Основные признаки
- Длительность
- Системность
- Устойчивость
- Самовозобновляемость
- Широта социальных связей
- Характер отношений:
Сотрудничество
• Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон
• Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнерства, дружбы.
• Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.
Соперничество Социальный конфликт
• Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника
• Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели
В зависимости от состава участников социальные отношения подразделяются на следующие виды.
Социально-групповые -Отношения между классами, социальными слоями и др.
Социально-демографические -Отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами и др.
Социально-этнические -Отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.
Социально-профессиональные- Отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями
Межличностные- Отношения человека с окружающими его людьми
Социальная политика- деятельность гос-ва, полит.партий,общ.движений в соц.сфере жизни общества
Цели С.П.: гарантировать права и свободы, стабильное развитие общества(эконом., демографическое,снижение смертности,рост тр.занятости)
Направления СП: установление мин.з/п, охрана труда и здоровья, гос.поддержка семьи, материнства, инвалидов, пожилых; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, установление гос.пенсий и пособий.
Социальное гос-во- это государство, которое берет на себя обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, соответствующем его возможностям.
Статья 7 Конституции РФ характеризует Россию как социальное государство, подчеркивая тем самым приоритетность защиты основных социальных прав своих граждан.
Уровень жизни, образования, квалификации работников, здоровье населения, состояние науки и искусства становятся условиями, определяющими темпы и качество экономического роста. Это обусловливает возрастающую роль социальной политики в обеспечении прогресса современного общества.
Основные принципы соц.политики РФ:
- Избавление государства от функции монопольного производителя социальных услуг
- Переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию Формирование рынка социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей
- Дифференциация (от лат. differentia — различие) социальной сферы по формам собственности, условиям предоставления услуг
- Переход от социальной помощи, предоставляемой различным категориям населения, к адресной, осуществляемой на основе заявительного принципа
- Регионализация и муниципализация социальной политики: учет разнообразия условий жизни в различных регионах страны
Хар-ка соц.отношений в совр.России (по сравнению с СССР):
- появление новых социальных групп(Фермеры, предприниматели, банкиры и т.д.)
- Усложнение социальной структуры общества
- Изменение положения традиционных социальных групп
- Расслоение рабочего класса: одни работают на современном наукоемком производстве, другие — на устаревшем оборудовании предприятий «вчерашнего дня»
- Зависимость сельского жителя от приусадебного участка, который дает существенную часть товарного сельскохозяйственного продукта
- Падение социального статуса интеллигенции; уход из сферы умственного труда; «утечка мозгов»
- Криминализация части молодежи
- Социальная неустойчивость общества
- Расслоение общества на богатых и бедных
- Большая миграция населения
Социальная неустойчивость современного российского общества обусловлена его расслоением (растущая дифференциация доходов населения), а также большой миграцией (переселение) населения.
Т. О., в социальной сфере имеется немало проблем, разрешение которых требует продуманной социальной политики.
Социальная стратификация - расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства (гл. - эконом. фактор(доходы) + псих, духовный фактор, образование, влияние на политику).
Исторически типы социальной стратификации:
Рабство (форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах, человек может быть лишён всех прав и свобод, сам являться собственностью другого человека);
Касты (закрепление человека за определённой стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Место человека в структуре общества определялось исключительно рождением. Социальная мобильность отсутствует. Жёсткая регламентация жизни каждой страты)
Сословия (юридическое закрепление человека за определённой стратой, принадлежность к определённой страте передавалась по наследству, но могла быть и дарована властью либо приобретена за деньги);
Классы (отсутствует закрепление индивида за определённой стратой, высокий уровень социальной мобильности. Главным критерием стратификации является доступ к средствам производства и способ распределения доходов).
В современной социологии наиболее распространёнными являются стратификационный подход.
Страта - общность, объединенная к-л общим социальным признаком
Главные критерии стратификации: доход, власть, образование и престиж.
Открытое общество - общество с высокой социальной мобильностью.
Закрытое общество - общество с низкой мобильностью.
Социальная дифференциация - разделение на различные группы.
Соц.неравенство - неравномерное распределение ресурсов общества(деньги, власть, образование) между разными слоями населения
Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина.
Социальные нормы (правила поведения)
Признаки: формируются в процессе ист.развития, общие правила, объективный хар-р
Виды С.Н.: писанные и неписанные
обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, этикет, политические,религиозные
функции С.Н.: регулирующая, прогностическая, ориентирующая
Социальный контроль - механизм регулирования отношений между человеком и обществом с целью укрепления стабильности общества
1)санкции- реакция общества на поведение человека или группы.
Виды: формальные позитивные(премия за хор.работу) и негативные(выговор); неформальные позитивные(аплодисменты) и негативные (байкот)
2) социальный контроль
Виды: внутренний(чувство вины и стыда) и внешний(со стороны общества формальный и неформальный);
Методы С.К.: убеждение и принуждение
В РФ органы соц.контроля: прокуратура, Счетная палата, ФСБ, органы финансового контроля и т.д.А также общественные организации: зеленые, общества защиты прав потребителей и т.д.
Надзор - детальный контроль
Методы соц.контроля: изоляция, обособление, реабилитация(восстановление в правах)
Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное (героизм)и негативное(пьянство).
Причины: психолог., соц-эконом.,биологическая т.
Меры по снижению девиантного поведения(негативного): профилактика, кризисные центры, телефоны доверия, пропаганда через СМИ
Существование девиации НЕИЗБЕЖНО - задача полностью искоренить НЕ СТОИТ!!!
Социальный статус - положение в обществе.
Статус: предписанный и достигаемый.,личный(положение в группе-лидер) и основной(связан с основным местом работы)
Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.(сына, ученика ит.д.)
Ролевой конфликт - столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им соц. ролей
Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашими ожиданиями, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер обязан пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают возмущение окружающих.
Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживают выполнение социальных ролей.
Социальная мобильность: вертикальная (меняется статус: директор =≥дворником) и горизонтальная(статус не меняется: учитель из Гимназии перешел работать в 9 шк.)
Соц.лифты- это способ или социальный институт, с помощью которого человек может индивидуально изменить свой социальный статус.К числу таких лифтов относятся образование, армия, государственная служба, политические партии, профсоюзы, бизнес, деловые и коммерческие организации, церковь, брак.
Маргиналы – человек, покинувший 1 класс и не приобщившийся к образу жизни другого (напр. деревенский житель стал городским).Каналы маргинализации: миграция, войны, революции, стихийные бедствия.
Люмпен – обнищавший (представитель социального дна),не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Это деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно
повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев
в населении и распространение психологии люмпенов в
условиях социального неравенства и кризиса
Социальные лифты или каналы (возможность, позволяющая изменить статус): образование, церковь, армия, СМИ, проф.деятельность, бизнес, собственность, брак и т.д.
Социальная группа- устойчивая совокупность людей, объединенная к-л признаками.
Причины появления групп: общественное разделение труда и разнообразие быта, культуры, ценностей и т.д.
Виды групп: малая(семья), средняя (класс) и большая(нация)
формальные и неформальные
Условия, влияющие на положение человека в группе: положение человека в группе, групповые нормы, групповые санкции, групповые интересы и ценности
Способы поведения в группе: эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии).
Воздействие группы на человека: «+» формирует ценностные установки, коммуникативные умения, уверенность в себе, оценивание себя
«- » ущемление инд.интересов, подавление творчества, человек идет на конфликт с собой подстраиваясь внешне под
других (конформность)
Молодежь- это особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста(16-25л.), особенностей соц. Положения и и определенных соц-псих.качеств
Особенности социального положения молодежи:
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Качества: неустойчивость психики, внутренняя противоречивочть, низкий уровень толерантности, стремление выделиться, своя культура- субкультура
Социальный конфликт -столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
Виды: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые.
внутриличностные, межличностные и межгрупповые
созидательные (интегративные) - способствующие обновлению и разрушительные
причины: потребности общества, соц.неоднородность, различия в уровнях дохода, власти и т.п., религиозные противоречия, поведение человека
повод к К.: происшествие, способствующее возникновению
участники конфликта: свидетель, подстрекатель, пособник, посредник
3 основные стадии: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
· избегание конфликта
· переговоры
· компромисс
Последствия конфликта могут быть: позитивными (информирование о наличии напряженности; разрешение накопившихся противоречий; стимуляция процесса социальных изменений; сближение конфликтующих групп; усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей) негативными (стресс, напряженность; дестабилизация; дезинтеграция).
Разрешение конфликта может быть: полным - конфликт завершается полностью и частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Социализация- процесс усвоения индивидом норм и опыта
Агенты социализации (люди или учреждения, ответственные за освоение соц.норм и ролей): первичные (семья, друзья) и вторичная(школа, церковь)
Семья – соц.группа, основанная на браке и родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак- добровольны союз мужчины и женщины, целью кот. является создание семьи. Виды: юридический, гражданский, церковный
Функции семьи: репродуктивная(рожд.детей), социализация, эмоционально-психологическая, статусная, хозяйственно-экономическая, духовно-нравственная
Виды семьи: традиционная или патриархальная (гл.муж) и демократическая(=)
Патриархальная, матриархальная, демократическая(партнерская)
Нуклеарная(родители +дети), расширенная(родители+дети+бабушки и др.родственники)
Полная и неполная
Авторитарная(принудительное подчинение), либеральная(попустительская), демократическая(сотрудничество)
Тенденции развития современной семьи: изменение положения женщины, сокращение трад.семей, разрушение многопоколенной семьи, рост гражданских браков, рост разводов, брошенных детей
Свобода - отсутствие внешнего принуждения, поведение в соответствии со своей волей
Свобода бывает политическая, экономическая и духовная
Социальные условия реализации свободы: Уровень развития общества, Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, Место человека в обществе, Формы общественной деятельности, Социальные нормы (моральные, правовые и др.)
Ответственность - качество личности, обязывающее человека отвечать за свои и чужие поступки.
Виды: юридическая
внутренняя и внешняя.
Нация - исторически устойчивая соц-экономическая и духовная общность людей
Черты: территория, язык, псих.склад, общность культуры, истор.память и самосознание
Этнос – народ
виды этнических общностей: род, племя, народность и нация.
Этническое меньшинство - представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.
Диаспора - значительная часть народа (этнической общности), пребывающая вне страны его основного поселения.
Национальные интересы — совокупность духовно-нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства.
Национальное самосознание — это осознание обществом интересов своей нации. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты.
Межэтнические ( межнациональные ) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Формы межэтнических взаимоотношений: