Уровень жизни: понятие и показатели




Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства и, в частности, политики доходов.

Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны жизнедеятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его граждан в частности. Под уровнем жизни понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления.

Уровень жизни определяется степенью развития и удовлетворения потребностей, интересов людей, что отражается в конкретных показателях. В отличие от показателя «качество жизни», который отражает качественную характеристику, при определении уровня жизни используют данные (в том числе и статистические), которые поддаются учету, например, о состоянии здоровья населения, питании, одежде, жилищных условий и др.

Систему количественных и качественных показателей уровня жизни составляют:

-общий объем потребления материальных благ и услуг, уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

-реальные доходы населения, размер реальной заработной платы, поступления из других источников (пенсии, стипендии, пособия, дивиденды и др.);

-условия труда, продолжительность рабочего и свободного времени;

- показатели образования, здравоохранения др.

В табл.10.3. приведен перечень основных показателей уровня жизни населения.

Научное понимание сущности понятия «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения. В соответствии с Конвенцией 117 МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» государство должно принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей, наемных работников и их семей.

 

Таблица 10.3. Основные показатели уровня жизни

Объемные (абсолютные) Удельные (средние)
Объем национального дохода Доля фонда потребления в национальном доходе
Номинальные доходы населения Реальный доход на душу населения (Номинальный доход / Индекс потребит. цен)
Фонд заработной платы Величина средней в экономике (и по видам экономической деятельности) и минимальной гарантированной заработной платы
Доходы от предпринимательской деятельности Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
Объем пенсионных фондов Средний и минимальный размер пенсий
Объем товарооборота Товарооборот на душу населения
Объем предоставленных услуг Объем предоставленных услуг на душу населения
Величина жилого фонда Обеспеченность жильем одного человека
Численность занятых в отраслях экономики Доля безработных в ЭАН
Сумма вкладов населения в сбербанк Средний размер вклада
Естественный прирост населения Продолжительность жизни

 

 

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

нормальный уровень – рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека;

бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства ресурсов для труда;

нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

Важнейшим инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов являются потребительские бюджеты. Потребительский бюджет – среднестатистический баланс доходов и расходов за определенный период (месяц, год), который характеризует уровень жизни различных групп населения. На практике используются два вида потребительских бюджета: нормативные, являющиеся результатом научных исследований и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.

1. Потребительский бюджет высокого достатка. С их помощью можно оценить текущее потребление, соответствующее полному удовлетворению разумных потребностей. В настоящее время они не используются.

2. Рациональные потребительские бюджеты, основанные на рациональных потребностях населения. Это понятие используется как научный инструмент социально-экономического анализа.

3. Минимальный потребительский бюджет – это сумма в денежном выражении, нужная для покрытия затрат на получение минимально необходимых человеку (семье) потребительских товаров и услуг, то есть, в объеме, обеспечивающем только элементарные условия жизни, поддерживающих здоровье и трудоспособность людей. Сюда включают достаточное количество питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного потребления, а также оплату жилья, транспорта и других жизненно важных услуг. Такой бюджет ограничивает приобретение товаров длительного пользования (мебели, сложной электротехники и др.), не предполагает затрат на приобретение автомобиля, квартиры, дачи, отдых на курорте. Этот показатель используется как основа для определения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и некоторых других социальных выплат.

В настоящее время используется показатель «прожиточного минимума». Он отражает стоимость потребления самых важных материальных благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека на минимально допустимом уровне. Этот показатель устанавливается на период преодоления кризиса в экономике. Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие бюджета прожиточного минимума, который, кроме стоимостной оценки натурального набора прожиточного минимума, включает еще и все затраты на налоги и другие обязательные платежи.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается таким образом:

-определяется потребление продуктов потребления в среднем на одного члена семьи с учетом половой структуры населения;

-рассчитывается общий объем минимально необходимых затрат на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

-определяется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе.

В мировой практике используют два основных подхода к построению прожиточного минимума: нормативный и статистический. Основой нормативного метода является концепция потребления на научно обоснованном минимально необходимом уровне. Статистический метод основывается на анализе сложившихся закономерностей потребления, отражении его текущих особенностей.

В настоящее время в Украине в основу «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Украины» положен нормативно –статистический метод. Согласно этому методу, оценивается стоимость нормативного набора 35 продуктов питания (11 агрегированных групп, см. табл.3), четырех групп непродовольственных товаров и пяти групп видов услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей в основных товарах и услугах при минимальной стоимости потребительской корзины по всем социально-демографическим группам населения.

Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания и базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает традиционно сложившуюся в Украине структуру потребления продуктов (табл. 10.4).

Таблица 10.4. Структура продуктовой части прожиточного минимума в расчете на год

Виды групп продуктов, кг В среднна душу насел. Муж-чины 16-59 лет Жен-щины 16-54 года Пенси-онеры Дети
0-6 лет 7-15 лет
Хлебопродукты 130,8 177,0 124,9 119,0 64,4 112,3
Картофель 124,2 160,0 120,0 90,0 85,0 135,0
Овощи 94,0 80,0 96,8 96,8 85,0 120,0
Фрукты и ягоды 19,4 14,6 12,6 10,6 34,4 44,4
Сахар и кондитер. изделия 20,7 20,8 19,8 18,8 19,7 26,1
Мясопродукты 26,6 32,2 25,0 19,8 18,7 33,5
Рыбопродукты 11,7 12,7 10,7 12,7 8,7 12,5
Молочные продукты 212,4 201,7 179,4 174,1 279,0 303,4
Яйца, штук 151,4 180,0 150,0 90,0 150,0 180,0
Масло растит., маргарин, др. 10,0 11,2 9,8 8,9 6,8 11,7
Прочие продукты 6,4 6,2 6,2 6,2 5,0 9,0

 

Как основа для определения доли расходов бюджета прожиточного минимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, услуг, выплату налогов и других обязательных платежей, используется фактически сложившаяся структура расходов у 10% наименее обеспеченных семей в базовом периоде. На основе этих данных производится «досчет» расходов в процентах к реально рассчитанным данным о расходах на питание. Различие в структуре расходов по социально-демографическим группам приведено в табл. 10.5.

Таблица 10.5. Структура расходов бюджета прожиточного минимума в Украине в 2001 г., в %.

  Статьи расходов Социально-демографические группы
В среднем на душу Трудоспо- Собные Пенсионеры Дети
0-6 лет 7-15 лет
Питание 68,3 61,6 82,9 74,5 73,4
Непродовольственные товары 19,1 21,4 10,0 18,9 19,8
Услуги 7,4 8,9 7,1 6,6 6,8
Налоги и другие платежи 5,2 8,1      
Всего расходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Такие расчеты позволяют дифференцированно осуществлять воспроизводство, а отсюда определять минимально необходимые уровни доходов для разных по составу типов семей: супругов с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионеров.

Величина прожиточного минимума в Украине в 2003 и 2004 г.г. составляла соответственно: для детей от 0 до 6 лет – 307 и 321 грн, детей от 6 до 18 лет – 384 и 400 грн., трудоспособного населения – 365 и 382 грн, нетрудоспособного – 242 и 281 грн, средняя – 342 и 358 грн.

В развитых странах установленный прожиточный минимум совпадает с гарантированной государством величиной минимальной заработной платы, пенсии и стипендии. Согласно с Законом Украины «Об оплате труда» размер минимальной заработной платы устанавливается в размере не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо.

Помимо прожиточного уровня в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, выделяют устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в Украине принята так называемая жилищно-санитарная норма. Накануне распада СССР норма, обеспечивающая нормальное осуществление физиологических функций человека составляла 9 м2. Исходным при этом является «воздушный куб в расчете на одного человека». Нижним его пределом является 25-30 м3 воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь – 8, 93 м2, округленно – 9 м2.

В области охраны здоровья планируются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг Конституция Украины гарантирует бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В области образования гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе получить на конкурсной основе бесплатно высшее и среднее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении или на предприятии. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в образовательных школах разных типов и др.

Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов играют нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности.

В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения. Однако такие расчеты еще не завершены. Между тем, оценивать положение на рынке труда и его влияние на уровень жизни населения весьма затруднительно.

Существенную роль в формировании доходов и определенного уровня жизни играют социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из специальных фондов и бесплатные услуги, осуществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. В настоящее время в Украине действуют более тысячи нормативных актов, предусматривающие различные социальные льготы для двухсот категорий населения. Международная статистика выделяет 14 социальных стандартов уровня жизни (рассм. в теме 4).

Уровень жизни населения зависит от экономического потенциала страны и в значительной мере определяется величиной национального дохода (вновь созданной стоимостью). НД делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд потребления включает: фонд заработной платы и доходов; фонд общественного потребления; фонд содержания общественных организаций и аппарата управления.

Показатели жизненного уровня значительно ухудшаются в зависимости от роста инфляции, что находит свое отражение в соотношении номинальных и реальных доходов населения. Для оценки изменений уровня жизни населения определяют индекс стоимости жизни, который рассчитывают по набору товаров и услуг для разных социально-экономических групп населения и по минимальному набору:

Ц1 g1

I= -----------,

Ц0 g0

 

где Ц01 – цена покупки соответствии в базисном и текущем периодах; g1,g2 – объем покупок базисного и текущего периодов.

 

Бедность и ее показатели

Для характеристики уровня жизни населения используют понятие «бедности». Бедность – состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для конкретного общества в конкретный период времени. Рассматривают такие формы бедности: объективная и субъективная; абсолютная и относительная; временная и застойная.

Объективная бедность определяется на основе принятых в стране критериев дохода и доступа к тем или иным материальным и духовным благам: возможность дать детям образование, приобрести профессию, качественно лечиться, иметь жилье, отвечающее общепринятым стандартам. Обследования условий жизни 10 тысяч домохозяйств, проводимые Госкомстатом Украины во всех регионах Украины с 1999 г. свидетельствуют, что уровень и глубина бедности практически не изменились (табл. 8). Несмотря на низкий уровень жизни население страны не голодает. Энергетическая ценность суточного рациона измеряется 3341,2 ккал, и даже представители бедных слоев населения потребляют в среднем 2399,7 ккал в сутки при границе бедности, определенной ООН – 2100 ккал. Вместе с тем, у 38% бедных в Украине энергетическая ценность питания ниже этой границы. В отличие от питания, обеспеченность населения Украины непродовольственными товарами, особенно широкого потребления, является низким: холодильники имеют 90,3% семей (в селе – 78,3%), цветные телевизоры – 72,2% семей (51,5 % в селе), пылесосы -53,8% (в селе – 30,0%), стиральные машины – 73,7% (в селе - 60,8%).

Субъективная бедность определяется как самооценка человеком своего экономического положения. То есть, человек признается бедным, когда он сам себя так идентифицирует. По данным 44 обследований, проведенных 1999-2003 гг. Украинским Институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг», ниже среднего считают свой уровень жизни 60% населения Украины («Україна: аспекти праці.-№ 7, 2003.-С. 30 »).

Разделение бедности на абсолютную и относительную – это противоречивая проблема. Абсолютная бедность определяется в соответствии с принятой в стране границей, а относительная – по имущественному расслоению населения. Абсолютная бедность – это черта не только физического, но и социального выживания человека. В разных обществах она разная. Теоретики говорят о возможности ликвидации абсолютной бедности и невозможности преодоления относительной бедности. Ученые доказали. Что люди чувствуют себя ущербно в терминах именно относительной, а не абсолютной бедности, хотя это сложно объяснить с позиции здравого смысла.

По подсчетам специалистов каждый пятый человек на нашей планете, т.е. свыше 1 миллиарда человек, существуют в условиях абсолютной бедности (1дол. дохода в день). В зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% сложившегося в стране среднего дохода.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семья или отдельное лицо считается нищим, если ее потребление пищи не обеспечивает 80% минимального продуктового рациона, определенного по физиологическим и возрастным нормам, или, если затраты на питание превышают 80% доходов.

Основными показателями, используемыми для измерения бедности, являются: черта бедности; уровень бедности; глубина бедности.

По стандартам ООН черта бедности в странах Восточной Европы и СНГ определяют на уровне среднедушевого дохода в сутки в 4 доллара, для стран Латинской Америки – 2 доллара, для экономически развитых стран – 14.4 доллара (по паритету покупательной способности доллара в 1990 году).

Уровень бедности – это удельный вес семей (домохозяйств, отдельных лиц), чей уровень потребления ниже определенной черты бедности. Глубина бедности – это соотношение потребления (уровня доходов) семей (домохозяйств, отдельных лиц), которые признаны бедными, с чертой бедности. Он отражает непосредственно уровень отличий потребления бедными слоями населения от определенной черты, то есть измеряет, насколько бедны эти слои населения.

Ныне по объективным и субъективным критериям бедности в Украине можно выделить четыре четко очерченные группы населения:

- бедные – приблизительно 27% населения, более половины из которых являются нищими.

- потенциально среднедоходные, их доходы превышают границу бедности, но недостаточны, чтобы эта группа населения была отнесена к среднему слою; именно эта группа – к ней относится половина населения страны - должна быть главным объектом действий государства для создания среднего слоя;

- среднедоходные (около 20% населения) – могут рассматриваться как социальная база будущего среднего класса, так как положение между «верхушкой» и социальным «дном» является одной из качественных характеристик среднего класса в экономически развитых странах Европы. Однако у нас представители этой группы более половины своих доходов получают нелегально, поэтому их экономическая деятельность противоречит принципам социально ориентированной рыночной экономики;

- богатые – их на протяжении четырех лет наблюдения было около 3%.

Соотношение доходов богатых и наиболее бедных слоев населения в разных странах: Китай – 7: 1; страны ЕС – 7: 1; Япония – 4,3: 1; Украина – 40: 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: