Закономерности и принципы обучения.




Вопросы к дифференцированному зачету.

Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса.

Происхождение воспитания. Понятие воспитания. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Воспитание как фактор социализации личности. Воспитание как управление развитием личности. Воспитание как средство трансляции культуры. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цели и задачи воспитания. Особенности воспитательного процесса. Противоречия как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика и структура воспитательного процесса. Понятие о самовоспитании и перевоспитании, их сущность и цели.

Закономерности и принципы воспитания.

Сущность понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания». Основные закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания, их историко-педагогический анализ. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания. Характеристика традиционных принципов: персонификации, природосообразности, культуросообразности, гуманизации, дифференциации и др. Современные («новые») принципы воспитания.

Система форм и методов воспитания.

Понятие о формах воспитания, их классификация. Факторы, влияющие на выбор форм воспитания. Методы воспитания, их классификация. Понятие о приемах воспитания. Взаимосвязь между методами и приемами воспитания. Характеристика основных групп методов воспитания. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

Понятие о коллективе, его признаки и функции. Значение коллектива для человека. Типология коллективов. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом. Педагогическое руководство коллективом. Самоуправление в детском коллективе. Теории воспитания личности в коллективе А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой и др. (по выбору).

Содержание воспитания в современной школе. Основные направления воспитания.

Понятие о содержании воспитания. Характеристика различных подходов к структуризации содержания воспитания (традиционный подход, формирование базовой культуры личности, ценностные отношения как содержание воспитания и др.). Направления современного воспитания. Содержание воспитания по направлениям (нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, физическое, умственное воспитание).

Воспитательная деятельность классного руководителя.

Понятие о классном руководстве. Специфика внеклассной воспитательной работы, ее функции, содержание. Цели и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Направления деятельности классного руководителя. Классный руководитель и педагогический коллектив. Анализ и планирование работы классного руководителя. Час классного руководителя: подготовка и проведение. Работа классного руководителя по изучению обучающихся и индивидуальная работа с ними. Работа классного руководителя по повышению уровня успеваемости и воспитанности учащихся. Создание детского коллектива и его сплочение. Взаимодействие классного руководителя и семьи учащегося.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Понятие о содержании образования. Традиционные и новые подходы к формированию содержания образования. Исторический характер содержания образования. Теории формирования содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования в современной российской школе. Федеральные государственные образовательные стандарты. Учебные планы, их виды и характеристика. Учебные программы, их виды, способы построения и структура. Учебная литература.

Обучение в целостном педагогическом процессе.

Понятие об обучении. Сущность обучения.Двусторонний характер процесса обучения (преподавание и учение). Цель и задачи обучения. Структура процесса обучения. Характеристика компонентов процесса обучения. Функции обучения. Методологические основы обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Закономерности и принципы обучения.

Понятие о закономерностях обучения. Основные закономерности процесса обучения. Понятие о принципе обучения. Система принципов обучения. Характеристика традиционных принципов обучения: научности, доступности, сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, учета возрастных и индивидуальных особенностей, воспитывающего обучения. Современные («новые») принципы обучения. Соотношение принципов и правил обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: