№
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Содержание
|
| Русская литература в контексте искусства и культуры
|
1.
| Литература и культура Древней Руси: система жанров в искусстве и литературе.
| Древнерусская литература
-Литература Древней Руси. Возникновение, общая характеристика, своеобразие, периодизация.
-Древнейшее летописание. «Повесть временных лет», время и причины написания. Стиль монументального историзма в летописи. Литературный этикет в летописи.
-Торжественное и учительное красноречие.
|
2.
| Литература и культура 18 в.
| Своеобразие классицизма в России.
- В.К. Тредиаковский. «Езда в остров Любви» как выражение новых взглядов на литературу. Реформа стихосложения в «Новом и кратком способе…». Поэзия Тредиаковского: пейзажная лирика, оды, идиллия, басни. Героическая поэма «Телемахида».
- М.В. Ломоносов. Продолжение стихотворной реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Основные темы, образы од Ломоносова. Поэма «Пётр Великий». Теория «Трёх штилей».
|
3.
| Романтизм в русской литературе, искусстве, культуре. Поэзия пушкинской эпохи.
| -Общая характеристика литературы и культуры первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса».
|
4.
| Творчество А.С. Пушкина в контексте искусства и культуры.
| Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.
-Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина.
|
5.
| Литературный процесс 1850-1875-х гг. XIX века в контексте развития искусства и культуры.
| Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика. Изменение общественной и литературной атмосферы в России после европейской революционной волны 1848 года и начала «мрачного семилетия» николаевского царствования. Смерть Белинского и кризис в рядах русских западников, отказ от идеологии социального критицизма и обличительного пафоса в художественном творчестве, интерес к вечным ценностям бытия в противовес исторической и политической злободневности.
|
6.
| Творчество Ф.М. Достоевского и его влияние на мировую культуру и художественное сознание.
| Творчество Ф.М. Достоевского.
Повести конца 1840-х годов: «Двойник», «Белые ночи» и др. Тема «двойничества», особенности ее развития и трактовки у Достоевского. Образ Петербурга в восприятии и изображении писателя. Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х годов.
1860-е годы в жизни и творчестве Достоевского. Общественно-политическая позиция, публицистическая и редакторская работа в журналах «Время», «Эпоха», «Почвенничество». Осмысление и изображение заграничных впечатлений. «Зимние заметки о летних впечатлениях». Появление апокалипсической образности.
«Записки из подполья». Полемика с идеями Чернышевского. Глубокий трагизм «подпольного человека». Традиции мемуарных и эпистолярных жанров в творчестве Достоевского, их идейно-эстетическая функция.
|
7.
| Н.С. Лесков и тенденции развития русской культуры.
| Творчество Н.С. Лескова. Самобытный характер творчества писателя, основные вехи творческой биографии. Антинигилистические романы Лескова «Некуда», «На ножах». Их сходство с другими антинигилистическими романами и отличие от них. Символический смысл названия, образы Лизы Бахаревой, Райнера, Ванскок, Розанова.
|
8.
| Л.Н. Толстой в контекстах мировой философии и культуры.
| Творчество Л.Н. Толстого. Основные этапы творческой биографии писателя. Кавказская тема в ранних произведениях Толстого: «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». Традиции натуральной школы. Функция традиций мемуаристики в произведениях писателя раннего периода.
«Севастопольские рассказы» - правдивое изображение войны и дневник севастопольского офицера. Реализм произведений, цикличность. Идейно-тематическое единство и проблематика. Особенности выражения авторской позиции в цикле.
Тематика и проблематика произведений: «Три смерти», «Два гусара», «Альберт». Отражение европейских впечатлений в рассказе «Люцерн». Значение романа «Семейное счастье» для развития идейно-тематического своеобразия и своеобразия формы толстовских романов. творческие и идейные поиски толстого. Работа в качестве мирового посредника. Яснополянская школа. Педагогические идеи и статьи Толстого.
|
9.
| Творчество А.П. Чехова и мировая художественная культура.
| Творчество А.П. Чехова. Эстетика Чехова и ее новаторский характер. «Новая русская форма» и ее влияние на мировую литературу. Многообразие философско-психологической проблематики «Скучной истории», тема переоценки жизненных ценностей и поисков «общей идеи» в повести. Принцип «равнораспределенности в конфликтах» и уравнивания позиций идеологических и психологических оппонентов как особенность художественного объективизма Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Проблема «настоящей правды» и путей ее достижения в повести «Дуэль», сюжеты и темы русской классической литературы в повести. Социальные и философские аспекты повести «Палата № 6», тема безумия в повести. Конфликт обыденного и идеального в повести «Черный монах». роль фантастического начала в повести. Тема социального и экзистенциального одиночества человека у Чехова («Тоска», «Моя жизнь» и др.). Проблема «незавершенности» и «открытых финалов» чеховских рассказов. Психологическая, символическая, «импрессионистическая», «случайная» деталь у Чехова. Музыкальность и поэтичность чеховского стиля.
|
10.
| Литература и культура рубежа XIX-XX вв.
| Литература рубежа веков. Духовная жизнь России, и ее социальные противоречия. Традиции и новаторство. Подъем культуры на рубеже веков.
-Основные литературные направления. Критический реализм. Зарождение социалистического реализма. Пролетарская культура. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Эстетические программы. Основные направления. Литература и философия. Влияние идей марксизма. Философские воззрения Фридриха Ницше. Владимир Соловьев.
Кризис «передвижничества», «русские импрессионисты» (К.А.Коровин). Новые тенденции в музыкальной и театральной культуре (А.Г.Рубинштейн, А.Н.Скрябин). Принципы «художественного универсализма» и «синтеза искусств», их эффективность в попытках создания нового «большого стиля». Пути преодоления провинциализма русской культуры. Всемирные культурные истоки ренессансного подъема русской культуры на рубеже веков.
|
12.
| Основные тенденции в русской литературе второй половины ХХ в.
| Своеобразие русской литературы ХХ века. Социокультурная ситуация и литература.
-Неоклассическая проза. Стилевые течения.
Художественно-публицистическая проза. «Неопочвенники» и «демократы». «Жестокий реализм». Философские проблемы. Религиозная тема. Миф в реалистической прозе.
|