Конъюнктура рынка труда.




Конъюнктура рынка труда представляет собой соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение на рынке труда. В связи с этим следует учитывать, что основные результаты функционирования рынка труда связаны с условиями занятости (зарплатой, уровнями вознаграждения, условиями труда) и уровнями занятости.

Классическая модель рынка труда представлена на рис 3.

Рис. 3. Классическая модель рынка труда

 

 

Из данной модели видно, что в точке пересечения D и S устанавливается равновесная цена за труд (заработная плата, Wo) и определенный уровень занятости (Eo).

Заработная плата рыночного равновесия – это ставка заработной платы, при которой спрос на труд равен его предложению. Ставка заработной платы представляет собой цену труда за час работы.

На рынке труда под спросом на труд понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.

Кривая спроса на труд показывает, каким образом нужный уровень занятости, измеренный либо числом рабочих часов, либо количеством работников, меняется в связи с изменением стоимости рабочей силы при прочих неизменных факторах, влияющих на шкалу спроса.

Спрос на труд имеет производный характер:

а) со стороны предпринимателей спрос на труд является функцией характеристик спроса на рынке продукта;

б) спрос на труд является функцией характеристик производственного процесса, а именно, насколько просто рабочая сила может быть заменена капиталом и др. факторами производства;

в) спрос на труд – это функция не только цены труда, а также и цен на др. факторы производства.

В базовой модели рынка труда зависимость спроса на труд от ценф труда определяется действием эффекта масштаба и эффекта замещения. Например, что произошло бы с количеством необходимого труда, если бы ставка заработной платы выросла бы? Более высокая заработная плата подразумевает более высокую стоимость производства и обычно более высокую цену на продукт. Т.к. это приведет к тому, что потребитель будет покупать меньше, то работодатели будут стремиться к сокращению выпуска продукции, а это в свою очередь приведет к снижению занятости. Такое сокращение занятости называется эффектом масштаба.

При росте заработной платы предприниматели стремятся сократить стоимость производства путем применения такой технологии, которая в большей мере опиралась бы на капитал, а не на рабочую силу. Таким образом, если заработная плата увеличивается, а уровень занятости снижается из-за сдвига к капиталоемкому способу производства, то это называется эффектом замещения.

При изменении заработной платы эффект масштаба и эффект замещения по отношению к спросу на труд действуют однонаправлено, при изменении цены на капитал – разнонаправлено.

Под предложением труда понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе.

Если спрос на труд предъявляют фирмы, то предложение труда исходит от временно незанятых работников. Количество времени, которое каждый человек решает предложить на рынке труда зависит от многих факторов: только работать или совмещать работу с учебой, с воспитанием детей; от доходов других членов семьи и т.п. Поэтому простая модель предложения рабочей силы основана на ряде предпосылок:

- все время делится на две части – время работы и время досуга;

- человек потребляет набор благ, которые он может приобрести на совокупный доход;

- совокупный доход состоит из заработка и других доходов, не связанных с работой и др.

В этом случае также как и в предыдущем при спросе на труд, может происходить увеличение или снижение заработной платы, которое будет отражаться и на предложении рабочей силы. Повышение ставки заработной платы влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом:

1. Действует эффект замены: повышение ставки заработной платы увеличивает альтернативную стоимость труда, появляется стимул замены досуга на труд.

2. Повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов. Более высокая ставка заработной платы – при том условии, что цены на услуги останутся неизменными, - повышает реальные доходы рабочих. Имея более высокие доходы, рабочие склонны потреблять больше нормальных товаров и меньше – товаров менее высокого качества. Досуг является нормальным благом. Как только доходы начинают расти, люди, при прочих равных условиях, обычно стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работником.

С одной стороны, более высокая зарплата может увеличить количество труда, предлагаемое индивидом, т.е. дополнительный доход компенсирует время, затраченное на отдых. С другой стороны, более высокая заработная плата позволяет человеку тратить меньше времени на работу и сохранять при этом высокий жизненный уровень. Такая ситуация характерна для высоко развитых стран, где высокий уровень благосостояния обеспечивает человеку возможность больше времени тратить на досуг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: