Тестовое задание 2. (задание на восстановление соответствия между проблемами эффективного развития крестьянских хозяйств и путями их решения).




Проблемы: Пути решения:
1. Нерешенность вопросов внешней среды (снабжения, сбыта и т.д.). 2. Малоземелье, малые объемы производства, а соответственно и низкая эффективность производства. 3. Диспаритет цен, недостаточная поддержка и регулирование со стороны государства; 4. Отсутствие обоснованных подходов к созданию крестьянских хозяйств, его рациональной внутренней структуры (оптимального размера, специализации, диверсификации и т. д.); а) оптимизация размеров крестьянских хозяйств, прежде всего, на основе аренды земли;   б) подготовка и переподготовка фермеров, а также увеличение доходов крестьянских хозяйств за счет диверсификации;   в) обеспечение эквивалентного обмена и выплата субсидий;   г) кооперация крестьянских хозяйств, с целью создания потребительских кооперативов

Контрольные вопросы

1. Назовите коммерческие и некоммерческие организационно-правовые формы в АПК.

2. Дайте определение К(Ф)Х, назовите его преимущества и оцените значение?

3. Назовите сущность диверсификации производства и её роль в повышении эффективности деятельности К(Ф)Х?

 

ТЕМА 12. Ресурсный потенциал и организация его использования в сельскохозяйственных организациях.

Вопросы:

1. Формирование земельной территории и организация использования земли.

2.Формирование и организация использования средств производства и рабочей силы основного и обслуживающего производств.

1. Изучение вопросов целесообразно начинать с проработки курса лекций. Рассмотреть основные понятия: ресурсный потенциал, элементы ресурсного потенциала. Следует уяснить, что ресурсы, как правило, ограничены, и чтобы обеспечить эффективность их использования необходимо: иметь оптимальное их количество; обеспечить сбалансированность между ними; организовать рациональное, эффективное использование каждого из них.

Сельскохозяйственные предприятия располагают определенным количеством земель, основная часть которых приходится на сельскохозяйственные угодия. Сельскохозяйственные угодия включают: пашню, сенокосы, пастбища, залеж, многолетние насаждения.

В результате проводимых реформ более 70% сельскохозяйственных угодий находится в частной собственности (в паях). Однако это не привело к ожидаемым

результатам. Наоборот появились дополнительные проблемы: с выделением земельных долей в натуре; имеет место вывод земель из сельскохозяйственного оборота; часть пашни не обрабатывается, происходит деградация земель, снижение гумуса, эрозия почв, заболачиваемость. В результате земельные ресурсы используются недостаточно эффективно.

Следует обратить внимание на основные факторы, обеспечивающие рациональное, эффективное использование сельскохозяйственных угодий. Необходимо: обеспечить должный уровень господдержки сельского хозяйства; побудить сельхозтоваропроизводителей к рациональному использованию земель (платность - земельный налог, аренда); организовать рациональное использование земель и их охрану (землеустройство-межевание, трансформацию, рекультивацию и т.д.); обоснованно подходить к обороту сельскохозяйственных земель и регулированию земельных отношений. Для этого необходим Земельный кадастр, мониторинг земли. Земельный кадастр – это система необходимых сведений и документов о распределении земель по собственникам, категориям земель, качественной её оценке. Мониторинг земель- система наблюдений и постоянное отслеживание состояния земельного фонда, выявление, предупреждение и устранение негативных последствий.

2. Просмотреть литературу отражающую состояние ресурсного потенциала и прежде всего МТБ, так как за годы реформ МТБ сельскохозяйственных предприятий разрушена. Вместе с тем не обеспечивается эффективность использования основных средств. Рассмотреть пути, обеспечивающие обновление и эффективность использования основных средств:

- обновить МТП, используя, прежде всего, лизинг;

- рационально использовать технику: правильно определять потребность в технике, удлинять продолжительность работы техники в течение года, повышать сменную выработку, сокращать холостые пробеги автотранспорта и повышать коэффициент использования грузоподъемности.

Учитывая, что существенным элементом ресурсного потенциала являются трудовые ресурсы, целесообразно изучить мероприятия, способствующие эффективному использованию трудовых ресурсов:

- поддержание определенных пропорций между средствами производства, наличием кадров и уровнем их квалификации.

- внедрение прогрессивных форм организации и нормирования труда.

-совершенствование материального стимулирования.

- создание благоприятных социально-бытовых условий сельским жителям.

Материал для самоконтроля:

Тестовое задание 1. (задание в виде дополнения):

_________________-совокупность земельных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которыми обладает сельскохозяйственное предприятие (организация).

Тестовое задание 2. (задание в виде дополнения):

В условиях сложившегося экономического состояния большинства сельскохозяйственных предприятий (отсутствие средств на приобретение техники), одним из главных путей их технического перевооружения является _________________

Контрольные вопросы

1. В чем необходимость и сущность стратегии ресурсосбережения?

2. Сущность и цель воспроизводства основных средств и источники его финансирования.

3. Обоснуйте необходимость лизинга, его сущность, достоинства и недостатки.

4. Изложите сущность инновационного развития и его роль в обеспечении продовольственной безопасности.

 

ТЕМА 13. Специализация, сочетание отраслей, концентрация производства. Система ведения агропромышленного производства

1. Экономическая сущность и основные принципы построения системы ведения агропромышленного производства.

При изучении вопросов, вначале целесообразно проработать курс лекций, рассмотреть основные понятия. Сущность специализации как формы общественного разделения труда. Формы специализации по отраслевому признаку и по объекту специализации. Как определяется специализация (направление) предприятия. Специализация (направление) предприятия определяется по структуре товарной продукции.Важно изучить деление отраслей сельскохозяйственного производства по экономическому значению,совокупность которых позволяет более рационально использовать технику оборудование и рабочую силу, а также более равномерно в течение года обеспечивать поступление денежных средств. Рассмотреть сущность концентрации, показатели размера предприятия и его подразделений.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, когда остро стоит вопрос о сохранении продовольственной независимости, вызывает необходимость разработки новых путей вывода сельского хозяйства и сферы его обслуживания из кризиса. Основой системы ведения является рассмотрение её как целостной структуры, имеющей организационно-экономические, технически и технологические связи с другими отраслями национальной экономики. Стратегической системой является отрасли агропромышленного комплекса и его главное звено – сельское хозяйство, которое и определяет продовольственную безопасность страны. Система веденияагропромышленного производства должна основываться на целостности, учете интересов отдельных организаций, развитии отраслей АПК. Основные принципы построения рациональной системы ведения следующие: целостность или комплексность; сбалансированность; динамичность; интегрированность; структурность; иерархичность; согласованность интересов.

При разработке системы веденияагропромышленного производства целесообразно использовать концепцию «дерева целей», которая предусматривает определение проблемы на основе системного анализа, установление очередности решения задач.

В ходе изучения вопроса, целесообразно уяснить понятие системы ведения, основные принципы её построения и элементы составляющие систему ведения. Система ведения - совокупность социально - экономических, организационных, технических и технологических принципов построения и ведения производства для конкретных условий с целью удовлетворения потребности в сельскохозяйственных продуктах. Основные принципы построения рациональной системы ведения: целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь и соотношение элементов, множественность. При рассмотрении основных элементов составляющих систему ведения, целесообразно более подробно изучить систему животноводства систему растениеводства, а также понятие производственной структуры и ее виды.

Материал для самоконтроля:

Тестовое задание 1. (задание в виде дополнения):

__________________ - форма общественного разделения труда, выражающаяся в преимущественном развитии одной (главной) или нескольких взаимосвязанных отраслей (видов продукции) и создании условий для их развития.

Тестовое задание 2 Определить специализацию (направление) сельскохозяйственного предприятия, если за последние 3 года в нем сложилась следующая структура товарной продукции.

1) Первое предприятие:зерно - 7%;картофель -6%; овощи открыт и закрытого грунта -42%;молоко - 30%;мясо к.р.с. -15%.

2) Второе предприятие зерно – 18%; молоко – 28 %; мясо к.р.с. – 41 %; прочая продукция – 13%


Тестовое задание 3. Отрасли сельскохозяйственного производства, подразделяемые по экономическому значению (выбирается четыре правильных из предложенных вариантов ответов).

а) Подсобные промышленные производства;

б) Обслуживающие (вспомогательные); в) Животноводческие;

г) Основные; д) Дополнительные; е) Растениеводческие.

Тестовое задание 4. (задание на восстановление соответствия). Факторы, способствующие, т.е. отражающие преимущества специализации и сдерживающие специализацию:

1.Способствующие углублению специализации 2.Сдерживающие углубление специализации а) Рациональное использование имеющихся ресурсов в течение года. б) Совершенствование техники и технологии. в) Рациональное управление, маркетинг, сбыт ит. д. г) Снижение затрат на производство продукции д) Обеспечение экономической устойчивости предприятия (снижение риска). е) Применение севооборотов и использование побочной продукции.

Тестовое задание 5. Основные элементы системы животноводства в системе ведения сельского хозяйства (выбирается четыре правильных из предложенных вариантов ответов).

а) Материально-техническое обеспечение;

б) Состав и соотношение отдельных отраслей;

в) Экономическая эффективность;

г) Технологические мероприятия;

д) Организационные мероприятия;

е) Обслуживающие и подсобные производства.

Тестовое задание 6. (задание в виде дополнения):

________________ - совокупность социально - экономических, организационных, технических и технологических принципов построения и ведения производства для конкретных условий с целью удовлетворения потребности в сельскохозяйственных продуктах.

 


Тестовое задание 7. (задание на восстановление соответствия). Укажите условия, при которых наиболее приемлемы различные производственные структуры:

1. Отделенческая 2. Цеховая 3. Комбинированная а) когда во многоотраслевых предприятиях, с одной стороны существуют удаленные от центральной усадьбы подразделения, а с другой имеются специализированные производства.
б) когда существуютцентрализованные службы и производственные подразделения. Данная структура характерна для крупных многоотраслевых предприятий с разбросанной территорией.
в) когда внутрихозяйственные подразделения производящие однородную продукцию или услуги, независимо от территориального расположения объединены. Применяется чаще всего в условиях высокого уровня специализации, компактности территории, надежности средств связи, дорог и в условиях высокого уровня квалификации специалистов и бригадиров.

Тестовое задание 8. (задание в виде дополнения):

________________ - процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы, с целью увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность специализации, её формы по различным признакам?

2. Изложите сущность концентрации и показатели, характеризующие размер предприятия (организации).

3. Что понимается под системой ведения сельского хозяйства и что включает система растениеводства и животноводства?


ТЕМА 14. Планирование и прогнозирование деятельности сельскохозяйственной организации.

1. 1. Сущность и необходимость планирования и прогнозирования; принципы и методы; директивное и индикативное, стратегическое и тактическое планирование.

Изучение вопросов целесообразно начинать с проработки курса лекций. Рассмотреть основные понятия: прогнозирование, планирование. Основные формы планирования: директивное, индикативное. Кроме того необходимо рассмотреть методологию планирования как систему подходов, принципов, методов, а также логику планирования.

Принципы внутрихозяйственного планирования основные: принцип системности, целесообразности, оптимальности, адекватности и гибкости, непрерывности. Кроме того,при планировании целесообразно задействовать такие принципы, как: социальная ориентация, сочетание отраслевого и регионального аспектов

Методы планирования и система планирования, котораяклассифицируется следующим образом:

1. По содержанию различают: стратегическое и тактическое планирование

2. По сроку, на который составлен план, и степени детализации плановых расчетов различают: перспективное, годовое и оперативное планирование.

Материал для самоконтроля:

Тестовое задание 1. Методы планирования (выбирается пять правильных из предложенных вариантов ответов).

а) Расчетно-конструктивный (вариантный); б) Статистико-экономический; в) Нормативно-ресурсный; г) Монографический; д) Программно-целевой; е) Экономическо-математический; ж) Балансовый.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: