Определение логики исследования. Обоснование этапов эксперимента.




Структура отчета

Выбор темы. Формулировка аппарата исследования.

Определение логики исследования. Обоснование этапов эксперимента.

Результаты исследования. Выводы.


Выбор темы. Формулировка аппарата исследования.

Тема исследования: « Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности учащихся»

Актуальность и проблема исследования определяется следующим противоречием: в процессе организации самостоятельной работы у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям; увлекшись, ребята не замечают, что учатся: они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, в то же время, в массовой практике работы учителей математики организация самостоятельной работы в условиях формирования познавательного интереса не находит должного места на всех этапах ее организации, обычно она используется лишь в классной работе.

Цель исследования: Разработать систему самостоятельных работ для развития познавательной активности учащихся на уроках математики, в домашнем задании, творческой деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе.

Предмет исследования: организация самостоятельной работы, направленной на развитие познавательной активности учащихся, в процессе изучения темы «Формулы сокращенного умножения».

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если в процесс обучения математике систематически включать самостоятельную работу, направленную на развитие познавательной активности, то это позволит повысить качество обучения.

Цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Систематизировать и обобщить изученный материал.

3. Рассмотреть организацию самостоятельной работы как на уроках математики, так и во внеучебной деятельности.

4. Разработать систему самостоятельных работ при изучении формул сокращённого умножения в седьмом классе, направленных на развитие познавательной активности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы в педагогической деятельности.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что представленная в нем система самостоятельных работ, направленных на развитие познавательной активности учащихся, может быть использована студентами или учителями в практике обучения.

Определение логики исследования. Обоснование этапов эксперимента.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. На втором этапе разрабатывались теоретические основы методики обучения учащихся через применение самостоятельных работ на уроках алгебры; проведен эксперимент в школе во время педагогической деятельности.

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Современная дидактика придает большое значение развитию творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ мы будем понимать, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

3. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

При организации учебного процесса необходимо заботиться об условиях, способствующих развитию самостоятельности от простой подражательности до творческой каждого ученика в классе. Самым высоким уровнем самостоятельности является творчество.

Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:

1) Вводно-мотивационный этап.

2) Операционно-познавательный этап.

3) Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа может входить почти во все методы обучения, применяться на разных этапах процесса обучения, для достижения тех же целей, которые предусмотрены и на работах, выполняемых под руководством учителя. Естественно, что на разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей:

-на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем;

- на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку правильности выполняемых действий;

- на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку быстроты выполняемых действий.

Самостоятельные работы необходимы как для овладения знаниями, так и для осуществления учителем контроля за их усвоением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: