УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ




Таможенное дело во всех его проявлениях — институт, организа­ция (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал, — представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий: таможенное дело необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими система­ми. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины про­блем, возникающих в системе, источники и направления их развития. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом несь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

К настоящему времени известен достаточно широкий спектр под­ходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и прак­тики управления. Представляется наиболее целесообразно опереться на наиболее актуальную методологическую базу, вариативно исполь­зуя ее в зависимости от особенностей таможенной системы, уровня и характера решаемых проблем.

В последние годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее время целостно-люлюционный (когнитивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных орга­нов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функ­ций и технологических функций — бизнес-процессов.

Системный подход представляет таможенную систему как совокуп­ность взаимозависимых элементов, таких как кадры, структура, зада­чи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управ­ленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует Оолыиое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, кото­рый более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный подход, — это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции целостности таможенной системы в условиях изменений.

Методологические подходы достаточно подробно рассмотрены и рамках дисциплины «Таможенный менеджмент».

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие воз­можности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне ее представления: институциональном, организацион­ном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности. Роль интегратора выполняет це­лое пю-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.

В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие — направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, а ло­кальные — используются преимущественно в системах текущего опе­ративного управления.

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе приме­няются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет госу­дарства. К ним относятся организационно-распорядительные и пра­вовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психоло­гические, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономи­ческой системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отно­шения, правовые акты.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют харак­тер и содержание отношений, в которые они вступают с другими ор­ганизациями.

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения — это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу РФ.

Выделяются две группы таможенных правоотношений — первич­ные и вторичные.

Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регу­лирования через таможенную границу опосредованно, т. е. отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, в связи с ликвидацией склада и др.

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов ре­гламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некото­рых других законодательств.

Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных орга­нах таких функций управления, как организация и регулирование, — с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые вклю­чают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в тамо­женных органах, как военизированных и правоохранительных, состо­ят в том, что они выражают прямое директивное воздействие на си­стему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нормативных и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Ведущее место отводится методам организационно­го воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организацион­ного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключает­ся н разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характе­ра, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, опре­деляющие и устанавливающие внутренний порядок работы, органи­зационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регла­ментирование, осуществляемое штатными расписаниями и должност­ными инструкциями.

Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководите­лей таможенных органов его недооценивают, требования руководства и коллегии ФТС по этим вопросам зачастую выполняются не полностью.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воз­действия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соот­носительности и др.

Организационное нормирование определяет пути и порядок вы­полнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе, поэтому более чет­кому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководи­телей всех рангов его более интенсивного внедрения.

Таким импульсом могло бы стать усиление контроля.

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информа­ционной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управле­ния являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисци­плинарных требований и ответственности. Выделяют личную, кол­лективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому су­ществует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности тамо­женных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисципли­нированность, добросовестность, психологический климат в коллек­тиве и др.

Социально-психологические методы управления представляют со­бой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формиро­вания и развития коллектива, на социальные процессы, проистекаю­щие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всесторонне­го гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального меха­низма, действующего в коллективе, в состав которого входят нефор­мальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений и коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психо­логические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, пси­хологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-матема­тическим — неформализованные, слабоформализованные и формали­зованные методы.

Таким образом, совершенствование методологии использования и управлении таможенными органами методов управления представ­ляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повы­шения эффективности системы управления таможенной деятельно­стью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: