НАЗОВИТЕ ЧАСТИ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЦЕЛОЕ




Т.Г. ЛЮБИМОВА

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ!

Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет.

ВВЕДЕНИЕ

Говорят, объясните термины и вы спасете мир от половины заблуждений.

Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление базируется на языковых средствах.

Основными логическими формами, выражаю­щими мысли, являются понятие, суждение, теория и др. Основные формы, в которых происходит развитие знания, - умозаключение, проблема, гипотеза и др.

Понятие - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, в котором отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Например, слово "книга" относится и к тоненькой детской книжке, и к толстому тому энциклопедии, и к книге сказок, и к научной монографии. Чтобы обозначить одним и тем же словом разные по внешним признакам предметы, их нужно обобщить, т.е. выделить существенные признаки, объединяющие эти предметы.

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часты следующие:

1) вид - род: липа -дерево;

2) род - вид: дерево - липа;

3) часть - целое: клюв - птица;

4) противоположность: лето - зима;

5) последовательность: лето - осень - зима - весна;

6) причина - следствие: горе - слезы, радость - смех;

7) вид - вид: липа - тополь;

8) функциональные отношения: курица - яйца, курятник, петух, цыпленок. Для формирования понятий используются такие логические приемы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение.

Овладение понятиями - важнейший фактор в развитии ребенка. Дошкольник усваивает бытовые понятия, школьник изучает научные понятия и их системы. Чем шире у ребенка понятийный аппарат, тем полнее он будет воспринимать окружающий мир. Он сможет понять более сложные мысли и точнее выразить свои.

В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин в своих трудах доказали возможность более раннего формирования понятийных, структур у ребенка в условиях специального обучения по сравнению с их стихийным формированием.

В предлагаемом пособии собраны упражнения для развития понятийного аппарата у дошкольников и учащихся первых классов. Каждое упражнение выполняется по частям, по мере усвоения.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

АССОЦИАЦИИ (связи)

Назовите все знакомые вам слова, связанные с данными понятиями.

(Родителям, по возможности, нужно постараться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.)

 

ДОМ МЕЛЬНИЦА  
ДЕТСКИЙ САД ПЕКАРНЯ  
ШКОЛА ПОЧТАМТ  
УЛИЦА ТЕЛЕГРАФ  
МАГАЗИН МИЛИЦИЯ  
АПТЕКА ПОЖАРНАЯ ОХРАНА  
БОЛЬНИЦА БАНК  
БИБЛИОТЕКА СТАДИОН  
БАССЕЙН ВОКЗАЛ  
РЫНОК АЭРОПОРТ  
КИОСК ТИПОГРАФИЯ  
ЗАВОД КЛАДБИЩЕ  
ФАБРИКА ЦЕРКОВЬ  
ФЕРМА КИНОТЕАТР  
СТОЛОВАЯ ТЕАТР  
КАФЕ МУЗЕЙ  
ПАРИКМАХЕРСКАЯ ВЫСТАВКА  
БАНЯ ГАЛЕРЕЯ  
АТЕЛЬЕ ФИЛАРМОНИЯ  
ХИМЧИСТКА ЦИРК  
ПРАЧЕЧНАЯ ЗООПАРК  
МАСТЕРСКАЯ ТЕХНИКУМ
ГОСТИНИЦА ИНСТИТУТ
ГАРАЖ ФОТОГРАФИЯ
ЭЛЕВАТОР МОРЕ
ОГОРОД РЕКА
САД ОЗЕРО
ЛЕС ПРУД
ПОЛЕ БОЛОТО
ЛУГ
СКВЕР ПАРК
       

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? (Род - вид)

Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей пяти лет - 3, для шести-семи лет -не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно). Упражнение выполняется в несколько этапов, постепенно. Это программа работы с ребенком на длительное время.

 

Домашние животные (коза, корова, кошка.,.).
Дикие животные, Время суток,
Птицы, Мебель,
Рыбы, Посуда,
Насекомые, Одежда,
Деревья, Головные уборы,
Кустарники, Обувь,
Цветы, Украшения,
Овощи, Пальцы /назвать все/
Фрукты, Имена,
Ягоды, Фамилии,
Грибы, Игрушки,
времена года, школьные принадлежности,
месяцы, игры.
дни недели, цвета,
буквы, геометрические фигуры,
числа, лекарства,
сказки, продукты питания,
стихи, молочные продукты,
загадки, мясные продукты,
инструменты, хлебобулочные изделия,
музыкальные инструменты, кондитерские изделия,
транспорт, крупы,
государства, пряности,
планеты, ткани,
города, строительные материалы,
реки, бытовые приборы,
осадки, сельскохозяйственные машины,
металлы, породы собак,
оружие, военная техника,
виды спорта, марки автомобилей

ОБОБЩЕНИЕ (вид - род)

Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

Волк, заяц, лиса (дикие животные).

Корова, овца, собака. Воробей, ворона, синица. Муха, бабочка, червяк.

Дуб, береза, сосна. Ромашка, колокольчик, астра. Помидор, огурец, морковь.

Яблоко, груша, апельсин. Клубника, земляника, малина. Орешник, сирень, смородина. Опята, лисички, подберезовики. Лето, зима, осень. Январь, февраль, март. Понедельник, вторник, среда. Утро, день, вечер. Ложка, тарелка, сковорода. Шкаф, диван, кровать. Платье, брюки, куртка. Бусы, серьги, брошь. Автобус, троллейбус, самолет. Круг, квадрат, треугольник. Кепка, шляпа, шапка. Дождь, град, роса. Тетрадь, линейка, ранец. Железо, медь, серебро. Пшено, рис, гречка. Сметана, творог, кефир. Мясорубка, пылесос, кофемолка. Пианино, баян, гитара. Автомат, винтовка, пистолет. Россия, Китай, Германия. Вафли, печенье, конфеты. Петрушка, перец, лавровый лист. Шелк, ситец, шерсть. Шашки, шахматы, домино. Песок, цемент, щебень. Йод, аспирин, горчичник. Бульдог, пудель, болонка. Танк, бронетранспортер, военный самолет. Комбайн, трактор, сенокосилка. Москва, Чебоксары, Казань.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним словом, а четвертое - от них отличается, оно лишнее. Угадайте какое слово лишнее? Почему?

 

Кресло, диван, кастрюля, стол.

Волк, медведь, корова, белка.

Лошадь, заяц, кошка, собака.

Бабочка, стрекоза, муха, воробей.

Окунь, лягушка, карась, щука.

Клен, дуб, ромашка, береза.

Апельсин, мандарин, капуста, груша.

Утро, лето, зима, осень.

Январь, среда, март, июнь.

Вторник, зима, среда, пятница.

Красный, мизинец, зеленый, голубой.

Петров, Гена, Смирнов, Белов.

Кукла, мяч, волчок, шашки.

Прямоугольник, линейка, квадрат, овал.

А, Б, один, В.

Рубанок, балалайка, гитара, гармонь.

Россия, Япония, Москва, Италия.

Земля, Марс, Чебоксары, Венера.

Волга, Дон, Нева, Волгоград.

Дождь, ветер, снег, град.

Золото, серебро, железо, кирпич.

Колбаса, творог, сыр, молоко.

Батон, булочка, баранка, пирожное.

Перец, гвоздика, корица, банан.

Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.

Прыжки, бег, плавание, вязание.

Халва, булочка, камень, яблоко.

 

ПРОДОЛЖИТЕ! (Вид - вид)

Красный,... (желтый, зеленый).

Сапоги,... (тапочки, ботинки).

Диван,... Тарелка,...

Кепка,... Волга,...

Чебоксары,... Мизинец,...
Кошка,... Тигр,...
Грач,... Береза,...
Тюльпан,... Малина,...
Зима,... Пенал,...
Вторник,... Январь,...
"Колобок",... Автобус,...
Пистолет,... "Жигули",....
Футбол,... Квадрат,...

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ!

(Сравнение видового и родового понятий)

1. Чего больше в огороде: овощей или огурцов?

2. Чего на кухне меньше: кастрюль или посуды?

3. Чего больше в квартире: мебели или столов?

4. Чего у тебя меньше: одежды или платьев (рубашек)?

5. Что стоит дешевле; ручка или школьные принадлежности?

6. Что стоит дороже: помидор или овощи?

7. Чего больше в саду: яблок или фруктов?

8. Чего меньше в реке: рыбы или щук?

9. Чего больше в лесу: грибов или подберезовиков?

10. Чего меньше растет на улице: лип или деревьев?

11. Чего в вашем городе больше: транспорта или автобусов?

12. Чего меньше: воробьев или птиц?

 

ПРОДОЛЖИТЕ! (Части - целое)

Окно, крыша,... Лапы, усики,...
Перья, клюв,... Жабры, плавник,...
Ствол, корень,... Рукава, карманы,...
Голова, руки,... Крылья, кабина,...
Педали, руль,... Мотор, колеса,...

 

НАЗОВИТЕ ЧАСТИ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ЦЕЛОЕ

Стул... (спинка, сиденье, ножки).

Гриб...

Книга...

Куртка...

Ботинок...

Телевизор...

Корова...

Петух...

Человек...

Город...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: