Характеристика модульного обучения.




Модульная и разноуровневая»

Цель: рассмотреть современные образовательные технологии: модульную и разноуровневую, проанализировать их сущность, основные понятия и составляющие.

Задачи:

¾ образовательная: познакомить студентов с сущностью модульного обучения, его алгоритмом и составляющими; разноуровневой технологией: понятием, принципами, типами; раскрыть понятия: «технология», «педагогическая технология», «модульное обучение», «модуль», «модульная программа», «разноуровневость»;

¾ развивающая: развивать у студентов умение анализировать и обобщать изучаемый материал, формировать умение активно слушать и выражать свою позицию и мнение по услышанному; развивать теоретическое алгоритмическое и исследовательское мышление;

¾ воспитательная: воспитывать активность, целеустремлённость, самостоятельность во взглядах, демократичность; формировать научное мировоззрение.

Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал, пояснительные примеры, презентация по данной теме.

Литература:

1) Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф.образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С.144-145;146-147.

2) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Изд-во ООО «Русский язык», 1991.

3) https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node15.html

4) https://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119672.html

План

1. Характеристика модульного обучения.

2. Характеристика разноуровневой технологии.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Изучение нового материала (изложение лекционного материала).

 

Характеристика модульного обучения.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве». Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно его основы разрабатывал П.Ю. Цявичене. Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения, созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы. Они получают распространение в России: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации. Модуль (от латинского слова «modulies» – «мера», «способ») — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: 1. целевой план действий(план изложения раздела и всех тем в нём, указывается цель для учащегося, рассказывается о заданиях, которые предстоит решить); 2. банк информации; 3. методическое руководство по достижению дидактических целей. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, создать благоприятную обстановку, заинтересовать учащихся, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать. Одним из требований к модульному обучению является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео средств построить зрительное представление об объекте или процессе.
Основы технологии модульного обучения
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести контроль после изучения. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм: 1. определение места модульного урока в разделе; 2. формулировка темы урока; 3. определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения (то, к чему стремимся); 4. подбор необходимого фактического материала; 5. отбор методов и форм преподавания и контроля; 6. определение способов учебной деятельности учащихся; 7. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них (тема разбивается на подробный план выполнения); 8. составление модуля данного урока (общего плана); 9. подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося). Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа. Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается общая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность. В чём сущность модульного обучения? Приведите пример своих дисциплин по специальностям, на которых можно было бы использовать М.О. и докажите каким образом. 2.Характеристика разноуровневой технологии.

Данная технология сводится к следующему: изучение происходит в соответствии с личными способностями и возможностями ученика, ему предлагается в соответствии с этим определённый уровень обучения. Разноуровневость в обучении — это разделение учеников по степени усвоения ими учебного материала, другими словами это выделение слабых, средних и сильных учеников. Разноуровневое обучение - это организация образовательного процесса с учетом разноуровневости в обучении.

Школа с уровневым разделением действует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1) минимальном (государственный стандарт);

2) базовом (минимальный уровень, но знания расширяются или предметы по минимальному уровню делаются шире);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: