Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере




Государственное регулирование занятости представляет собой системы мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение, цену товара „рабочая сила” с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.

В соответствии с рекомендациями МОТ и нормативными актами о занятости населения при разработке государственной политики занятости необходимо руководствоваться такими принципами:

1) обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

2) содействие эффективной занятости, которая предупреждает безработицу, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

3) добровольность труда, в соответствии с которой занятость базируется на свободном желании граждан (каждый человек имеет право самостоятельно решать вопрос: принимать или не принимать участие в общественном труде, выбрать наиболее благоприятный для себя режим занятости и др.);

4) содействие трудовой мобильности (связано с развитием системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом новых требований к качеству работника в условиях рынка, а также с формирование ориентации людей на беспрерывное совершенствование профессионального мастерства, готовность на переобучение в случае необходимости;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости и др

Совокупность мер и специальных институтов, посредством которых государство осуществляет свое воздействие на занятость населения, называется механизмом регулирования рынка рабочей силы. Эти меры могут быть классифицированы следующим образом.

1. По масштабам воздействия – общие и селективные. Общие охватывают все трудоспособное население. Селективные распространяются на отдельные группы трудоспособных, например, молодежь, или трудоспособных лиц, проживающих в определенном регионе, оказавшимся в результате структурных преобразований районом экономического бедствия.

2. По способу воздействия – прямые и косвенные. Прямые непосредственно направлены на создание дополнительных рабочих мест, установление минимальной заработной платы, регламентацию рабочего времени. Косвенные меры влияют на рынок рабочей силы посредством изменения условий хозяйствование через осуществление государством соответствующей налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики.

3. По типу воздействия – активные и пассивные. К активным мерам относятся те, которые направлены на содействие скорейшему возвращению к активному труду. Сюда относится: помощь в трудоустройстве, содействие в повышении профессиональной и региональной мобильности трудоспособных граждан, организация общественных оплачиваемых работ, развитие самозанятости, создание малого предпринимательства. Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда. В пассивную политику включаются следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей, оформление досрочного выхода на пенсию с условием наличия трудового стажа.

4. По содержанию – экономические, административные идеологические. Экономические включают предоставление кредитов, субсидий, льгот и дотаций предпринимателям, регулирование уровня налогов и др. К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие рабочее время, пенсионный возраст, ограничение иммиграции. Идеологические меры направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведением государства определенной политики на рынке рабочей силы.

5. По объекту воздействия – направленные на количественные параметры (динамика соотношения спроса и предложения рабочей силы), качественные характеристики (уровень образования и профессиональной подготовки, территориально-отраслевой структуры), организационный аспект рынка. Как правило, в период кризиса акцент делается на регулирование государством количественных переметров и организационных аспектов рынка рабочей силы, а в период оживления – на совершенствование его качественного состояния.

Изменение тех или других мер в процессе регулирования изменяется под воздействием перемен в экономике. Государство, пополняя арсенал своего воздействия на рынок труда новыми средствами, может корректировать наиболее острые диспропорции.

Процессы занятости населения регулируются на трех уровнях: государственном, региональном и уровне предприятия. Для того, чтобы политика регулирования процессов занятости была эффективной, необходима максимальная согласованность действий на всех уровнях. На государственном уровне определяются минимальные необходимые нормативы функционирования рынка труда, его общие границы.

Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, устанавливает объем прав работодателей и наемных работников, возможность их участия в управлении производством. Законодательная власть представлена Верховным советом Украины, где сформированы комитеты по вопросам занятости, социальной защиты населения. Исполнительную власть осуществляет правительство (Кабинет Министров Украины), который формируется Президентом Украины.

Правительством Украины принят ряд законодательных актов в области совершенствования использования рабочей силы, трудоустройства и занятости населения. В частности, законы Украины „Про зайнятість населення”, „Про підвищення соціальних гарантій для громадян”, „Про охорону праці”, „Про органнізацію оплачуваних громадських робіт”, „Про інспекцію з контролю за виконанням законодавства про зайнятість населення”, „Про порядок реєстрації громадян як безробітних, виплати допомоги членам їх сімей”, „Про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді України”.

Центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения единой государственной политики занятости, социальной защиты является Министерство труда и социальной политики Украины, а также отделы труда областных и районных Советов народных депутатов.

Основные сферы деятельности Министерства труда и социальной политики Украины приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: