Первые железнодорожные вокзалы.




Вокзал – ворота города. Человек, впервые приехавший в город, судит о нем, прежде всего, по вокзалу.

Первыми вокзалами, сооруженными на территории Новосибирска, стали два деревянных вокзала Транссибирской железной дороги, один из которых построен на станции «Кривощеково» («Новосибирск-Западный») в начале 1890-х, а другой – на станции «Обь» («Новосибирск-Главный») в 1897. Они были выполнены по типовым проектам, разработанным для каждого участка Великой Сибирской магистрали (фото с.990 Э.)

Здание вокзала на станции «Кривощеково» по внешнему виду напоминало скорее жилой дом, чем общественное здание, что объяснялось тем, что первоначально оно сооружалось, как временное на станции, которая должна была функционировать только в период строительства железнодорожного моста через реку Обь. С течением времени станция превратилась в постоянную, а вокзал просуществовал почти до конца XX века. В 1999г. на месте старого вокзала на станции «Новосибирск-Западный» построено новое современное пассажирское здание. Авторы придали большое значение пластической разработке фасадов, использованию контрастных материалов (кирпич, стекло) и цвету (красный кирпич и светлая штукатурка).

Здание вокзала на станции «Обь», выполненное также из дерева и обшитое тесом, стояло на каменном фундаменте. В 1906-1914г.г. здание вокзала было расширено за счет деревянных и каменных пристроек. В 1929 году Московским архитектурным обществом объявляется конкурс для выявления идеи пассажирского здания на станции «Новосибирск-Главный», в результате которого победил проект архитектора Н.Г.Волошинова. Строительство нового вокзала продолжалось 9 лет (1930-1939). В июле 1934 года во время строительства нового вокзала старое здание сгорело. Долгое время здание вокзала «Новосибирск-Главный» оставалось крупнейшим сооружением на Транссибирской железнодорожной магистрали.

 

 

Первые улицы города.

 

Первые улицы Новониколаевска (Новосибирска) – Мостовая, Каинская, Кривощековская, Вокзальная, Томская и Михайловская – возникли в поселках строителей железнодорожного моста и станции Обь на правом берегу р. Оби и положили начало рождению города.

Август-сентябрь 1896 год, на месте прорубленной просеки шириной 58метров основан Новониколаевский проспект.

Стремительный рост Новосибирска сопровождался быстрым развитием уличной сети (на 2001 год – 1225 улиц). Сегодня самая длинная улица города – Первомайская – 7000м, самая короткая – им. Качалова – 27м. самая широкая – Вокзальная магистраль – 24,5м.

В ходе становления и развития города более 400 улиц было переименовано. Названия некоторых улиц и площадей менялись по несколько раз, например:

 

*Базарная площадь – Красная – Жертв революции – Ленина – Сталина – Ленина.

*Бийская – Вегмана – Байдукова – Совнархозовская – Депутатская.

*Петербургская – Петроградская – Ленинградская.

*Трактовая – Будагова - Большевистская

*Алтайская – Гондатти – Урицкого.

*Томская – Ежова – Салтыкова-Щедрина.

*Кузнецкая – Сталина – Ленина.

*Николаевский проспект – Красный проспект

*Кабинетская – Советская

*Александровская – Серебренниковская

 

 

Первые промышленные предприятия.

Во время строительства моста через Обь и Транссибирской железнодорожной магистрали в городе создавались производства по добыче камня, песка, глины, переработке древесины, по обработке металла и других, необходимых для строительных работ материалов. Уже в 1895 году основана первая лесопилка, впоследствии преобразованная в лесопильный завод, крупнейшее в Томской губернии деревообрабатывающее предприятие. Перед первой мировой войной завод выпускал пиломатериалов на 210 тыс. руб. в год. На нем работало 200 наемных рабочих.

В 1902 году было образовано товарищество на вере «Торговый дом Т.С. Лобастов и В.С. Корольков». (Оно владело пятиэтажной мельницей, оборудованной паровой машиной сначала в 350л.с., а затем в 558л.с. с 15 вальцевыми станками. На предприятии было установлено электрическое освещение и проложены железнодорожные подъездные пути. Район торговых операций – Россия и заграница. Производство муки – 3,6 тыс. пудов в сутки и 1,5 млн. пудов в год).

С 1911 года компания стала называться «Новониколаевское крупчато-мукомольное товарищество»

Первая церковь города.

 

Во время строительства Транссиба для духовного окормления строителей железной дороги и мостов через сибирские реки по строящейся магистрали курсировал вагон-церковь. Вблизи от железнодорожной станции, ставшей градообразующей основой будущего Новониколаевска, была воздвигнута красивая деревянная церковь во имя пророка Даниила.

29 декабря 1899 года был освящен Александро-Невский храм, впоследствии ставший центром благочиния градо-Новониколаевских церквей Томской епархии.

Это интересно. Решение о строительстве храма св. Александра Невского было принято на собрании жителей поселка Новониколаевска 10.10.1895. Первые поселенцы – «отцы-основатели» приняли решение именовать новый поселок строителей железнодорожного моста через Обь «Александровским». Это наименование нигде в документах, за исключением газеты «Томский справочный листок», не упоминается, и просуществовало оно недолго. Начался сбор пожертвований на строительство Александро-Невского храма как памятника царю Александру III – Миротворцу. Царствующий Дом счел своим долгом внести существенную лепту в его строительство. Уже 2.03 1896 Указом Его Императорского Величества под храм было выделено 2400кв. сажен земли. 4.04.1896 Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович пожертвовал на церковь 5000 рублей.

Архитектор Николай Соловьев выполнил проект, воссоздающий в своих пропорциях храм «Ликующей Божьей матери» в Галерной гавани Санкт-Петербурга (фото с. 809 Э.) Первым настоятелем храма стал 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.

История храма. В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора. В 1938 году по постановлению Новосибирского облисполкома храм был закрыт. Вначале срубили крест, дважды собор хотели взорвать, но разрушили лишь звонницу. Позднее собор св. Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: «Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет. Ценен, прежде всего, тем, что является первым каменным зданием в городе». В июне 1957 года решением Новосибирского горисполкома здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники.

Благодаря общественному мнению жителей города в 1989 году Новосибирский горсовет принял решение о передачи здания Новосибирской епархии. Сразу началось восстановление храма. Вновь отстроили колокольню, перекрыли купола храма, обновили и восстановили пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, была восстановлена внутренняя планировка, произведена роспись собора (худ. Милованов П.А.).

 

В 1914 году в самом центре города на Красном проспекте была открыта для прихожан часовня святителя и чудотворца Николая. В 1929 году часовня была снесена и восстановлена на прежнем месте только в 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: