Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии




Руководитель Департамента

Общего и дошкольного образования

Минобразования России

___________________ А.В.Баранников

«_______» ___________ 2003 г.

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Экзаменационной работы по биологии

Для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2004 г.

1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по биологии выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и зачисления в ссузы и вузы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1) Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998 г.).

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ №56 от 30.06.1999 г.).

3. Структура экзаменационной работы.

Работа состоит из трех частей (таблица 1): Часть 1 содержит 42 задания с выбором ответа. Первые 30 заданий из них проверяют знания на базовом уровне, последние 12 на повышенном уровне. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один верный.

Часть 2 содержит 7 заданий повышенного уровня: 4 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 2 - на соответствие и 1 - на определение последовательности биологических явлений и процессов.

Часть 3 включает 6 заданий: 3 – с кратким свободным ответом повышенного уровня и 3 – с развернутым свободным ответом высокого уровня.

 

 


Таблица 1.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

 

N Части работы Число заданий Макси-мальный первич-ный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу   Тип заданий
  Часть 1       Задания с выбором ответа
  Часть 2       Задания с кратким ответом
  Часть 3       Задания с развернутым ответом
  Итого     (100%)  

 

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности

Содержание экзаменационной работы можно разделить на 7 блоков с учетом уровней организации живой природы (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотически-биосферный) и проявляющихся в них закономерностей: онтогенеза, эволюции, структурно-функциональной организации экосистем. Основное содержание этих блоков направлено на формирование у учащихся научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни.

Первый блок «Признаки живого, его разноуровневая организация» включает материал о биологии как науке, её достижениях и методах исследования, роли в познании окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы.

Второй блок «Клетка как биологическая система» составляют цитологические знания: о клеточной теории, строении и функциях клетки, гене и генетическом коде, химической организации клетки, метаболизме (энергетический обмен, биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез), о многообразии клеток, их делении путём митоза и мейоза.

Третий блок «Организм как биологическая система» интегрирует материал из основной и старшей школы об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях: о многообразии организмов разных царств, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости, селекции организмов, биотехнологии.

В четвёртом блоке «Многообразие организмов» рассматривается система и эволюция органического мира: многообразие, строение и жизнедеятельность растительного, животного, грибного и бактериального организмов, классификация растений и животных; усложнение растений и животных в процессе эволюции, биологические основы выращивания культурных форм.

Пятый блок «Человек и его здоровье» содержит систему знаний о строении, жизнедеятельности, происхождении и гигиене человека, его биологической природе и социальной сущности, о факторах здоровья и риска, профилактике СПИДа и инфекционных заболеваний.

В шестом блоке «Эволюция» раскрываются проблемы эволюции органического мира, учение о движущих силах, направлениях и результатах эволюции.

Седьмой блок «Экосистемы» обобщает знания из основной и старшей школы об экологических закономерностях, круговороте веществ, цепях питания, факторах, обеспечивающих и нарушающих устойчивость экосистем, о биосфере, ведущей роли живого вещества в ее развитии, глобальных изменениях в биосфере, мерах сохранения равновесия в ней.

 

Таблица 2.

Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии

Содержательные блоки Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу
1. Признаки живого, его разноуровневая организация     1,6
2. Клетка как биологическая система     19,6
3. Организм как биологическая система     16,5
4. Многообразие организмов     2,3
5. Человек и его здоровье     14,8
6. Эволюция      
7. Экосистемы     11,5
Итого     100%

 

Экзаменационная работа предусматривает следующие виды деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях (таблица 3).

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: узнавать биологические объекты, процессы, явления, называть основные положения теорий и закономерностей. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать, объяснять биологические процессы и явления. Задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в семи блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данным умением, охватывают наиболее существенные вопросы содержания проверки.

 

Таблица 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: