Функции политики доходов и принципы их распределения




Возможности материальной и духовной жизни каждого человека зависят от уровня его доходов. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение цены произведенного продукта над затратами на его производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума во вновь созданной стоимости и присвоенную им.

Уровень дохода напрямую зависит от государственной политики доходов. Политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференциации налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. Такое регулирование способствует повышению доходов бедных слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства их рабочей силы, устранения диспропорций, связанных с неодинаковыми производственными факторами (земля, капитал, труд, предпринимательские способности), регулирования занятости, снижения социальной напряженности.

Основной целью в области политики доходов на современном этапе социально-экономического развития Украины является предупреждение снижения уровня жизни населения и дальнейшее его повышение по мере стабилизации экономики.

Политика доходов и заработной платы выполняет такие важные функции:

- программно-стратегическая – определение концепции уровня жизни, политики доходов, разработка социальных и других программ;

- распределительная – формирование и распределение доходов и средств на оплату труда;

- нормотворческая – разработка законов, нормативных актов, нормативов и др.;

- мобилизирующая – привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем;

- консолидирующая – выявление и согласование интересов социальных групп, предприятий, отраслей, регионов.

Основные направления политики в области доходов предполагают решение следующих основных задач:

§ обеспечение социально и экономически обоснованного уровня доходов, при этом приоритет отдается труду как главному источнику повышения благосостояния граждан и стимулу к эффективной трудовой деятельности. Активизации экономического поведения граждан;

§ повышение минимальных доходов на основе различных форм индексации в связи с ростом потребительских цен;

§ повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов в секторах экономики, отраслях, категориях работников;

§ создание экономических и правовых механизмов, которые стимулируют использование доходов от собственности и предпринимательской деятельности для инвестирования и кредитования социально значимых государственных программ;

§ совершенствование налогового регулирования доходов физических лиц.

В политике доходов обязанностью государства является выступать гарантом социальной устойчивости общества, защиты прав, свобод и интересов населения, а также наиболее существенных параметров его социально-экономичного положения. Степень влияния государства на процесс перераспределения доходов определяется объемом социальных выплат из государственного и местных бюджетов.

Политика доходов базируется на определенных принципах, которые закреплены в Конституции и в других законодательных актах, а именно: социальная справедливость; социальное партнерство и солидарность всех слоев населения; индивидуальная ответственность за свое материальное положение; право на труд и достойное вознаграждение; право на профессиональные объединения; экономическая целесообразность и др.

Доход каждого гражданина, независимо от источника его получения является частью национального дохода, который представляет собой стоимостную форму вновь созданного продукта за определенный период времени (год). Интерес отдельного индивидуума в получении как можно большей доли общественного продукта в личное распоряжение наталкивается на интересы других лиц и общества в целом, требования социальной справедливости и зависит от принципов распределения доходов в обществе.

В историческом, теоретическом и практическом аспектах выделяют также принципы установления вышеназванной доли.

Уравнительное распределение. Характеризуется вмешательством государства в этот процесс и является допустимым в условиях производства в обществе такого объёма средств к жизни, которое меньше необходимого минимума средств к жизни (в период длительных военных действий и разрухи народного хозяйства, стихийных и экологических затянувшихся катаклизмов и др.). В этом случае задача распределения – обеспечение возможности физического выживания членов общества. Этот принцип распределения имел место в СССР в условиях первых послевоенных лет (1917-1919) в силу общего понижения уровня жизни, связанного с огромными разрушениями производительных сил в период гражданской войны и интервенции.

Распределение по труду (как по затратам, так и по результатам труда).

Распределение по затратам труда осуществляется в соответствии с его качеством и количеством. Труд работника всегда может быть оценён величиной отработанного времени. Качественно неоднородные виды труда могут быть сведены к простому виду при помощи редукции труда. Количество труда может быть выражено и объёмом производимой продукции (работ, услуг).

Вместе с тем, распределение по затратам труда может быть осуществлено лишь в том случае, если произведенный продукт находит своё признание на рынке товаров. В противном случае распределение должно осуществляться по результатам труда. Этот вид распределения доходов может быть неадекватным вложенному в производство количеству и качеству труда в случае производства неконкурентоспособной продукции (работ, услуг), не пользующейся спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

Формирование дохода по затратам труда характерно для плановой системы хозяйствования, в условиях отсутствия конкурентных рынков и монополии государства как на экономические ресурсы производства, так и на созданный обществом продукт.

В условиях рыночной экономики экономическая эффективность затрат труда определяется конкурентоспособностью произведенной продукции (работ, услуг), в связи с чем принцип распределения по затратам индивидуального труда дополняется распределением по результатам коллективного труда, исходя из предельной продуктивности труда работника на конкретном рабочем месте. Это означает, что доход работника при прочих равных условиях увеличивается в соответствии с ростом дохода предприятия от данного вида труда.

Разгосударствление собственности, создание акционерных, частных предприятий в Украине приводит к тому, что, наряду с распределением по труду (как по затратам, так и по результатам) становится реальным распределение по собственности. Рост доходов по собственности, как правило, приводит к усилению различий в уровне благосостояния, не связанных с личными способностями людей и их трудовыми усилиями.

Поэтому, в настоящее время всё более актуальной для стран с рыночной экономикой становится проблема определения оптимального соотношения принципов распределения по труду и по собственности. Соотношение в распределении общественного богатства по этим двум принципам устанавливается в ходе эволюции экономического, социального и политического развития страны, однако просматривается тенденция к возрастанию роли распределения по труду.

В экономической литературе рассматриваются также принципы распределения по способностям, должностям, потребностям, при помощи лотерей.

Распределение по способностям является частным случаем распределения по труду, так как способности влияют на результаты труда, а значит и на соответствующую долю общественного богатства.

Распределение по должности отражает влияние бюрократического государственного аппарата управления на распределительные отношения. Особенно широко использовался этот принцип в административно-командной плановой системе хозяйствования. Его ослабление происходит в условиях демократического распределения в зависимости от владения собственностью на экономический ресурс и законов предельной полезности и продуктивности.

Рассмотренные выше принципы распределения общественного богатства сориентированы на экономический аспект проблемы, который выражается в значительном неравенстве в доходах и в потреблении. Это неравенство большинство стран пытается компенсировать за счёт фондов совместного удовлетворения потребностей (трансфертные платежи) и благотворительных фондов, которые в определённой мере реализуют принцип распределения по потребностям. Это в некоторой степени снижает остроту социально-психологического аспекта проблемы неравенства в доходах.

Опыт распределения общественного богатства в различных странах свидетельствует, что стабильность в обществе основывается на дифференциации доходов, что обеспечивает высокие стимулы к росту эффективности экономики, при условии гарантии удовлетворения основных потребностей всего населения страны.

Распределение доходов с помощью лотерей представляет собой перераспределение общественного богатства и не связано с правом собственности на экономические ресурсы производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: