Глава 1. Организация и ее отраслевые особенности




ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

(Шестое издание, переработанное)

 

В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения техники и технологии.

Выплачивая федеральные и местные налоги, организации вносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственных органов, в реализацию государственных программ, развитие образования, здравоохранения, культуры.

Обеспечение высокоэффективной работы организации (предприятия) требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики успешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросы рынка, создает и организует эффективное производство продукции, пользующейся спросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организовать такую работу сможет лишь специалист, хорошо владеющий вопросами экономики предприятия. Помощь в изучении этой дисциплины и является назначением данного учебного пособия.

Изучив предлагаемый курс, студенты получат знания по основным вопросам деятельности организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, таким как:

- основы функционирования организации (предприятия) и ее структура;

- материально-техническая база организации (предприятия) и показатели ее использования;

- трудовые ресурсы организации, производительность и оплата труда;

- себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации;

- планирование и основные показатели деятельности организации;

- внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия).

 

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) И ОТРАСЛЬ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Глава 1. Организация и ее отраслевые особенности

 

1.1. Отрасль в системе рыночной экономики

 

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь, каждая из сфер экономики делится на отрасли. Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой - пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс - это интеграционная структура, характеризующаяся взаимодействием различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление и пр.

Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную экономику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Прежде всего такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Всесторонняя структурная перестройка экономики России - отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием успешного развития экономики.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна гарантировать устойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:

- развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынке;

- создание условий для развития перспективных наукоемких производств;

- свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.

Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, и прежде всего в промышленности. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.1. От развития промышленности зависит в первую очередь состояние производственного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

 

Таблица 1.1

 

Структура производства продукции по основным отраслям

промышленности <1> (в фактически действовавших ценах), %

 

──────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────

Отрасль │1992 г.│1995 г.│1998 г.│2000 г.│2004 г.

──────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────

Вся промышленность │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100

в том числе: │ │ │ │ │

электроэнергетика │ 9,7 │ 12,5 │ 12,9 │ 10,9 │ 10,7

топливная промышленность │ 13,7 │ 16,6 │ 17,6 │ 15,7 │ 21,7

из нее: │ │ │ │ │

нефтедобывающая │ 6,1 │ 7,5 │ 8,3 │ 7,3 │ 14,7

нефтеобрабатывающая │ 4,4 │ 5,0 │ 5,2 │ 4,6 │ 3,1

газовая │ 1,1 │ 1,5 │ 1,6 │ 1,5 │ 2,4

угольная │ 2,0 │ 2,5 │ 2,4 │ 2,3 │ 1,5

черная металлургия │ 8,0 │ 9,3 │ 9,3 │ 10,2 │ 11,8

цветная металлургия │ 5,3 │ 6,6 │ 7,0 │ 7,0 │ 7,3

химическая и нефтехимическая │ 8,3 │ 8,1 │ 8,0 │ 9,2 │ 5,9

промышленность │ │ │ │ │

машиностроение и металлообработка│ 22,4 │ 18,2 │ 18,4 │ 19,8 │ 18,9

лесная, деревообрабатывающая и │ 6,0 │ 5,2 │ 4,7 │ 5,1 │ 3,9

целлюлозно-бумажная │ │ │ │ │

промышленность │ │ │ │ │

промышленность строительных │ 5,7 │ 4,9 │ 4,0 │ 3,9 │ 3,1

материалов │ │ │ │ │

легкая промышленность │ 5,6 │ 2,5 │ 1,8 │ 2,2 │ 1,1

пищевая промышленность │ 11,4 │ 12,1 │ 12,4 │ 11,9 │ 12,5

──────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────

 

--------------------------------

<1> Россия в цифрах, 2005. Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 381.

 

Как видно из таблицы, негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих отраслей и падении доли обрабатывающих. К сожалению, за последние годы эти тенденции не изменились. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых изделий. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.

Между тем страна имеет большие возможности в области высоких технологий, которых, по скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной "раскрутки" этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3% до 10 - 12%, а это только по экспорту дало бы до 140 - 180 млрд долл. в год <1>.

--------------------------------

<1> Экономист. 2001. N 1. С. 13.

 

Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, а также сферы высоких технологий.

 

1.2. Понятие и классификация организаций

 

Термин "организация" происходит от французского слова organisation и означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.

Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

То есть под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного результата, к которому стремится данная организация);

3) члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.

Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений.

Таким образом, предприятия - это обособленные экономические структуры, что обусловливается товарным характером общественного производства. В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

- в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как производить);

- коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять);

- распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько - на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятие - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в рыночных условиях нет гарантии, что предприятие ее получит. Прибыльность зависит от многих обстоятельств: правильного определения спроса покупателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия на их производство; уровня издержек производства, которые должны быть меньше доходов, полученных от продажи собственной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Получение максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организации, своего маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.

Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классификационным группам.

Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др.

Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематериального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации имеют свои специфические отраслевые особенности функционирования.

По виду и характеру деятельности различаются предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2010 г.) <1>:

Всего предприятий, тыс. 4907,8

В том числе по формам собственности, %:

государственная 2,6

муниципальная 5,2

общественных организаций 3,8

частная 84,1

прочие формы (включая смешанную, собственность иностранных 4,3

лиц, граждан и лиц без гражданства)

--------------------------------

<1> Россия в цифрах, 2010. Краткий статистический сборник Росстата. М., 2010. С. 183.

 

Из приведенных данных видно, что большинство предприятий в России (по их количеству) находятся в частной собственности.

Одним из важнейших признаков классификации предприятий является его размер, определяемый прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены новые условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий - от 101 до 250 человек;

б) для малых предприятий - до 100 человек включительно.

При этом среди малых предприятий выделяются так называемые микропредприятия со средней численностью работников до 15 человек включительно.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предельные выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн руб.;

- малые предприятия - 400 млн руб.;

- средние предприятия - 1000 млн руб. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

 

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численностью работников либо размером выручки от реализации произведенных товаров или оказанных услуг.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия - это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включены через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками больших.

Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры. Предприятия малого бизнеса оперативнее отражают изменения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

- созданию новых рабочих мест;

- внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента;

- удовлетворению нужд крупных предприятий;

- обеспечению специализированными товарами и услугами.

Число малых предприятий характеризуется следующими цифрами (данные на конец 2009 г.) <1>:

Всего предприятий, тыс. 1602,5

из них микропредприятий 1374,7

В том числе по видам деятельности, % к итогу:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,0

транспорт и связь 5,9 5,9

строительство 12,1 11,7

оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных 41,1 40,8

средств, бытовой техники

обрабатывающие производства 10,3 9,4

--------------------------------

<1> Российский статистический ежегодник Росстата. М., 2010. С. 367.

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что около половины малых предприятий России заняты торговлей и ремонтом транспортных средств, бытовой техники, но их количество недостаточно в промышленности и сельском хозяйстве.

Среднегодовая численность работников малых предприятий в 2009 г. составила более 11 млн человек, или примерно 17% всего занятого населения. Оборот предприятий в 2009 г. составил 16 873,1 млрд руб. <1>.

--------------------------------

<1> Российский статистический ежегодник Росстата. М., 2010. С. 368.

 

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения.

Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, в строительстве - 38%, в секторе бытовых услуг и досуга - 23%, в секторе деловых услуг - 13%, на транспорте и в коммунальных услугах - 10%.

Из этого следует, что потенциальные возможности малого бизнеса для развития экономики России использованы пока далеко не полностью.

 

1.3. Механизм функционирования организации

в условиях рыночной экономики

 

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предприятию), - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, содержание и назначение которых довольно многообразны. Условно их можно разделить на три группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Какой-либо строго очерченной грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства не только является необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена:

- на обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;

- снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;

- получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Это достигается путем проведения маркетинга товара. Различная роль факторов в производстве товаров и развитии предприятия определяет специфику использования каждой группы факторов.

Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большей стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу - быть достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального использования наличных производственных ресурсов, что прежде всего требует рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как и в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В частности, при принятии решения о том, сколько и какой продукции производить, большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.

Однако этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванным дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение наибольшей прибыли.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

1) монопольное положение предприятия по выпуску продукции;

2) производственная и коммерческая деятельность (подавляющее число предприятий). В данном случае величина прибыли зависит от правильной производственной направленности (выбора продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цены, сроков поставки, обслуживания и т.д.); от объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;

3) инновационная деятельность, т.е. внедрение новшеств во все элементы функционирования предприятия.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон деятельности предприятия. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими факторами еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает - может - хочет - успевает. При отсутствии хотя бы одного из элементов система рушится. Однако, чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь собственную внутреннюю содержательную организацию.

Характерными чертами рыночных отношений являются вовлечение в сферу их интересов не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственников, а также динамичность протекания хозяйственных процессов. Это и предопределяет необходимость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса и в организации малых предприятий.

В условиях рыночных отношений при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций деятельность предприятий невозможна без рисков.

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, и отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предприятие экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчет эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, дорогими кредитами и т.п.

Риск - это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.

В хозяйственной практике необходимо руководствоваться тремя основными принципами снижения риска:

1) не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

2) не забывать о последствиях риска;

3) не рисковать многим ради малого.

 

1.4. Жизненный цикл предприятия

 

Организация (предприятие) как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация (рис. 1.1).

 

Стадии жизненного цикла организации (предприятия)

 

┌───────────────────┐ ┌─────────────────────────┐

│ Стадия зрелости │ │ Новый подъем │

│ (оптимального ├────────────┐ └─────────────────────────┘

│ функционирования) │ │ /│\

└───────────────────┘ │ │

\│/ ┌────────────┴────────────┐

/│\ ┌──────────────┐ │ Реорганизация, │

┌─────────┴─────────┐ │ Стадия спада ├──────>│ реструктуризация │

│ Стадия роста, │ └───────┬──────┘ └─────────────────────────┘

│ расширения │ │ ┌─────────────────────────┐

└───────────────────┘ │ │ Новый подъем │

/│\ │ └─────────────────────────┘

┌─────────┴─────────┐ │ /│\

│ Создание │ \│/ ┌────────────┴────────────┐

│ организации │ ┌──────────────┐ ┌───>│ Санация (оздоровление) │

│ (предприятия) │



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: