Руководитель Департамента
Общего и дошкольного образования
Минобразования России
___________________ А.В.Баранников
«_______» ___________ 2003 г.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Экзаменационной работы по биологии
Для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2004 г.
1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по биологии выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и зачисления в ссузы и вузы.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998 г.).
2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ №56 от 30.06.1999 г.).
3. Структура экзаменационной работы.
Работа состоит из трех частей (таблица 1): Часть 1 содержит 42 задания с выбором ответа. Первые 30 заданий из них проверяют знания на базовом уровне, последние 12 на повышенном уровне. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один верный.
Часть 2 содержит 7 заданий повышенного уровня: 4 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 2 - на соответствие и 1 - на определение последовательности биологических явлений и процессов.
Часть 3 включает 6 заданий: 3 – с кратким свободным ответом повышенного уровня и 3 – с развернутым свободным ответом высокого уровня.
Таблица 1.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Макси-мальный первич-ный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
Часть 1 | Задания с выбором ответа | ||||
Часть 2 | Задания с кратким ответом | ||||
Часть 3 | Задания с развернутым ответом | ||||
Итого | (100%) |
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности
Содержание экзаменационной работы можно разделить на 7 блоков с учетом уровней организации живой природы (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотически-биосферный) и проявляющихся в них закономерностей: онтогенеза, эволюции, структурно-функциональной организации экосистем. Основное содержание этих блоков направлено на формирование у учащихся научной картины мира, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни.
Первый блок «Признаки живого, его разноуровневая организация» включает материал о биологии как науке, её достижениях и методах исследования, роли в познании окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы.
Второй блок «Клетка как биологическая система» составляют цитологические знания: о клеточной теории, строении и функциях клетки, гене и генетическом коде, химической организации клетки, метаболизме (энергетический обмен, биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез), о многообразии клеток, их делении путём митоза и мейоза.
Третий блок «Организм как биологическая система» интегрирует материал из основной и старшей школы об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях: о многообразии организмов разных царств, размножении и онтогенезе, о закономерностях наследственности и изменчивости, селекции организмов, биотехнологии.
В четвёртом блоке «Многообразие организмов» рассматривается система и эволюция органического мира: многообразие, строение и жизнедеятельность растительного, животного, грибного и бактериального организмов, классификация растений и животных; усложнение растений и животных в процессе эволюции, биологические основы выращивания культурных форм.
Пятый блок «Человек и его здоровье» содержит систему знаний о строении, жизнедеятельности, происхождении и гигиене человека, его биологической природе и социальной сущности, о факторах здоровья и риска, профилактике СПИДа и инфекционных заболеваний.
В шестом блоке «Эволюция» раскрываются проблемы эволюции органического мира, учение о движущих силах, направлениях и результатах эволюции.
Седьмой блок «Экосистемы» обобщает знания из основной и старшей школы об экологических закономерностях, круговороте веществ, цепях питания, факторах, обеспечивающих и нарушающих устойчивость экосистем, о биосфере, ведущей роли живого вещества в ее развитии, глобальных изменениях в биосфере, мерах сохранения равновесия в ней.
Таблица 2.
Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии
Содержательные блоки | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
1. Признаки живого, его разноуровневая организация | 1,6 | ||
2. Клетка как биологическая система | 19,6 | ||
3. Организм как биологическая система | 16,5 | ||
4. Многообразие организмов | 2,3 | ||
5. Человек и его здоровье | 14,8 | ||
6. Эволюция | |||
7. Экосистемы | 11,5 | ||
Итого | 100% |
Экзаменационная работа предусматривает следующие виды деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях (таблица 3).
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: узнавать биологические объекты, процессы, явления, называть основные положения теорий и закономерностей. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать, объяснять биологические процессы и явления. Задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в семи блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данным умением, охватывают наиболее существенные вопросы содержания проверки.
Таблица 3.