Конвенции и рекомендации МОТ в системе защиты прав работников




С развитием рыночной экономики сформировался мировой ринок труда, складывались общепринятые в мире рыночные отношения, юридически оформленные в конвенциях и рекомендациях МОТ как составная часть международного права.

По темам существуют конвенции:

1. Свобода ассоциации.

2. Запрещение принудительного труда.

3. Равенство возможностей и общения.

4. Занятость, человеческие ресурсы.

5. Социальная политика. Регулирование вопросов труда.

6. Статистика труда.

7. Коллективные трудовые отношения.

8. Заработная плата.

9. Рабочее время.

10. Еженедельный отдых и оплачиваемые отпуска.

11. Безопасность и гигиена труда.

12. Бытовое обслуживание, досуг и свободное время.

13. Социальное обеспечение.

14. Труд женщин.

15. Труд детей и подростков.

16. Работники-мигранты.

17. Отдельные категории работников.

Всего имеется 200 конвенций МОТ, важнейшие из которых ратифицированы в Украине, а именно:

Конвенция № 95 (1949 г., ратифицирована в 1061 г.) о гарантии заработной платы. В ней сказано, что предприниматель выплачивает работнику за выполненную работу или услуги и за ту, которая должна быть выполнена. Заработная плата выплачивается исключительно валютой, имеющий законный оборот в данной стране; выплата заработной платы в виде спиртных напитков запрещена; заработная плата выплачивается непосредственно работнику или его доверенному лицу; заработная плата не подлежит аресту; заработная плата выплачивается регулярно и по месту работы.

Конвенция № 111 (1958 г., ратифицирована в 1961 г.) о дискриминации в области труда и занятий. Указано о недопустимости отмены или предпочтения по признакам расы, цвета кожи, религии, политических переубеждений, иностранного происхождения, что привело бы к нарушению условий в области труда и занятий.

Конвенция № 122 (1964 г., ратифицирована в 1968 г.) о политике в области занятости, которая предусматривает активное содействие полной, продуктивной и свободно выбранной занятости. Эту Конвенцию следует рассматривать совместно с рекомендациями МОТ № 122 (1964г.) и рекомендацией МОТ № 169 (1984г.).

Конвенция № 142 (1975 г., ратифицирована в 1979 г.) о профориентации и профподготовке в области развития человеческих ресурсов, которая обязывает члена организации принимать и развивать всесторонне скоординированные программы и политику профподготовки и ориентации, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Конвенция № 138 (1973 г., ратифицирована в 1979 г.) о минимальном возрасте принятия на работу. В ней указано о запрещении детского труда: минимальный возраст не ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всех случаях не ниже 15 лет.

Конвенция № 154 (1994 г., ратифицирована в Украине в 1981г.) о содействии коллективным переговорам. Эта Конвенция базируется на международных нормах, содержащихся в Конвенции 1948 г. о свободе ассоциации и защиту права на организацию; Конвенции1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; в Рекомендации (1951 г.) о добровольном примерении и арбитраже, в Конвенции 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе, а также Конвенции 1978г. и Рекомендации 1978 г. о регулировании вопросов труда.

Конвенция № 158 (1982г.) и соответствующая ей Рекомендация о прекращении трудовых отношений, которые предусматривают защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, обеспечения защиты доходов в случае потери работы и установления процедур, которыми надлежит руководствоваться в случае образования излишка рабочей силы.

Рекомендация № 169 (1984 г.) о политике в области занятости, где наиболее полно из всех нормативных документов МОТ рассмотрены проблемы занятости и возможные пути их решения.

Конвенция № 168 (1988 г.) и соответствующая ей Рекомендация № 176 о содействии занятости и защите от безработицы, наряду с вопросами содействия продуктивной занятости, подробно рассматривают вопросы пособий по безработице и иной материальной помощи безработным и членам их семей.

Конвенция № 173 и соответствующая ей Рекомендация № 180, принятые в 1992 г. о защите требований трудящихся по выплате заработной платы, оплате сверхурочных работ, отпуска, выходного пособия и других выплат в случае закрытия, самоликвидации или прекращения деятельности предприятия.

Из последних ратифицированных в Украине документов следует выделить следующие.

Конвенция № 144 (1976 г., ратифицирована в 1993 г.) о трехсторонних консультациях для содействия применению международних трудовых норм.

Конвенция № 156 (1981 г., ратифицирована в 1999г.) об одинаковом отношении и одинаковыми возможностями для работающих мужчин и женщин.

Каждая Конвенция после ратификации действует на протяжении 10 лет, после этого ее можно демонтировать. Если член МОТ не воспользуется этим правом, то она автоматически сохраняет действие еще на протяжении 10 лет. В Украине работа по подготовке и принятия новых нормативных актов, приведение имеющихся в соответствие с международными конвенциями только началась.

 

4. Международная трудовая миграция

Явление международной миграции населения довольно давнее и оставило заметный след в развитии человечества.

Основные причины возникновения и существования международной трудовой миграции следущие.

Со стороны стран-доноров: большое количество населения, что может объясняться, в частности, демографическим бумом в некоторых странах; массова безработица, обусловленная НТП; низкий жизненный уровень и сравнительно низкая заработная плата и др.

Со стороны стран-реципиентов: потребность в дополнительной высококвалифицированной рабочей силе; потребность в дополнительной дешевой и мобильной рабочей силе, в частности, благодаря развитию сферы, которая оказывает содействие созданию дополнительных рабочих мест; сравнительно высокая заработная плата.

Среди факторов, которые оказывают содействие развитию миграционных процессов, наиболее существенные такие:

- высокая скорость распространения информации;

- быстрое развитие международных пассажирских линий;

- развитие средств коммуникации.

По степени легальности выделяют легальную и нелегальную трудовую миграцию.

Нелегальная международная трудовая миграция формируется под влиянием комплекса причин. Среди них наиболее распространенными являются такие:

- отсутствие четкой иммиграционной политики или административной инфраструктуры его реализации;

- юридическая неграмотность мигрантов, которая не позволяет действовать в соответствии с существующим миграционным законодательством;

- сложный или противоречивый характер процедуры легализации;

- предшествующие тайные договоренности между потенциальными мигрантами и их нанимателями.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия. Прежде всего, выигрывают большей частью сами мигранты, поскольку они, как правило, направляются в другие страны с целью улучшения своего положения. Выигрывают от миграции предприниматели, которые нанимают мигрантов на работу, поскольку их требования относительно заработной платы более низкие, кроме того, отсутствует профсоюзная защита иммигрантов и т.п.

Страна-экспортер трудовых ресурсов выигрывает от трудовой миграции, поскольку:

- переведенные денежные суммы, как правило, в банках страны-экспортера обмениваются на национальную валюту, итак, иностранная валюта остается в этих банках;

- ослабляется проблема безработицы;

- ротация, т.е. возвращение на родину одних и эмиграция других граждан, оказывает содействие возрастанию роста и опыта местных специалистов.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции для стран-импортеров трудовых ресурсов относят:

- возникновение дополнительных проблем, связанных с социальной защитой иммигрантов;

- углубление проблемы поиска места работы для местного населения страны-импортера трудовых ресурсов;

- отплыв национальной валюты за границу в виде переводов;

- потеря высококвалифицированных специалистов при репатриации мигрантов, т.е. по возвращении мигрантов на родину.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран-экспортеров трудовых ресурсов:

- потеря классных специалистов (проблема «утечки мозгов»);

- дополнительные затраты из бюджета на подготовку новых специалистов;

- необходимость поиска путей защиты своих граждан от дискриминации;

- определенный проигрыш предпринимателей страны-экспортера, которые теряют до определенной степени возможность иметь широкий выбор рабочей силы, особенно специалистов.

Главной целью государственной миграционной политики может быть способствование обеспечению безопасности страны, наращиванию ее экономического потенциала и росту благосостояния трудящихся.

В Украине государственная миграционная политика только формируется. Она базируется на основоположных государственных нормативно-правовых документах и международных правовых актах, таких как законы Украины «О гражданстве Украины», «О правовом статусе иностранцев», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», «О беженцах», «О занятости населения», «О предпринимательстве», «Об административных правонарушениях»; «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов; постановление Кабинета Министров Украины «О правилах въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию»; соглашение между правительством России и Украины о сотрудничестве пограничных областей, двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, которые работают за пределами своей страны; Международная Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Авторитетной международной организацией, которая занимается проблемами миграции населения является Международная организация по вопросам миграции (МОМ), созданная в 1951 году.

Целью МОМ является обеспечение во всем мире благоустроенной миграции лиц, которым необходимы международные миграционные услуги. Для достижения указанной цели перед МОМ поставлены такие задачи:

- управление благоустроенной и плановой миграцией граждан;

- перемещение квалифицированных человеческих ресурсов, направленное на экономическое, социальное и культурное развитие стран-реципиентов, с учетом специфических потребностей стран эмиграции и иммиграции;

- организация миграции беженцев, перемещенных лиц и других лиц, вынужденных оставить свою родину;

- осуществление роли международного форума, на котором государства-учасники и прочие партнеры обсуждают приобреиенный опыт, обмениваются взглядами, разрабатывают мероприятия и оказывают содействие сотрудничеству и координации усилий в области миграции.

Руководящим органом МОМ является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников и уполномочен принимать окончательные решения по вопросам политики, программ и финансирования Организации.

Бюджет МОМ состоит из административной части, которая формируется из взносов стран-участников соответственно установленной доли в процентах и оперативной части, которую составляют добровольные взносы из государственных источников, от мигрантов и спонсоров.

В МОМ входят 46 стран-членов и 35 стран-наблюдателей.

МОМ имеет тесные связи с другими международными организациями, которые занимаются социальными, экономическими и демографическими аспектами международной миграции, а также и с рядом международных общественных организаций.

4. Международная система нормативно-правового регулирования СТО

Научно обоснованная нормативно-методическая база стала требованием дня. Ее необходимость усилило принятие ряда норм в Конституции Украины, которыми, в частности, устоновлено, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи.

Система норм и нормативов, сформированная с их использованием статистика, построенное на их основе законодательство дают возможность установить вертикаль, которая будет норматовно-правовой основой для переговоров социальных партнеров и составление ими коллективных договоров и соглашений.

Международными усилиями создан свод модельных актов по социально-трудовым отношениям, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизованным требованиям.

Эти акты – объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального действия, принятые региональными организациями государств.

Главный вклад нормативных актов ООН в международное правовое регулирование социально-трудовых отношений заключается в том, что они сформулировали пакет основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной.

В числе провозглашенных ООН основных прав человека – комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных м культурных правах.

Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН10. 12. 1948 г. в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это программный политический документ. В этой декларации сформулирован пакет основных трудовых прав человека:

- право на труд;

- право на свободный выбор работы;

- право на защиту от безработицы;

- право на справедливые и благоприятные условия труда;

- право за равную оплату за равный труд;

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека;

- право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов;

- право на отдых т досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Трудовые права в пакте сформулированы подробнее, чем в Декларации, круг этих прав шире.

Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значительное место. В число основных трудовых прав вошли:

- право на труд;

- право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату;

- удовлетворительные условия существовани работников и их семей;

- безопасные и здоровые условия труда;

- одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации;

- право на отдых;

- право на профсоюзную организацию;

- право на забастовку;

- особая охрана труда и интересов женщин-матерей, детей и подростков.

Кроме того, в Пакте содержатся конкретные обязательства государств, ратифицировавших Пакт.

Наряду с Пактом об экономических, социальных и культурных правах, ООН в 1966 г. приняла второй международный пакт – Пакт о гражданских и политических правах, также ратифицированный СССР. Этот пакт содержит гражданские права, к которым относятся 2 права, имеющие отношение к трудовым отношениям: запрет принудительного труда; свободное осуществление права на ассоциацию, включая право на создание профсоюзов.

Важные нормы содержатся в конвенциях ООН о ликвидации рассовой дискриминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей одобрена 45-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. и содержит следующие основные положения:

- трудящиеся-мигранты имеют право быть полносьтю информированы о всех условиях их допуска или пребывания и оплачиваемой деятельности, которой они могут заниматься, а также относительно требований, которые они должны соблюдать в государстве работв по найму;

- запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму;

- трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;

- в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен с ограничениями, эти последние не должны применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране трудоустройства более пяти лет;

- по окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант имеет право перевести свои заработки и сбережения на родину;

- работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент выехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Стандарты МОТ.

МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением.

Определяющее значение МОТ в регулировании СТО имеет разроботка, принятие и контроль за выполнением международных трудовых стандартов – конвенциц и рекомендаций. За 1919 – 2001 гг. принято 184 конвенции и 192 рекомендации.

Конвенция – это международный акт, который после его ратификации (утверждения высшим органом государственной власти международного договора) государством-членом МОТ является обязательным для выполнения.Она содержит только самые основные общие положения.

Рекомендации содержат подробное рассмотрение конкретных социально-трудовых проблем, положения которых можно и полезно использовать в законах, в соглашениях и коллективных договорах. Рекомендации ратификации не подлежат.

Конвенции и рекомендации охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный кодекс труда.

В мае 1944 г. была принята Филадельфийская декларация Генеральной конференции МОТ, которая определила цели и задачи работы МОТ после второй мировой войны. Декларация сформулировала 4 принципа, собдюдение которых является обязательным для всех государств-членов МОТ. Это:

а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Эти принципы получили нормативное выражение в восьми конвенциях, ратификация которых для всех государств-членов МОТ признана первоочередной: № 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 98 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; № 29 1930 г. о принудительном труде; № 105 1957 г. об упразднении принудительного труда; № 100 1951 г. о равном вознаграждении за труд равной ценности; № 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий; № 138 1973 г. о мимнимальном возрасте приема на работу; № 183 1999 г. о наихудших формах детского труда.

Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем самым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций.

Следует отметить, что сейчас первостепенное значение в деятельности МОТ приобретает социальный аспект. Более 30 конвенций и 20 рекомендаций МОТ относится к данной проблеме. Наиболее важный нормативный документ – принятая в 1952 г. Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, впервые в международном праве утвердившая принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения.

Конвенция определяет минимальные нормы различных пособий в процентах от общей суммы прежних доходов или заработной платы; критерии для определения доходов и заработков различных категорий трудящихся, на базе которых исчисляются пособия.

Теперь почти повсеместно реформа систем социальной защиты и ее усиление становится одной из самых приоритетных задач.

Региональные стандарты труда.

К региональным стандартам труда относятся:

- трудовые стандарты Совета Европы (СЕ);

- трудовые стандарты Европейского Союза (ЕС);

- трудовые стандарты Содружества Независимых Государств (СНГ);

- трудовые стандарты Организации американских государств (ОАГ);

- трудовые стандарты Организации африканского единства (ОАЕ);

- трудовые стандарты Арабской организации труда (АОТ).

Совет Европы – региональная организация европейских государств, созданная в 1949 г. В нее входит 41 государство, в т.ч. Украина. Приоритетные цели – защита демографических прав человека; приведение к общему стандарту социальной, политической и юридической практики в странах Европы.

Европейский Союз (или Европейское экономическое сообщество - ЕЭС) создан в 1957 г. Нормы ЕЭС касались трудовой миграции и положения работников-мигрантов, равной платы мужчинам и женщинам за равный труд, техники безопасности и производственной санитарии, оплачиваемых отпусков. В договорах о ЕС социальный прогресс в государствах-членах и их социальное сближение рассматриваются в качестве главных целей ЕС.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональное объединение 12 стран Европы и Азии. В Уставе СНГ отмечено, что к сферам совместной деятельности государств Содружества относятся в числе прочего обеспечение прав и основных свобод человека, вопросы социальной и миграционной политики.

В 1995 г. Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ одобрила региональную конвенцию, так называемый модельный рекомендательный акт „Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ”. Этот докумкнт содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ.

В рамках СНГ действуют международные соглашения о сотрудничестве в области охраны труда, о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания.

Вопросы пенсионного обеспечения в масштабах СНГ отрегулированы соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.

Трудовые стандарты Организации американских государств (ОАГ) закреплены в специальном протоколе 1988 г., который обязывает государства принять нелбходимые меры с учетом их реальных возможностей и уровня экономического развития для реализации права на труд, на справедливые и удовлетворительные условия труда и др.

Организации африканского единства приняла в 1981 г. Африканскую хартию прав и свобод человека и народов, в которой закреплены: право на объединение, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за равный труд.

Арабская организация труда (АОТ) существует с 1965 г. как специализированное учреждение Лиги арабских стран и объединяет 13 государств. АОТ приняла Арабскую хартию труда (1965 г.), Арабскую конвенцию по трудовым стандартам (1966 г.) и 16 конвенций по отдельным вопросам труда.

В актах АОТ воспроизведены в основном положения конвенций и рекомендаций МОТ.

Правовое регулирование СТО в Украине.

Для регулирования СТО Украина с учетом международных и региональных трудовых стандартов создает систему законодательной и нормотворческой деятельности. Она охватывает такие направления как занятость, оплата труда, социальная политика, условия и охрана труда, рабочее время, демографическая политика и тд.

Основой является Конституция Украины.

Трудовые правоотношения могут регулироваться актами компетентных органов государства. К ним относятся: действующие международные договоры с участием Украины, Законы Украины, Указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции министерств, комитетов и ведомств Украины, приказы руководителей предприятий и т.д.

Наряду с Конституцией Украины в стране действует Кодекс законов о труде с 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями.

КЗОТ Украины определяет правовые начала и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к труду. Он регулирует СТО всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, укреплению дисциплины труда и т.д.

В регулировании СТО важную роль играют следующие законы Украины:

- „ О занятости населения” 1.03.1991 г.;

- „О коллективных договорах и соглашениях” 1.07.1993 г.;

- „О порядке разрешения коллективных трудовых споров” 3.03.1998 г.;

- „О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности”15.09.1999 г.;

- „Об оранизации работодателей” 24.05.2001 г.;

- „О внесении изменений в Закон Укр. „Об охране труда” 21.11.2002 г.;

- „Об оплате труда” 24.03.1995 г.

- „Об отпусках” 15.11.1996 г.;

- „О прожиточном минимуме” 15.07.1999 г.;

Также изданы указы Президента Украины и постановления Кабмина Украины по вопросам труда и занятости, призванные регулировать СТО.

Практически по всем направлениям, составляющим основу социально-трудовых взаимоотношений, национальное украиеское законодательство

гарантирует не менее широкие права гражданам – субъектам СТО, чем те, которые зафиксированы в актах международного права.

Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд положений национального украинского законодательства, регулирующего СТО, в той или иной степени не отвечает нормам международного трудового права, действие которых распространяется на Украину. Так, по выплатам заработной платы в натуральной форме, ст. 4 Конв. МОТ № 95 1949 г. об охране зарплаты, ратифицированной Украиной, гласит о том, что может быть разрешена частичная выплата заработной платы натурой в тех отраслях промышленности, где такая выплата является обычной или желательной. В Украине такая практика широко распространена и иногда доходит до абсурда: работники вместо причитающихся им денег вынуждены довольствоваться получением их условного эквивалента в виде предметов одежды, посуды, фарфоровых и фаянсовых изделий и др., а в дальнейшем заниматься их продажей, чтобы выручить хотя бы часть их стоимости.

Государство, ратифицирующее Конвенцию, при всех сложностях экономического характера обязано принимать меры по исправлению ситуации, нарушающей требования международного права. Должны быть приняты соответствующие законы, не только запрещающие натуральные выплаты без согласия трудящихся, но и определяющие ответственность работодателей в случае таких нарущений.

Украина до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 131 1970 г. об установлении минимальной заработной платы, что позволяет устанавливать размер минимальной оплаты труда значительно ниже устанавливаемого государством и фпктического прожиточного минимума.

Украина не ратифицировала Конвенцию МОТ № 173 1992 г. о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, нормы которой определяют права работников на получение причитающихся им средств. В результате в Украине остается еще значительная задолженность перед трудящимися по своевременной выплате причитающейся им заработной плате.

Во всем мире признанным эффективным способом отстаивания интересов трудящихся, связанных с осуществлением их трудовой деятельности, является объединение в общественные организации – профсоюзы. В ст. 6 Закона Украины „О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” записано: „Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это предусмотрено их уставами”. Из этого следует, что иностранные граждане и лица без гражданства лишены права создания в Украине общественных организаций по профессиональному признаку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: