. Воины Рима с соседними племенами. 2. Нашествие галлов на Рим. 3. Война с Пирром.   Имена: царь Пирр, Марк Фурий Камилл; Д/з: § 19, вопросы после параграфа 1,3,4; 2 вопрос всем (выборочно соберу тетради) стр. 75-76

 

Этапы урока Работа учителя Работа учеников
1.Организационный момент (2 мин) 1.Приветствие 2. Проверка наличия учащихся в классе с отметкой отсутствующих в журнале.  
2.Проверка домашнего задания (10 мин) Фронтальный опрос::
  1. Когда и где возник город Рим?
  2. Кто стал основателем Рима?
  3. Кто был последним Римским правителем?
  4. Дата установления республиканской формы правления в Риме?
  5. Когда употреблялось слово «вето»? что оно означало?
  6. Назовите три основных признака римского гражданин?
  7. Какую пользу принесли Законы 12 таблиц плебеям?
Тест: 1. Как назывался главный государственный орган у римлян? А) Парламент Б) Сенат В) Синод Г) Ассамблея 2. Кем был основан город Рим? А) Братьями Ромулом и Ремом Б) Гаем Юлием Цезарем В) Октавианом Августом 3. Как звали главного бога римлян? А) Меркурий Б) Юпитер В) Ра Г) Осирис Д) Нептун. 4. Как назывался римский офицер? А) Лесимах Б) Агетирай В) Центурион Г) Легионер Д) Велит. 5. Как звали полководца карфагенян, который некоторое время успешно воевал с Римом, но впоследствии проиграл в битве при Заме? А) Гасдрубал Б) Пирр В) Ганнибал Г) Леонид Д) Бренн 6. Как назывался статус подчинённой Риму территории? А) Контрибуция Б) Контуберния В) Провинция Г) Округ Д) Район 7. Как назывались поместья богатых римлян? А) Дача Б) Фазенда В) Вилла Г) Ранчо. 8. Как звали 1 древнеримского императора? А) Гай Юлий Цезарь Б) Гай Октавиан Август В) Публий Корнелий Сципион 9. Как назывались римские солдаты? А) Гоплиты Б) Варвары В) Легионеры Г) Пуниты 10. На скольких холмах расположен Рим? А) на 5 холмах Б) на 7 холмах В) на 9 холмах Г) на 12 холмах Кроссворд
Ученики отвечают: 1.753 г до н.э., на Апеннинском полуострове. 2. Ромул 3. Тарквиний Гордый 4. 509 г. до н. э. 5. когда нужно было отменить распоряжения консулов и сената; «Я запрещаю» 6.владение участком земли, участие в управлении го-вом и защита родины. 7.защищали личность и собственность, с помощью суда решались вопросы.   1. А 2. А 3. Б 4. В 5. В 6. В. 7. Б 8. Б 9. В 10. б  
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 мин) 1.Вводное слово: Таким образом мы с вами повторили тему “Ранняя Римская республика”, а теперь переходим к изучению темы «Завоевание Римом Италии». 1.Тему записывают в тетрадь
4.Сообщение нового материала (25 мин) 1. Воины Рима с соседними племенами Около ста лет воевали римляне с богатейшим этрусским городом по имени Вейи, который располагался недалеко от римской границы. Вейяне нападали на заречные земли Рима, разоряя поля и угоняя скот. Перед тем, как узнать о победоносных действиях римских воинов, давайте узнаем немного фактов о римской армии. (Даю карточки пару ученикам, которые зачитают о римской армии.) Последняя ожесточенная война с Вейями началась в конце V в. до н.э. и затянулась на целых 10 лет. В конце концов римляне поставили во главе своего войска диктатора. На эту должность был избран Марк Фурий Камилл — доблестный патриций, лучший полководец тех лет. По приказу диктатора римляне провели подкоп под стены осажденного города и таким образом захватили его, устроив нападение изнутри и снаружи. Победа над Вейями принесла Камиллу великую славу Запись в тетрадь: Легион – крупная войсковая единица в Древнем Риме. Центурион – офицер, командир. Легионер – воин легиона. Галлы - племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V в. до н. э. до римского периода. 2. Нашествие галлов на Рим. В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза. - Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы). В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима. Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов. -Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? Откройте стр. 74 – 75 и прочитайте про то как «Гуси Рим спасли», а затем кто-нибудь перескажет эту историю. Т.о.,благодаря гусям римляне смогли не только выжить, но и дать отпор своим врагам.Сразу после выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии. 3. Война с Пирром. Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру.(заострить внимание детей на бюст царя, стр 75) В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу! Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. И лишь только в275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров. Т.о.мы с вами разобрали подробно этапы завоевания Римом всей территории Италии. А сейчас закрепим наш пройденный материал вопросами.         1.ученики читают с карточек     2. открывают тетради и записывают понятия   3. отвечают   4. раздумывают и предполагают 5. открывают стр 74-75 и читают     6. рассматривают греческого царя Пирра  
     
8.Закрепление материала (6 мин) 1. Кто такие галлы? 2. Из-за каких событий возникло выражение «Гуси Рим спасли»? 3. Что вызвало постоянные войны Рима с соседними племенами? 4. Кто такой «легионер» и «центурион»? Как вы думаете чем они отличались? 5. На ленте времени отметьте: год основания Рима, год осады Вечного города галлами, год разгрома войск Пирра.   7.Ученики отвечают на вопросы: 1. галлы - племена кельтской группы, жившие на территории Галлии 2. отвечают 3. отвечают 1 абзац стр 73 4. отвечают 5. Рисуют ленту времени и отмечают
9.Домашнее задание (1 мин) § 19, вопросы после параграфа 1,3,4; вопрос 2 всем (но тетради взять выборочно)ст. 75 – 76.  
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: