Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз




Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.

Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны. Одновременно они подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.

При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств, а также взрывов в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы.

Не менее страшный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Термин «терроризм» происходит от латинского terror – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. С этой целью теракты часто осуществляются в так называемых «спальных» районах, по ночам, то есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности – под крышей собственного дома.

Террористические угрозы

Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.

К основным угрозам террористического характера относятся:

- нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д.);

- взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похищение людей и захват заложников;

- захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;

- разрушение объектов, важных для жизни населения;

- вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);

- нарушение психофизического состояния людей;

- проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;

- хакерские атаки на компьютерные сети;

- внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;

- применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

- искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:

- сохранение социальной напряженности, нерешенность социально-экономических, политических и бытовых проблем в ряде регионов;

- сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;

- рост «интеллектуального» уровня терроризма и появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);

- расширение количества способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных, компьютерных, психотронных и др.);

- непредсказуемость актов терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей.

Реализация указанных угроз может привести:

- к нарушению на длительный срок нормальной жизни города, региона;

- к созданию атмосферы страха;

- к большому количеству жертв.

Криминальные угрозы

Усиление криминализации различных сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь населения.

К основным криминальным угрозам относятся:

- усиление криминального давления на жизнедеятельность общества;

- возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;

- переход под контроль криминальных групп банков, экономических и торговых и образовательных центров;

- коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;

- влияние криминальных структур на рыночные цены – на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:

- недостатки исполнения законодательства как на федеральном, так и на местном уровне;

- недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

- снижение уровня культуры и правосознания населения;

- ослабление социального контроля, например, в сфере миграции;

- слабая раскрываемость преступлений.

Эти явления ведут:

- к появлению атмосферы страха и неуверенности;

- к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;

- к парализации воспитательного и образовательного процесса в отдельных ОУ;

- к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых.

Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера.

К угрозам социально-психологического характера в ОУ относятся:

- рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОУ, в семьях;

- повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности:

- у детей – от невозможности понимания происходящего в мире;

- у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.

На этом фоне усугубляются:

- противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;

- информационное навязывание «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи

- без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;

- «зомбирование» сознания людей через СМИ, например, рекламой и психотронными методами воздействия;

- правовой нигилизм, утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;

- изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;

- рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;

- рост потребления алкоголя, распространение наркомании;

- формирование в СМИ культа богатства (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.

Итак, основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в ОУ, являются:

- рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;

- усиление криминогенных факторов и соблазнов;

- социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;

- отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;

- разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;

- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет – соборность, западный – индивидуализм);

- ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;

- недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта населения (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т. д.);

- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);

- агрессивность информационной видеосреды.

Реализация угроз психологического характера в ОУ может привести:

- к нарушению психического здоровья;

- к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.

Можно заключить, что в условиях социальной напряженности и кризисных явлений образуется порочный круг самовоспроизводства опасностей: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и т. д. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: