№ 1 «Введение в спортивную морфологию» и № 2 «Физическое развитие»
Вопросы для самоподготовки:
По лекции №1 «Введение в спортивную морфологию»
1. Что изучает дисциплина спортивная морфология?
2. Какие задачи решает спортивная морфология?
3. Назовите фамилии ученых – основателей дисциплины спортивная морфология в России.
4. Какие методы исследования используются в спортивной морфологии?
5. Какие два раздела выделяют в спортивной морфологии?
6. Какие задачи решает общий раздел спортивной морфологии?
7. Что изучает частная спортивная морфология?
8. Какие изменения выявляются на стадии функциональной адаптации к физическим нагрузкам?
9. На какой стадии адаптации к физическим нагрузкам у спортсмена выявляются выраженные морфологические изменения?
10. Назовите два основных фактора, влияющих на эффект адаптации к физическим нагрузкам.
11. Основное содержание правила Арндта-Шульце.
12. От чего может зависеть норма реакции организма на физические нагрузки?
13. Назовите фамилию ученого, описавшего «реакцию-стресс».
14. Какие три фазы выделяют в «реакции-стресс»?
15. Перечислите основные морфологические проявления стресса в организме человека.
16. Какие структурные изменения происходят в костях при рациональной форме адаптации к физической нагрузке?
17. Какие морфологические изменения выявляются в костях при нерациональной форме адаптации к физической нагрузке?
18. Каково основное морфологическое отличие рациональной формы адаптации сердечной мышцы к физической нагрузке от нерациональной?
19. Какие задачи решает констатирующая и прогностическая формы спортивного отбора?
20. С какой целью создаются модели спортсменов определенной специализации?
21. Оказывает ли влияние на норму реакции тип конституции спортсмена и если да, то каким образом?
По лекции №2 «Физическое развитие»
1. Что такое физическое развитие?
2. Какие факторы влияют на физическое развитие?
3. Какие периоды жизни относятся к сенситивным и почему?
4. Какие изменения происходят в процессе роста и развития организма?
5. Какие показатели относятся к основным показателям физического развития?
6. В каком периоде онтогенеза особенно интенсивно увеличивается рост тела в длину?
7. Назовите рекомендуемые минимальные и максимальные возрастные границы начала занятий спортом. Чем они обусловлены?
8. Что такое соматоскопия и соматометрия?
9. Охарактеризуйте метод антропометрических стандартов.
10. О чем можно судить по антропометрическому профилю?
11. Что такое индексы физического развития и как их определяют?
12. Как рассчитывают весо-ростовой индекс Кетле и каковы его средние значения для мужчин?
13. На чем основан метод корреляции при определении уровня физического развития?
14. Какие показатели физического развития наиболее существенно влияют на результативность спортсменов – легкоатлетов?
15. Какая взаимосвязь роста с длиной дистанции выявлена у бегунов?
16. Чем можно объяснить преимущество высокого роста у толкателей ядра?
17. Какие особенности в пропорциях тела отмечаются у высококвалифицированных легкоатлетов?
18. Как изменяется величина обхватов мышц у бегунов в зависимости от длины дистанции?
19. Какая морфологическая особенность у пловцов способствует повышению их плавучести?
20. Для какой спортивной специализации характерны: низкий рост, ширококостность и большая мышечная масса?
21. Представителей какого вида спорта отличают низкий или средний рост и хорошая осанка?
22. Какие морфологические показатели характерны для борцов?
23. Какие показатели физического развития создают преимущества для занятий баскетболом и почему?
Список литературы для подготовки к тестированию:
1. Лекции по «Спортивной морфологии»;
2. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): в 2 т.: учебник / П. К. Лысов; М. Р. Сапин. - М.: Изд. центр "Академия", 2010.
3. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология: учебное пособие /Р. Н. Дорохов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ И ОБХВАТНЫХ РАЗМЕРОВ ТЕЛА. РАСЧЕТ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА ВЕСА ТЕЛА.
I. Цель занятия: освоить методику измерения поперечных и обхватных размеров тела спортсмена, получить навыки в оценке физического развития, используя индивидуальные данные, Освоить методику расчета костного компонента. Полученные в ходе выполнения практической работы и стандартные данные физического развития по выбранной спортивной специализации с учетом возраста, пола, квалификации
II. Оснащение: толстотные циркули, сантиметровая лента, антропометрическая карта, калькуляторы.