Мировоззренческая функция




Введение

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятковопределенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основныхспособов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особуюформу общественного сознания и вид общественных отношений.Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Труднообъяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего онасуществует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны отприроды, то человек ― существо историческое ― составляет своюсудьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек,никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личнаясудьба еще не завершены.Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой ещенет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модельбудущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какимибудем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковыбудут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы вполной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такойистинно человеческий путь и есть мораль.Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скороона есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления иреализуются функции морали

Регулятивная функция

Важнейшая функция морали ― регулятивная. Большинство этиков согласно стем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется какопределённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, кприроде, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чемсовершеннее сам человек.Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время какправо относится к институциональным формам. Нет никаких организаций илиучреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируютжизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральнымценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды вцелом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»:общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведениясамостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критическихситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: втруде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и другихотношениях.Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизнилибо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица,так и общества.Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощьютребований морали, но и норм права, административных установлений,технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличатьнравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.Моральное регулирование поведения человека существенно отличается отправового регулирования. Так, право опирается на государство, а мораль― на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувствасовести, долга, справедливости, любви и т.п.У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовомурегулированию. Юридическая норма ограничивает действия человека по большейчасти чисто формально, без учёта мотивации. Мораль же регулирует поведение побольшей части с содержательной стороны. Она отличается от права своимсодержательным, неформальным характером. Поэтому, в частности, мораль необязательно должна быть писаной.Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. Право обращено к человекукак к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности.Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических илиполитических границ.Мораль отличается от права и по своим санкциям. Ответственность за нарушениянорм в праве и в морали различна. Моральные санкции более гибки,разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения,одобрения общественным мнением, в виде самооценки — удовлетворенной чистойсовести или ее угрызений. Высшей мерой наказания в праве может быть смертнаяказнь, а в морали ― общественное и личное осуждение.

Мировоззренческая функция

Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать,«оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е.моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные»вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. Апоследнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом)представления о Мире в целом.Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, вособенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности.Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции.Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет длячеловека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его вобщественной жизни, в мире социальных ценностей.Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даётчеловеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний ипрожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопрекинеблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная моральвсегда оптимистична.Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве ит. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов,оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественногосознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам иповеление действовать в соответствии с ними.Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на однихлишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение —это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только наоснове знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет изсебя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, внравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфическихпонятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшемслучае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. Отхарактера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастьечеловека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: