ВЫПОЛНЕНИЕ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ




Для определения последовательности работы художника-миниатюриста над композицией, способы и средства выразительности, достигаемые им в произведении нам надо ещё раз уточнить специфику преемственности.

Как мы упоминали, что специфика преемственности определяет диалектическая взаимосвязь традиции и творческих начал, канона и «индивидуально-авторский» оригинальности. И так согласно традиции авторская оригинальность, новации не должны были выходить за пределы традиции. Унаследованную традицию, в данном случае утвердившуюся канон, художник развивает и совершенствует.

В разработке композиции полем новаторства и авторской оригинальности было то же самое – дальнейшее развитие и усовершенствование композиционных схем выработанной предшественниками.

Для средневековой миниатюрной живописи было характерно определившиеся композиционные схемы – сюжеты встречи влюблённых во дворце или у дворца, в саду, на лоне природы; сцены приёма правителя восседающего в павильоне, на лоне природы, в окружении придворных сцены сражений. Осады крепостей, сцены охоты и т.д.

Для наглядного примера какими способами при утвердившемся каноне решаются композиционные задачи, мы можем проследить в творчестве Камаледдина Бехзада.

Бехзад Камаледдин (1455-1536)

Выдающийся на всём ближнем Востоке художник-миниатюрист.

Служил при дворе ряда повелителей. Первый и более плодотворный период его творческой деятельности проходил в Герате. При содействии великого узбекского поэта А. Навои он поступил на работу при дворе Султана Хусейна Байкара, затем некоторое время работал при дворе Шейбани хана, а после 1510 г. – во дворе шаха Исмаил I, и затем у шаха Тахмасиба I. Искусство Бехзада – вершина миниатюрной живописи Гератской школы XV в; он много содействовал Бухарской и Тебризской школам миниатюры в нач. XVI в.

Творчество Бехзада характеризуется обращением к реальной натуре, более конкретным пониманием пейзажа и правдивой передачей живого движения человеческого тела и животных.

В составлении композиции он тоже использовал традиционную схему выработанную предшественниками и основываясь на этих канонизированных схемах построения композиции, создавал тем не менее оригинальные произведения, «поражающие законченностью, совершенством композиции, живым изображением персонажей. Широтой идейного смысла».

Отличительной чертой Бехзада в решении композиции состоит в том что ввёл в своих миниатюрах множество новых действующих лиц, изображения архитектурных деталей, раздвинув тем самым рамки изображаемого мира, создавая иллюзорность глубины. Расставляя фигуры по кругу, овалу. Усиливая живо охваченными позами и жестами, что создавало внутренне движение композиции. Бехзад так располагает детали композиции, включая персонажи, что создаётся иллюзия пространства. В создании впечатления глубины немаловажную роль играют позы, жестикуляция действующих лиц. В создании глубины и пространственности в творчестве Бехзада при решении композиции играет немаловажную роль и другие элементы композиции – архитектурные сооружения порталы, минбары, боковые стены, мостики, айваны, беседки и т.д.

Законченность и совершенство композиции миниатюры Бехзада проявляется и в колористическом решении. Прежде всего надо отметить цветовое богатство архитектурного декора. Разнообразием сочетаний, различными вариациями цветов, присущих палитре Бехзада, обильным применением золота достигается эффект ослепительного сверкающего колорита. Причём, чтобы в центре композиции, в котором он выделял главных действующих лиц сконцентрировалось всё внимание зрителя, он равномерными цветовыми силуэтами по всей композиции уравновешивал их что создавало законченность композиции.

Таким образом творчество Бехзада отличается в его творческом использовании композиционных схем и типажей миниатюр разработанные предшественниками, разработав тем самым идеальное соотношение между всеми деталями композиции. Также новаторство его проявляется в разработке новых тем миниатюр и более реальным изображением персонажей композиции с помощью удачных найденных поз и жестикуляций, что несомненно доказывает его мастерство и талант.

Техника выполнения миниатюрной живописи в средневековье состояла из нескольких последовательных приёмов.

Грунтовка изделия. Грунтовка изделия состояла из следующего состава – растительный клей и рыбий клей, с виноградной потокой гажа.

Этим составом грунтовалось основание изделия, для гладкости поверхности и закрепления наносимые на изделия краски, которое втягивает в себя часть связующего вещества из краски. Причём в основном применялся белый цвет грунта, который практичен, так как такой грунт содействует чистоте тона прозрачных красок, наносимых на него при некоторых родах многоцветной живописи, выполняемых прозрачными красками. Живописные произведения выполнялись яичными, лаковыми или клеевыми красками. Для миниатюр на бумаге грунтовку из свинцовых белил с гуммиарабиком наносили после нанесения на бумагу рисунка.

На лаковой живописи после отделки грунтом основание покрывали свинцовыми белилами с лаком. Затем на изделие наносили рисунок при помощи пергамента способом припороха. Далее на изделии создаётся цветовой живописный колорит сюжета. Тона берутся разной густоты: освещённая поверхность или предметы переднего плана пишутся интенсивнее, а на заднем плане предметы пишутся тонами более жидкими.

При выполнении миниатюр некоторые элементы композиции – небо, почва, определённые детали костюма, персонажей или отдельные предметы окружающей обстановки покрывались иногда золотом или серебром. При этом когда в композиции участвовало золото или серебро, живописную работу начинали с золочения и серебрения соответствующих деталей композиции, требующих обязательной полировки, которая не должна повредить другие участки живописи.

При создании цветового колорита художник проходил каждой краской по всей миниатюре поочерёдно, то есть, прописав все детали композиции одним цветом, переходил к предметам другого цвета. При этом в начале он покрывал большие пространства, служащие фоном для других небольших элементов композиции.

Следующий приём – лессировка, который заключается в растушёвке элементов композиции, создавая постепенный переход от тёмного цвета к светлому, для достижения эффекта живописности. Далее идёт приём прорисовки элементов композиции тёмными линиями с целью проявления чёткого силуэта каждого композиционного предмета и выявление внутреннего содержания этого силуэта.

Седьмой приём – это орнаментальное украшение элементов композиции, которое выполняется на предметах утвари, одежде, архитектуре и т.д.

И наконец на последней стадии идёт процесс покрытия изделия несколькими слоями лака с предварительной просушкой каждого слоя. Отличенное и хорошо просушенное изделие полируют до зеркального блеска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: