1. Сущность и содержание социального партнерства.
Социальное партнерство является специфической формой общественных явлений.
Отечественная и мировая практика свидетельствует, что есть два способа формирования СТО и разрешения трудовых конфликтов – насильственный и мирный.
Социальное партнерство представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, при которых в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.
Суть социально-трудовых проблем в том, что существует рынок труда, на котором есть продавец и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условиях купли-продажи рабочей силы, и проводиться этот торг должен цивилизованно, по правилам и нормам, защищающих интересы обеих сторон, т.е. на основе партнерских взаимоотношений.
Смысловое значение словосочетания „социальное партнерство” применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений – это совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего, в социальной и правительственной деятельности людей.
Идеология социального партнерства состоит в том, что социальные конфликты между обеими сторонами решаются не через „конфликтное соперничество”, а „конфликтным сотрудничеством”, согласованием интересов работодателей и наемных работников через компромисс.
Целью социального партнерства является обеспечение реализации интересов трудящихся и работодателей, повышение ответственности всех участников экономического воспроизводственного процесса, создание нормального психологического климата в обществе на всех уровнях.
Основной целью социального партнерства на уровне общества является достижение общего блага, которое выражается такими показателями:
- превышение роста производительности труда над ростом средней заработной платы;
- увеличение валового национального продукта;
- усовершенствование техники, технологии производства, научно-технический прогресс;
- повышение уровня жизни населения.
Стороны социального партнерства четко определяют свои интересы и сознают интересы партнеров, распределяют роли и ответственность в достижении общей цели.
Специфической формой социального партнерства выступает трипартизм, котрый означает, что кроме партнеров (наемных работников и работодателей) к процессу согласования интересов присоединяются также и представители государства, органы исполнительной власти.
Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные МОТ. Основные из них следующие.
1. Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Если, например, в ходе переговоров доля прибыли, идущая на потребление не обоснована или распределяется между администрацией и работниками несправедливо, то такой партнерский договор не будет поддержан членами коллектива, не станет стимулом для труда и рано или поздно приведет к трудовому спору и конфликту.
2. Непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся. Этот принцип требует, чтобы социальные партнеры данной страны, региона, предприятия решали социально-трудовые проблемы, учитывая те последствия, которые могут вызвать их действия в других странах, регионах и могут быть ними использованы для ущемления социально-трудовых интересов трудящихся.
3. Свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса. Сама природа социального партнерства зиждется на паритетном функционировании одного партнера (предпринимателя) и второго (наемного работника). Поэтому признание и гарантия права на объединение – обязательные условия существование партнерства. Работодателю нужен слаженный, стабильный, высококвалифицированный коллектив работников. Руководитель предприятия, наладив партерские отношения с работниками, признав их право на объединение и содействуя этому, приобретает и коллективных советников, и конструктивных оппонентов. Кроме всего, производитель заинтересован поддерживать покупательский спрос своих работников на свою продукцию. С другой стороны, и работник, сопоставляя конъюнктуру не только на рынке труда, но и на рынке товаров и услуг, заинтересован в надежном, конкурентоспособном функционировании своего предприятия.
Этот принцип установлен Конвенцией МОТ № 87 и дает гарантии работникам на свободное использование права объединяться. Конвенция определяет четыре основных гарантии:
- трудящиеся и служащие имеют право на свободное объединение без предварительного разрешения, принимая во внимание указанные условия;
- профсоюзные организации и объединения работодателей имеют право устанавливать свои правила, выбирать своих представителей, организовывать свою администрацию и деятельность, а также формулировать свои программы;
- организации имеют право основывать федерации и конфедерации;
- организации имеют право быть филиалами международных организаций трудящихся и работодателей.
4. Нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния.
5. Все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей.
6. Полная занятость и повышение жизненного уровня.
7. Труд не является товаром (здесь имеется в виду не экономическое, а социальное и моральное определение понятия „труд”).
Кроме указанных общих принципов социального партнерства, следует назвать еще и такие:
- признание неодинаковости интересов разных социальных групп, права каждой группы иметь собственные экономические интересы, которые могут не совпадать с интересами другой группы;
- осознанное желание сторон достичь взаимопонимания, соглашаться на компромиссы, сотрудничать во имя социального мира;
- предоставление работодателями возможностей нанимаемым работникам участвовать в принятии решений относительно управления производством и в распределении произведенного продукта;
- отказ от классовой борьбы.
Наряду с общими принципами МОТ, на которых строится идеология всей системы социального партнерства, можно выделить ряд специфических принципов организации работы партнеров при осуществлении ими отдельных видов этой работы.
Партнерство в процессе осуществления коллективных переговоров должно строиться на принципах:
1) трехсторонность на основе трипартизма;
2) равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;
3) доверие в отношениях;
4) знание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;
5) открытость и доступность равноправных переговоров;
6) умение слушать и слышать партнера;
7) строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики;
8) обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренностью.
Заключение коллективных договоров и соглашений строится на следующих принципах:
1) соблюдение норм законодательства;
2) полномочность представителей сторон;
3) равноправие сторон;
4) свобода выбора и обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
5) добровольность принятия обязательств;
6) реальность обеспечения принимаемых обязательств;
7) ответственность за принятые взаимные обязательства;
8) каждый последующий уровень коллективных соглашений не может ухудшать условия соглашений более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся.
При взаимных консультациях и контроле должны соблюдаться принципы:
1) регулярность соблюдения консультаций в ходе сотрудничества;
2) системность контроля и неотвратимость ответственности;
3) ответственность за непредоставление информации;
4) гласность в ходе осуществления контроля за соблюдением договоров, соглашений.
Исходя из принципов МОТ и в соответствии с Законом Украины „Про соціальне партнерство”, определены такие формы сотрудничества:
- консультации, переговоры, составление коллективных договоров и соглашений, совместное разрешение коллективных трудовых споров;
- организация арбитражных процедур;
- рассмотрение и решение претензий и разногласий;
- участие в работе органов социального партнерства;
- контроль за выполнением совместных договоренностей.