Демографический, образовательный и профессионально – квалификационный аспекты воспроизводства трудовых ресурсов




 

На качественные и количественные изменения в трудовых ресурсах значительное влияние имеет демографическое развитие общества. Поэтому своевременное выявление тенденций в динамике последнего имеет значение во время формирования экономического и социального развития страны.

Демографические характеристики трудоспособного населения (динамика рождаемости и смертности) оказывают влияние на такие основные показатели и процессы:

а) величину совокупного национального дохода и направления его использование;

б) соотношение спроса и предложения рабочей силы

в) объем и структуру потребительского спроса;

г) возможности и сроки освоения перспективных экономических районов и т.п..

Численность трудовых ресурсов зависит от так называемых “демографических волн”. Так, на границе 20 и 21 столетий из трудоспособного возраста выходит малочисленное поколение родившихся в годы второй мировой войны. Одновременно численность трудовых ресурсов пополнят “мощные” когорты родившихся в первой половине 80-ых лет. Можно ожидать снижение демографической нагрузки на одного работающего и рост числа родившихся в ближайшие годы за счет вступление в активный детородный возраст (от 20 до 29 лет) женщин, которые родились в конце 70–ых и в начале 80–ых лет. Эти процессы характеризуют “демографический прилив”. Однако, после 2010 г. можно ожидать “демографический отлив”. Так, в конце первого и начале второго десятилетия 21 ст. в группу трудоспособных будет входить незначительное число родившихся в кризисные 90-тые года, а выходить – много численная группа населения, родившихся в послевоенные 50-тые года (так называемая “компенсационная” рождаемость).

На середину 21 ст. придется “пик” демографической нагрузки (900 чел. нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособного населения). По данным переписи 2001 года имеем 723 человека на 1000 человек трудоспособного населения.

Отсюда возникает необходимость и возможность управления демографическими процессами. Необходимость влияния на демографические процессы в современных условиях обусловленная еще и тем, что существует их определенная инерционность по отношению к условиям жизнедеятельности людей и к их изменениям. Управление демографическими процессами осуществляется государством на основе демографической политики, которая разрабатывается как часть общей социально-экономической политики

Основными направлениями демографической политики являются: стимулирование рождаемости; укрепление семьи; снижение заболеваемости и смертности.

На практике применяют такие методы и направления влияния на демографические процессы: социально-экономические; правовые; воспитательные; психологические.

Образовательный аспект воспроизведения трудовых ресурсов предусматривает развитие образовательного уровня личностного фактора производства и профессионального мастерства работников. В процессе воспроизводства рабочей силы значительная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех областей экономики. Причем, подготовка рабочей силы должна иметь опережающий характер по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства. Чем выше уровень развития рабочей силы, тем лучшее и более продуктивно используется материально – вещественный фактор, развивается творческий подход к трудовому процессу, создаются дальнейшие предпосылки для развития НТП.

Результатом образования есть формирование определенного комплекса познавательных, квалификационных, коммуникативных и личностных характеристик индивида.

Познавательные характеристики – это общие привычки и знания об окружающем мире: общее, научное и культурное мировоззрение личности.

Профессиональные – навыки выполнения профессиональных обязанностей, специфические знания и умения, производственный опыт.

Коммуникативные – навыки, которые характеризуют отношения личности к людям, которые ее окружают: умение работать в коллективе, находить общий язык с другими работниками, лидерство.

Личностные – это те черты, которые характеризуют конкретную личность: патриотизм, трудоспособность, трудолюбие, честность, ответственность, темперамент и т.п..

Фундаментальными качествами человека выступают именно личностные качества, они закладываются в процессе первичной социализации в семье и вторичной социализации в системе формального образования. Именно личностные качества определяют коммуникативные и профессиональные.

Понятно, что квалифицированным специалистом человека делает система специфических знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе обучения. Но для современного производства, такие результаты образования, как воплощение высоких этических, моральных и культурных ценностей имеют большое значение. Признано, если система образования будет направлена на продуцирование лишь профессиональных характеристик работников, то результатом ее будет производство “образованных варваров”. Именно поэтому экономическая отдача от образовательной деятельности зависит не только от количества и качества добытых профессиональных знаний и привычек, а и общего образования и воспитания личности.

Приведенная выше структура характеристик современного работника формируется системой образования, но не одинаково всеми его уровнями. Если профессиональные качества формируются на среднем и высшем уровнях образования, то личные закладываются на базовом образовании – дошкольной, начальной школьной и главное – семейному образованию.

В экономической литературе распространенное мнение, что отдача от затрат на образование для всего общества будет высочайшей на низших стадиях обучения: дошкольного, начального и среднего образования. Образование на начальном уровне может обеспечить отправной пункт для экономического и социального развития. Затраты на начальное и среднее образование по своей природе выступают источником самообеспеченного экономического роста. По разным оценкам, до 30 % прироста НД страны получают за счет затрат на начальное и среднее образование, тогда как высшее образование дает 8-15 % прироста (сравнительно с возрастным уровнем затрат на высшие ступени образования).

Уровень образования трудящихся определяется: средним количеством лет обучения; численностью учеников и студентов; долей специалистов с высшим образованием, уровнем грамотности.

Большое влияние на обеспечение образования населения имеют затраты государства из ВВП на эти цели. В табл.2.2 приведены данные относительно социальных затрат Украины по сравнению с некоторыми другими странами.

 

Таблица 2.2. Социальные затраты, % ВВП

Регион ВВП на душу населения, долл. На социальное обеспечение На образование На здравоохранение
Украина   6,5 3,6 2,9
Восточная Азия   3,4 2,8 2,2
Латинская Америка   3,4 4,2 2,4
Западная Европа   16,3 4,9 5,9

Профессионально квалификационный аспект воспроизводства трудовых ресурсов является важной качественной характеристикой состава совокупной рабочей силы. Потребности общества в ресурсах труда определенного профессионально-квалификационного уровня и в функционирующей рабочей силе можно рассматривать в 3-х направлениях: производственном, воспроизводственном, личностном.

Производственное – направлено на увязку числа имеющихся рабочих мест, которые требуют определенной профессионально – квалификационной специализации, и фактического числа работников соответствующего профиля.

Воспроизводственное – обеспечивает достижение равновесия между приростом рабочих мест и дополнительной рабочей силы соответствующего профессионально – квалификационного уровня.

Личностное – решает проблему обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, которые отвечают возрастающим потребностям человека.

Следует учитывать, что процесс взаимодействия вещественного и личностного фактора производства, с точки зрения формирования их качественного уровня, является двусторонним. Определяющая роль в формировании структуры работников по профессии и квалификации отводится техническому базису. Но именно человеку принадлежит главная функциональная роль в процессе производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: